Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Тринадцатый день.

Поуч. 1-ое. Свв. муч. Карпъ и Папилъ.

(Борьба противъ священнослужителей церкви).

I. Однимъ изъ сильнѣйшихъ гоненій противъ христіанъ въ первые вѣка христіанства было гоненіе римскаго императора Декія, черезъ 250 лѣтъ по Рождествѣ Христовомъ. Главное вниманіе мучителей тогда обращено было на пастырей церкви, и потому въ то время много, много пострадало христіанскихъ епископовъ и вообще священнослужителей церкви. Тогда то мученически окончили жизнь свою выдающіеся предстоятели главныхъ церквей: римскій епископъ Фабіанъ, антіохійскій Вавила, іерусалимскій Александръ; тогда то скончался мученически воспоминаемый въ нынѣшній день, епископъ ѳіатирской церкви, въ Малой Азіи, Карпъ съ діакономъ Папилою и др. Чего только ни дѣлали яростные мучители со святыми старцами Карпомъ и Папилою: и водили ихъ нагими въ оковахъ по городу, съ желѣзными цѣпями на шеѣ, и гоняли ихъ изъ города въ городъ, привязавши къ быстрымъ конямъ, и били терновыми розгами, и жгли свѣщами тѣла ихъ, посыпая раны солью; словомъ, всевозможными способами старался мучитель Валерій, по повелѣнію Декія, отклонить мучениковъ отъ христіанства; но столпы мало-азіатской церкви оказались непоколебимыми: Карпа и Папилу наконецъ усѣкли мечемъ.

II. а) Почему же императоръ Декій, какъ и всѣ вообще злѣйшіе гонители христіанъ, съ такою злобною силою возставалъ противъ священнослужителей церкви — епископовъ, священниковъ и діаконовъ? Очень понятно: потому что священнослужители были истинными пастырями церкви: они были предстоятелями и представителями христіанъ въ своихъ общинахъ; они были главными охранителями и распространителями вѣры Христовой; они были охранителями и руководителями своихъ пасомыхъ; они были, такъ сказать, передовыми ратоборцами за вѣру. «Поразить пастыря, разбѣгутся и овцы», основательно разсуждали ретивые гонители христіанъ, и дѣйствовали такъ.

б) Не такъ ли и доселѣ дѣйствуютъ явные и тайные враги христіанства? Кто для нихъ ненавистнѣе всѣхъ? Священнослужители. Съ ними, говорятъ въ безуміи и ослѣпленіи невѣрующіе, встрѣча можетъ быть неблагопріятна. Это — со священнослужителями, нерѣдко несущими на своей груди пречистое тѣло и кровь Христовы и спѣшащими къ больному или умирающему?! Только демонамъ непріятна встрѣча со Христомъ и Его служителями, а также и тѣмъ, кто, удалившись отъ Христа, служитъ плоти, міру и діаволу.

Противъ кого больше всего воюетъ и теперь злобный духъ нечестія, или такъ называемый духъ времени, живущій и дѣйствующій въ современномъ дурномъ обществѣ, какъ не противъ духовныхъ лицъ — священниковъ и проч.

Сколько приходится и теперь выслушивать священнику укоровъ и обвиненій, часто совсѣмъ незаслуженно, и за то, и за другое, и за третье: и за костюмъ, усвоенный духовному сану, и за незнаніе всѣхъ мелочныхъ и суетныхъ приличій свѣта, и за способъ обезпеченія себя отъ своихъ трудовъ, освященный церковными правилами всѣхъ временъ, и за ихъ религіозность и набожность, какъ будто истинный служитель церкви Божіей не можетъ быть не религіозенъ, и за несочувствіе моднымъ ученіямъ и обычаямъ, какъ будто можно сочувствовать тому, что вредно для религіозно-нравственной жизни паствы и что обнаруживаетъ свою ложь постоянною смѣною. Идетъ священникъ въ одеждѣ бѣдной, изношенной, потертой, свидѣтельствующей объ его нуждѣ, и это ставятъ священнику въ укоръ, называютъ его за это неряхою. Идетъ священникъ въ одеждѣ новой, чистой, обвиняютъ его за щегольство! Провинится въ чемъ нибудь одинъ священникъ, вину его взваливаютъ на всѣхъ и говорятъ: «всѣ священники такіе»! Сколько самыхъ язвительныхъ поговорокъ придумалъ злобный міръ противъ священниковъ Божіихъ, которыхъ нравственная жизнь, при неизбѣжныхъ недостаткахъ, стоитъ несравненно выше большинства людей. Это не слова, а дѣло и самая жизнь. Истинны слова Спасителя нашего, сказанныя въ лицѣ апостоловъ и о всѣхъ преемникахъ ихъ служенія, пастыряхъ церкви Христовой: будете ненавидимы всѣми имене Моего ради... Нѣсть ученикъ надъ учителя своего, ниже рабъ надъ господина своего. Аще Мене изгнаша и васъ ижденутъ. Аще господина дому вельзевула нарекоша, кольми паче домашнія его?

Братіе-христіане, руководящіеся духомъ истины и любви! Когда вы слышите, братіе мои, брань и хулы противъ священнослужителей Божіихъ, догадывайтесь, что эти рѣчи отъ недобраго духа, — что эти рѣчи отъ враговъ церкви Христовой, вѣчно воюющихъ противъ нея даже, повидимому, и въ мирныя времена церкви.

в) Не то мы говоримъ, будто бы священнослужители всегда и въ наше время не заслуживаютъ укоровъ, будто они всегда и во всемъ правы, — будто всѣ они святы, — Боже сохрани насъ отъ такого самохвальства и превозношенія фарисейскаго! Есть, къ сожалѣнію, много и темныхъ пятенъ и въ священнослужителяхъ церковныхъ; эти пятна, какъ извѣстно, на бѣломъ еще болѣе видны, чѣмъ на темномъ и сѣромъ, скажемъ даже болѣе: что простительно мірянину, то не можетъ быть прощено лицу духовному. Но все таки и то нужно сказать, что въ священнослужителяхъ церкви мы должны уважать ихъ высокое священное званіе, ихъ честь и благодатные дары, данные имъ отъ Бога, ихъ права и высокія обязанности, а можетъ быть и кой-какія заслуги предъ Богомъ и предъ людьми... Да и не намъ судить нашихъ отцовъ духовныхъ; есть надъ ними судьи и начальники — старшіе; а главное, есть надъ ними верховный Судія-Пастыреначальникъ Господь, Который съ неба надзираетъ за ними и знаетъ — какъ и чѣмъ наказать Своихъ недостойныхъ служителей. Мнѣ отмщеніе (Я имъ мститель); Азь воздамъ (Я имъ отомщу), глаголетъ Господь и о недостойныхъ пастыряхъ.

III. Братіе мои возлюбленные! Бодрствуйте надъ собой, дабы не попасть въ сѣти духа злобы, ненавидящаго служителей Христовыхъ по тому уже одному, что они служители Божіи. Не присоединяйтесь къ тѣмъ, кто готовъ слушать и распространять всякій дурной слухъ о пастыряхъ церкви. Помните, за всякое слово, тѣмъ болѣе слово лживое, клеветное, злорадостное, мы нѣкогда дадимъ строгій отвѣтъ въ день суда, великаго и страшнаго. Уважайте своихъ пастырей, какъ слугъ Христовыхъ, и помните, что этимъ вы оказываете любовь Самому Іисусу Христу. (Состав. свящ. Гр. Дьяченко съ дополн. по «Пропов. приложен. къ руков. для сел. паст.» за 1885 г. октябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 403-405.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0