Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Преп. Параскева.

(Великое значеніе храма Божія для христіанъ).

I. Св. препод. Параскева, память коей совершается нынѣ, жила въ XI вѣкѣ. Она была славянка-сербыня и получила воспитаніе въ богобоязненной семьѣ. Однажды въ храмѣ она поражена была словами евангелія: иже хощетъ идти по Мнѣ, да отвержется себе (Мар. 8, 34), и съ этого времени начала раздавать все бѣднымъ и жить для Бога. Усердіе свое послужить ближнему часто по-дѣтски, какъ могла, проявляла она въ томъ, что отдавала свое богатое платье встрѣтившейся нищенкѣ, а взамѣнъ его брала и надѣвала на себя лохмотья... Ей выговаривали за это дома, но, побуждаемая жалостію и любовію, она снова отдавала все свое неимущему.

Придя въ возрастъ, по смерти родителей Параскева удалилась отъ міра; посѣтивъ Царьградъ и обойдя святыя мѣста его, гдѣ она выслушивала наставленія подвижниковъ, поселилась она по совѣту ихъ въ предмѣстіи Ираклійскомъ при уединенномъ храмѣ покрова Божіей Матери, гдѣ и провела пять лѣтъ въ строгомъ постѣ и постоянной молитвѣ. Послѣ того отправилась она въ Палестину и, поклонившись святымъ мѣстамъ, рѣшилась жить въ іорданской пустынѣ. Одному Богу извѣстны борьба и труды, которые должна была перенести пустынница, но въ Немъ обрѣла она силу не отступать отъ своего пустыннаго подвига даже до старости. Тогда же возвѣщено ей было въ видѣніи, «чтобы она возвратилась въ свое отечество, гдѣ ей надлежитъ оставить на землѣ свое тѣло и перейти душею къ Богу»...

Возвратившись въ родную сторону, Параскева поселилась тамъ при храмѣ святыхъ апостоловъ и, два года спустя, однажды среди уединенной молитвы предала свою душу Богу.

Мощи ея, открытыя по особому видѣнію, ознаменовали себя нетлѣніемъ и многими чудесами. Почиваютъ въ Яссахъ, въ соборномъ храмѣ.

II. Слушая жизнь преп. Параскевы, вы видѣли, братія, что началомъ ея благочестивой жизни было посѣщеніе храма Божія и слышанныя тамъ слова евангелія о послѣдованіи Христу. И весьма многіе люди и даже закоренѣлые грѣшники исправляли свою жизнь, побывавъ нѣсколько разъ и даже однажды въ христіанскомъ храмѣ за богослуженіемъ.

То слово Божіе, то церковное поученіе пастыря, то богослуженіе, то видъ усердно молящихся вѣрующихъ, то священная обстановка храма нерѣдко такъ дѣйствовали на ихъ душу, что они выходили изъ храма совсѣмъ другими людьми, нежели пришли въ него. Такъ благотворно и такъ важно для развитія и укрѣпленія въ насъ религіозно-нравственной жизни посѣщеніе храмовъ Божіихъ.

И какъ не развиться ей, когда храмъ есть домъ Божій, училище вѣры и благочестія и мѣсто врачеванія нашихъ немощей тѣлесныхъ и душевныхъ?

а) Храмъ Божій есть домъ Божій, жилище Божіе, видимое небо. Въ храмѣ Божіемъ таинственно и непостижимо пребываетъ Самъ Владыка неба и земли, Господь нашъ I. Христосъ, какъ Онъ непреложно обѣщалъ Своимъ послѣдователямъ: идѣже бо еста два или трiе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Онъ присутствуетъ здѣсь (въ храмѣ) въ евангеліи, въ которомъ Онъ, по ученію святыхъ отцовъ, сокровенъ есть, и въ святомъ изображеніи животворящаго креста Его, и въ святыхъ мощахъ полагаемыхъ въ основаніе престола, и во святомъ антиминсѣ, преимущественно же Онъ присутствуетъ въ таинствѣ пречистаго тѣла Своего и святѣйшей крови Своей.

Въ храмѣ Божіемъ, какъ на небѣ, присутствуютъ и всѣ силы небесныя, пресвятая Матерь Божія, святые ангелы и угодники Божіи молятся вмѣстѣ съ нами, подкрѣпляютъ и возносятъ наши молитвы на небо, низводя на насъ своимъ ходатайствомъ благодать Божію. Какъ на небѣ святые, окружая престолъ Царя славы, прославляютъ Его: такъ здѣсь, на землѣ, — въ храмѣ они служатъ священнослужащимъ и молятся вмѣстѣ съ ними.

Такъ въ житіи св. Василія Великаго повѣствуется: однажды, когда св. Василій Великій совершалъ въ храмѣ молитву, благочестивые клирики видѣли небесный свѣтъ, который освѣщалъ и озарялъ алтарь и святителя, и святыхъ мужей въ бѣлыхъ ризахъ, которые окружали великаго архіерея. («Ч.-М.» 1 янв.).

Когда служилъ литургію преп. Сергій, ангелъ Господень сослужилъ ему, какъ свидѣтельствовали ученики его — Исаакій Молчальникъ и Макарій, которые явно видѣли въ алтарѣ ангела Божія, служащаго съ нимъ. А достойный инокъ обители того же преп. Сергія, — Игнатій, послѣ блаженной кончины преподобнаго видѣлъ, что онъ, во время всенощнаго бдѣнія, стоялъ на своемъ игуменскомъ мѣстѣ и участвовалъ съ братіею въ церковномъ пѣніи. («Троицк. листокъ», № 63).

б) Храмъ Божій есть училище вѣры и благочестія. Въ храмѣ Божіемъ, чрезъ постоянное слушаніе слова Божія, мы получаемъ познаніе о Богѣ, Творцѣ неба и земли, о Его безграничныхъ свойствахъ — вездѣсущіи, вѣчности, всемогуществѣ, премудрости, благости, правосудіи; въ немъ мы воспринимаемъ спасительныя истины о I. Христѣ, какъ Искупителѣ рода человѣческаго отъ грѣха, проклятія и смерти, и о Духѣ Святомъ, какъ Освятителѣ церкви съ ея благодатными таинствами. Здѣсь, при взглядѣ на иконы святыхъ угодниковъ Божіихъ, намъ представляются подвиги благочестія ихъ, проходитъ предъ нашими глазами вся многотрудная жизнь ихъ.

Въ житіи Симеона столпника разсказывается, что однажды въ воскресный день, когда стояла дурная погода и ему не приказано было выгонять стадо въ поле (въ дѣтствѣ его ничему не учили и онъ пасъ стадо отца своего), онъ, пользуясь свободнымъ временемъ, пошелъ вмѣстѣ съ родителями въ церковь и сталъ внимательно слушать божественную службу. Особенно глубоко запали въ дѣтскую душу слова евангелія: блаженни нищіи духомъ, блаженни плачущіи, блаженни кротціи (Матѳ. 5, 3—5). Услышавъ это, тринадцатилѣтній Симеонъ, вмѣсто того, чтобы итти домой, убѣжалъ въ пустынное мѣсто, гдѣ могъ на единѣ подумать о томъ, что слышалъ въ церкви. Тутъ онъ бросился на землю и со слезами сталъ просить Бога, чтобы Онъ наставилъ и научилъ его. Свыше вразумленный къ спасенію, Симеонъ отрекся отъ міра, сталъ подвизаться на столпѣ, угождая Богу молитвою и всякаго рода лишеніями, за каковую подвижническую жизнь наслѣдовалъ райскія обители. (См. «Уроки и примѣры христіанской любви», свящ. Гр. Дьяченко, 3-е изд., стр. 418–420).

в) Храмъ Божій служитъ мѣстомъ врачеванія нашихъ немощей тѣлесныхъ и душевныхъ. Въ храмѣ Божіемъ преподаются для насъ спасительныя святыя таинства; чрезъ нихъ мы получаемъ исцѣленіе отъ болѣзней душевныхъ и тѣлесныхъ и избавленіе отъ горестей, несчастій, скорбей и страданій. Несчастные получаютъ здѣсь утѣшеніе, въ бѣдности бываютъ довольны, въ слабости сильны, гордые смиряются, растерзанное скорбями сердце проситъ тутъ отрады и находитъ успокоеніе.

Что храмъ Божій служитъ намъ духовною врачебницею, въ томъ убѣждаютъ насъ многіе примѣры.

Приведемъ одинъ изъ нихъ: жилъ въ Константинополѣ одинъ юноша, который былъ въ такомъ разслабленіи, что не только не могъ ходить, но даже съ трудомъ ползалъ по землѣ. Однажды, видя, что народъ идетъ въ церковь со свѣчами на праздникъ угодника Божія Николая чудотворца, и онъ тоже, купивъ себѣ свѣчу, поползъ въ церковь. На дорогѣ является ему самъ угодникъ Божій и спрашиваетъ его: «кто онъ, куда и зачѣмъ ползетъ?» Когда убогій далъ ему отвѣтъ, святитель Николай велѣлъ ему ползти въ церковь. Несчастный кое-какъ приползъ въ домъ Божій, поставилъ здѣсь свѣчу предъ образомъ святителя Николая и началъ молиться. Потомъ, всматриваясь въ икону, онъ замѣтилъ, что точно такого же вида, старецъ встрѣтился съ нимъ на пути. Тогда онъ со слезами сталъ просить себѣ помощи у святителя Николая, и что же? Суставы его вдругъ сами собой мало-по-малу стали разгибаться: онъ уже могъ стать на ноги, и когда помазался масломъ отъ лампады горѣвшей предъ образомъ угодника Божія, то совершенно выздоровѣлъ. («Троицк. лист.», МІ 23).

III. Да поможетъ же намъ Господь по примѣру святыхъ ревностно посѣщать храмъ Божій и здѣсь находить для себя исцѣленія недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 409-411.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0