Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Тринадцатый день.

Поуч. 2-ое. Препод. Никола Святоша.

(Безъ смиренія или нищеты духовной нѣтъ спасенія).

I. Преподобный, нынѣ прославляемый, Никола Святоша, князь черниговскій, былъ сынъ Давида и внукъ Святослава. И помыслилъ онъ, какъ обманчиво все въ суетной этой жизни, и что все земное протекаетъ, проходитъ мимо, а будущія блага непреходящи и вѣчны, и безконечно царство небесное, приготовленное Богомъ любящимъ Его. И, оставивъ княженіе, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вмѣнивъ, онъ пришелъ въ Кіево-Печерскій монастырь и сдѣлался инокомъ. Это было въ 1106 году. Три года пробылъ онъ на поварнѣ, работая на братію; своими руками кололъ дрова для приготовленія пищи, часто даже носилъ ихъ съ берега на своихъ плечахъ, и съ большимъ трудомъ братья его, Изяславъ и Всеволодъ, удерживали его отъ такого дѣла. Однако этотъ истинный послушникъ просилъ и молилъ, чтобы ему еще хотя съ годъ поработать на поварнѣ на братію; послѣ же этого приставили его къ монастырскимъ воротамъ, такъ какъ онъ былъ на все искусенъ. И пробылъ онъ тутъ три года, не отходя никуда, кромѣ церкви. Оттуда велѣно ему было перейти служить на трапезѣ. Наконецъ волею игумена и всей братіи принужденъ онъ былъ имѣть свою келлію, которую самъ и построилъ. И до нынѣ эту келлію зовутъ Святошиной, также и огородъ, который онъ ископалъ своими руками. Блаженный князь Святоша никогда не былъ празднымъ: всегда у него въ рукахъ было рукодѣлье, чѣмъ онъ и выработывалъ себѣ на одежду. На устахъ его постоянно была молитва Іисусова: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй меня грѣшнаго!» Пищу онъ употреблялъ всегда монастырскую и то, что приносили ему братья-князья и бояре, онъ раздавалъ нищимъ и страннымъ. Такъ въ трудахъ и лишеніяхъ провелъ преподобный болѣе тридцати лѣтъ, не выходя изъ монастыря. Когда онъ скончался, то почти всѣ жители Кіева стеклись въ Печерскій монастырь, чтобы воздать преподобному послѣдній долгъ. За глубокое смиреніе св. князя Господь надѣлилъ его даромъ чудотвореній: даже оставшаяся послѣ него одежда источала исцѣленія. Такъ, когда братъ блаженнаго, князь Изяславъ, сдѣлался тяжко боленъ, то на него надѣли власяницу преподобнаго Николы, и больной тотчасъ выздоровѣлъ. Много было и другихъ чудодѣйственныхъ знаменій отъ мощей блаженнаго, донынѣ почивающихъ въ кіевскихъ пещерахъ.

II. а) Великій, братіе мои, подвигъ избралъ себѣ блаженный князь Святоша, рѣшившійся ради Христа и ради царства небеснаго на самовольную ниіцету и униженіе! Его высокое положеніе сулило ему много земныхъ благъ и утѣхъ, за которыми мы такъ часто гоняемся, но онъ все это презрѣлъ, чтобы пріобрѣсть блага высшія и неоцѣненныя. Нѣсколько разъ старались братья его и знакомые отклонить блаженнаго отъ избраннаго имъ пути — уничиженія и суровыхъ подвиговъ, — но трудно было поколебать твердость души Святоши. Лучшимъ образчикомъ убѣжденій преподобнаго Николы служитъ сохранившаяся до насъ бесѣда его съ однимъ врачомъ.

Еще во время своего княженія Святоша имѣлъ врача весьма искуснаго, именемъ Петра. Этотъ врачъ пришелъ съ нимъ въ монастырь, но, видя его вольную нищету на поварнѣ и у воротъ, разстался съ нимъ и сталъ жить въ Кіевѣ, занимаясь врачевствомъ. Онъ часто приходилъ къ блаженному и, видя его во многомъ злостраданіи и безмѣрномъ пощеніи, увѣщавалъ его, говоря: «князь! слѣдовало бы тебѣ поберечь свое здоровье и не губить такъ плоти своей безмѣрнымъ трудомъ и воздержаніемъ: ты когда-нибудь изнеможешь такъ, что не въ силахъ будешь нести лежащее на тебѣ бремя, которое тебѣ угодно было принять на себя, Господа ради. Богъ хочетъ не поста или труда непосильнаго, а только сердца чистаго и сокрушеннаго; да ты не привыкъ къ такой нуждѣ, какую переносишь теперь; и благочестивымъ братьямъ твоимъ, Всеволоду и Изяславу, въ великую укоризну твоя нищета; какъ отъ такой славы и чести дойти до послѣдняго убожества, до того, чтобы изнурять свое тѣло подобной пищей! Дивлюсь я твоему желудку, какъ терпитъ! Бывало, отягощался сладкой пищей, а теперь суровое зелье и сухой хлѣбъ принимаешь. Берегись, князь, — какъ бы тебѣ не умереть преждевременно... Да и какой князь дѣлалъ такъ, какъ ты? Или кто изъ бояръ поступалъ такъ или хотя желаніе имѣлъ итти по этому пути?... Если не послушаешься меня, то прежде времени смерть пріимешь». И такъ часто говорилъ онъ ему, сидя съ нимъ въ поварнѣ или у воротъ. Блаженный же отвѣчалъ ему: «братъ Петръ! много думалъ я и разсудилъ не пощадить плоти своей, чтобы снова не поднялась во мнѣ борьба: пусть подъ гнетомъ многаго труда смирится она... Нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ (Римл. 8, 18). Я благодарю Господа, что Онъ освободилъ меня отъ рабства міру... Братья же мои пусть за собою смотрятъ: каждый долженъ свое бремя нести. Все: жену, и дѣтей, и домъ, и власть, и братьевъ, и друзей, и рабовъ, и села, — оставилъ я ради Христа, чтобы чрезъ то сдѣлаться наслѣдникомъ жизни вѣчной. Я обнищалъ ради Христа, что-бы Его пріобрѣсть. Да и ты когда врачуешь, не велишь ли воздерживаться въ пищѣ? А для меня умереть за Христа — пріобрѣтеніе, а сидѣть на сорной кучѣ, подобно Іову, — царствованіе. Если же князья не дѣлали такъ прежде меня, то пусть я явлюсь имъ вождемъ: можетъ-быть кто нибудь изъ нихъ поревнуетъ мнѣ и пойдетъ по слѣду моему. До прочаго же тебѣ и научившимъ тебя дѣла нѣтъ».

Въ этихъ словахъ блаженнаго князя заключается все величіе его смиренной души. «Хочешь ли быть великимъ? — будь меньше всѣхъ», говоритъ св. Ефремъ Сиринъ. «Самая лучшая мѣра смиренія — считать себя худшимъ изъ всѣхъ тварей», учитъ св. Димитрій ростовскій.

б) Какъ далеки отъ этого высокаго образца смиренія мы — грѣшные! Сколько гнѣздится въ сердцѣ нашемъ пороковъ, и между тѣмъ мы не любимъ унижать себя предъ другими! Чуть кто побогаче да познатнѣе, ужъ онъ куда какъ величается иногда предъ человѣкомъ бѣднымъ, незнатнымъ, какъ бы совсѣмъ забывая, что богатство, сила, знатность — это дары Божіи, не нами они пріобрѣтаются, а отъ Господа подаются, на пользу намъ и ближнимъ. Попробуй же оскорбить насъ кто-либо, — мы такого человѣка съ грязью смѣшать готовы, въ десять разъ отплатить рады. А между тѣмъ, вѣдь мы — ученики, послѣдователи Спасителя, кроткаго, смиреннаго, любвеобильнаго. Вѣдь къ намъ Онъ, милосердый, говоритъ: научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ!

Помните, христіане, что Господь гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать, что безъ смиренія нѣтъ и спасенія.

в) Знайте, братіе, что нѣтъ лучше и угоднѣе Богу добродѣтели, чѣмъ смиреніе, или нищета духовная. Смиреніе уподобляетъ человѣка Самому Господу, Который говоритъ: научитесь отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Мѳ. 11, 29); смиреннымъ или нищимъ духомъ Спаситель обѣщаетъ первую награду: блаженни нищіе духомъ, яко тѣхъ есть царство небесное. «Смиреніе, — учитъ св. Іоаннъ лѣствичникъ, — есть дверь въ царство небесное». Смиреніе, — говоритъ другой отецъ церкви, — есть полнота всѣхъ добродѣтелей». Гдѣ смиреніе, тамъ и любовь: только смиренное сердце способно любить по-христіански, поэтому смиреніе есть матерь не только всѣхъ добродѣтелей, но и самой любви. (Воскр. день за 1894 г.).

III. Богъ молитвами препод. отца нашего Николы Святоши, нѣкогда славнаго русскаго князя, и затѣмъ смиреннаго инока кіево-печерской лавры, да удалитъ изъ нашего сердца духъ гордости и самопревозношенія и да даруетъ намъ спасительный духъ смиренія и самоосужденія. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указан. и друг. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 405-407.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0