Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. ап. Филиппъ, одинъ изъ 7 діаконовъ.

(Какъ должно читать или слушать св. писаніе?)

I. Нынѣ св. церковь совершаетъ память одного изъ семи діаконовъ, св. апостола Филиппа.

Св. апостолъ Филиппъ былъ родомъ изъ Кесаріи Палестинской. Іудеи, видя, что число вѣрующихъ все умножается, начали жестоко преслѣдовать церковь Божію; они побили каменьями архидіакона Стефана, и тогда всѣ вѣрующіе, кромѣ двѣнадцати апостоловъ, оставили Іерусалимъ. Но гоненіе это послужило только къ большему распространенію слова Божія, потому что вѣрующіе стали проповѣдывать въ разныхъ городахъ, и вездѣ Богъ помогалъ имъ утвердить святое ученіе Его. Св. Филиппъ, оставивъ Іерусалимъ, прибылъ въ Самарію и тамъ усердно проповѣдывалъ Христа.

Однажды, ангелъ Божій сказалъ Филиппу: «встань и поди по дорогѣ, ведущей къ Газѣ». Филиппъ повиновался и на дорогѣ встрѣтилъ одного эѳіопскаго вельможу. Онъ ѣздилъ въ Іерусалимъ для поклоненія Богу, ибо многіе изъ чужестранцевъ вѣровали тогда закону Моисея. Сидя въ колесницѣ, онъ читалъ пророчество Исаіи, и именно то мѣсто изъ 53 й главы, въ которомъ пророкъ такъ ясно указываетъ на Христа: «какъ овца веденъ Он на закланіе, какъ агнецъ предъ стригущимъ его безгласенъ, такъ Онъ не отверзаетъ устъ Своихъ. Въ уничтоженiи Его совершился судъ Его. Но родъ Его кто изъяснитъ? хотя вземлется отъ земли жизнь Его?» (Ис. LIІІ, 7, 8). Эѳіопскій вельможа не понималъ, о комъ говоритъ пророкъ; но Господь, видя его искреннее желаніе узнать истину, послалъ ему неожиданную помощь. Духъ Святый внушилъ Филиппу пристать къ колесницѣ и заговорить съ вельможею. Узнавъ, что тотъ читаетъ пророчество Исаіи, Филиппъ спросилъ, понимаетъ ли онъ, что читаетъ; «нѣтъ», отвѣчалъ вельможа, «объясни мнѣ». Онъ попросилъ Филиппа сѣсть съ нимъ и спросилъ, о комъ говоритъ пророкъ — о себѣ, или о другомъ? Филиппъ тотчасъ же объяснилъ смыслъ пророчества и благовѣствовалъ вельможѣ о Христѣ. Тотъ слушалъ со вниманіемъ. Между тѣмъ подъѣхали къ водѣ, и вельможа сказалъ Филиппу: «вотъ вода! что мѣшаетъ мнѣ креститься?»,

— «Можно, отвѣчалъ Филиппъ, если вѣруешь отъ всего сердца».

— «Вѣрую, что Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій», отвѣчалъ тотъ.

Остановили колесницу. Оба вышли; Филиппъ окрестилъ эѳіоплянина, и Духъ Святый сошелъ на вновь увѣровавшаго. Тогда ангелъ Божій взялъ Филиппа, а вельможа продолжалъ путь свой съ радостію.

II. Какими чудными путями распространялось святое ученіе! Какъ милостиво Господь наставлялъ тѣхъ, которые желали служить Ему! Какъ Онъ помогалъ имъ! Точно такъ помогаетъ Онъ и теперь всѣмъ тѣмъ, которые искренно желаютъ узнать волю Его, чтобы, узнавши, исполнять ее. Какъ нѣкогда эѳіопскому вельможѣ, такъ и каждому изъ насъ нужна помощь Божія при чтеніи священнаго писанія. Многое въ немъ недоступно и для самыхъ ученыхъ, самыхъ образованныхъ людей, ибо умъ человѣческій не можетъ уразумѣть всего величія Божества; но тѣмъ, которые со смиреніемъ и любовью приступаютъ къ чтенію священныхъ книгъ, Богъ помогаетъ уразумѣть то, что нужно для нихъ. Потому, братія, помыслимъ о томъ, какъ намъ должно читать или слушать священное писаніе, чтобы получать истинный плодъ, ко спасенію душъ своихъ.

а) Приступая къ чтенію или слушанію священнаго писанія, мы должны помышлять, что это не человѣческое ученіе, что это слово Божіе, которое постоянно и неизмѣнно. Господь говоритъ: дондеже прейдетъ небо и земля, iота едина, или едина черта не прейдетъ отъ закона, дондеже вся будутъ (Матѳ. 5, 18). Еще говоритъ Господь: глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ, Духъ суть и животъ суть (Іоан. 6, 63). Апостолъ учитъ: всяко писаніе Богодухновенно есть (2 Тим. 3, 16).

б) Такъ и Самъ Іисусъ Христосъ и апостолы свидѣтельствуютъ о Божественномъ достоинствѣ священнаго Писанія, о томъ, что оно написано Духомъ Божіимъ; что предлагаемое въ немъ ученіе неизмѣнно, и есть слово Божіе живое и дѣйственное (Евр. 4, 12), и спасительное для всѣхъ вѣрующихъ и соблюдающихъ его. Поэтому каждый разъ, какъ хотимъ читать или слушать священное писаніе, мы должны собираться въ себя и питать въ себѣ благоговѣніе и молитву къ Богу, и просить Бога, чтобы Онъ даровалъ намъ Духа Своего, къ уразумѣнію того, чему научаетъ насъ въ священномъ писаніи. Душевенъ же человѣкъ, учитъ Апостолъ, не пріемлетъ, яже Духа Божія; юродство бо ему есть, и не можетъ разумѣти, зане духовне востязуется (1 Кор. 2, 14). «Душевный человѣкъ», есть такой человѣкъ, который не имѣетъ въ себѣ Духа Христова, который и мыслитъ и дѣйствуетъ по понятіямъ своего естественнаго разума, непросвѣщеннаго вѣрою въ Іисуса Христа. Такой человѣкъ «не принимаетъ того, что отъ Духа Божія (не понимаетъ и не вѣруетъ), потому что онъ почитаетъ сіе безуміемъ; и не можетъ разумѣть (своимъ естественнымъ смысломъ), потому что о семъ надобно судить духовно» (при помощи Духа Божія, просвѣщающаго насъ къ уразумѣнію таинъ спасенія).

в) При этомъ надобно удаляться отъ грѣховъ, явныхъ и тайныхъ; надобно питать въ душѣ чистыя мысли, благочестивыя чувствованія и желанія, чтобы такимъ образомъ приготовлять себя къ принятію Святаго Духа. Необходимо питать въ душѣ чувство смиренія и преданности Господу, чтобы съ дѣтскою вѣрою принимать ученіе слова Божія, а не умничать и не пытаться постигнуть тѣ глубины таинъ Божіихъ, которыя отъ насъ сокрыты. Іисусъ Христосъ, прославляя Бога Отца, говоритъ: исповѣдаютися (славлю Тебя), Отче, Господи небесе и земли, яко утаилъ еси сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси та младенцемъ (Матѳ. 11, 25). Такъ, братія, и мы должны всегда хранить себя чистыми отъ грѣховъ души и тѣла, чтобы Духъ Святый осѣнялъ насъ и даровалъ намъ благодать разумѣнія; должны слушать и читать слово Божіе съ глубокимъ смиреніемъ, съ дѣтскою простотою и несомнѣнною вѣрою, внимая священному писанію, какъ истинному слову Божію, или глаголамъ Господа Іисуса Христа и Святаго Духа.

г) Читая или слушая священное писаніе, старайся понимать его такъ, какъ понимаетъ и изъясняеіъ его святая православная церковь, или какъ разумѣли и раскрыли его святые отцы и учители вселенской церкви. Читая священное писаніе, при свѣтѣ вѣры, многое ты будешь понимать; а чего не понимаешь, того не берись изъяснять, если къ этому не приготовленъ, а ищи разрѣшенія своихъ недоумѣній у пастыря или учителя церкви. Іисусъ Христосъ избранныхъ учениковъ Своихъ, которыхъ наименовалъ апостолами (Лук. 6, 13), преимущественно предъ другими научалъ тайнамъ царствія, объяснялъ имъ писанія, сообщилъ имъ даръ разумѣти писанія (Лук. 24, 45), и послалъ ихъ возвѣщать евангеліе по всей вселенной: такъ и нынѣ предназначаемые къ прохожденію пастырскаго служенія особенно приготовляются къ уразумѣнію священнаго писанія и таинъ спасенія, и, по установленію Самого Господа, принимаютъ особую благодать, въ таинствѣ священства, сообщающую имъ право и силы къ прохожденію сего высокаго и многотруднаго служенія. Такъ, читая или слушая слово Божіе, принимайте ученіе съ благоговѣйною вѣрою; а встрѣчая недоумѣнія, будьте осторожны: не рѣшайте недоумѣній сами собою, какъ вамъ кажется, чтобы не согрѣшить противъ истины, и тѣмъ не оскорбить Святаго Духа, дѣйствующаго чрезъ слово Божіе; а просите разрѣшенія у своихъ пастырей, и принимайте ихъ слова съ довѣріемъ, какъ слова церкви, потому что они будутъ говорить вамъ не по своему мнѣнію, а такъ, какъ учитъ вселенская церковь, какъ учили святые отцы и учители православной церкви, или какъ опредѣлили святые православные соборы.

д) И каждый разъ, какъ читаемъ или слушаемъ священное писаніе, всегда надобно намъ питать въ своей душѣ искреннее желаніе и твердую рѣшимость, усовершаясь въ познаніи спасительнаго ученія, вмѣстѣ усовершаться и въ христіанскихъ добродѣтеляхъ, стараясь всѣми силами исполнять заповѣди Божіи. Слышишь или читаешь о величіи Бога Вседержителя, о Его всемогуществѣ, премудрости, благости и другихъ безпредѣльныхъ Его совершенствахъ, также о Его великихъ и неизобразимыхъ дѣлахъ, о твореніи міра, о управленіи міромъ, о Его особенномъ промышленіи о человѣкѣ, — благоговѣй и прославляй великаго и безпредѣльнаго въ Своемъ величіи Бога, Творца, Промыслителя всего міра и Спасителя рода человѣческаго. Слышишь гласъ Господа Іисуса, призывающій на путь спасенія, или заповѣдующій соблюдать ту или другую заповѣдь: возгрѣвай твою ревность къ исполненію заповѣдей Христовыхъ. Съ такимъ расположеніемъ и съ такою ревностію къ усовершенію себя въ познаніи Бога и совершенствъ Его, въ любви къ Нему и въ исполненіи заповѣдей Его должно всегда слушать и читать священное писаніе, и, соблюдая это правило, вы каждый разъ будете получать плодъ назиданія ко спасенію.

III. Братія! Слушайте и, кто можетъ, читайте священное писаніе усердно и съ благоговѣніемъ, и смиренно повинуйтесь наставленіямъ Духа Божія, въ немъ говорящаго. Просвѣщайтесь имъ, какъ духовнымъ свѣтомъ; питайте имъ сердца ваши, какъ небесною манною; послѣдуйте ему, какъ свѣтильнику, сіяющему въ этомъ темномъ мѣстѣ нашего земного странствованія. Господь сказалъ: блажени слышащіи слово Божіе, и хранящіи е (Лук. 11, 28). Такъ слушая слово Божіе и повинуясь ему, и вы блаженны; потому что, послѣдуя ученію слова Божія, идете путемъ спасенія и, по окончаніи земной жизни, надѣетесь, по обѣтованію Господа, наслѣдовать жизнь вѣчную. Господь говоритъ: аминь, аминь глаголю вамъ, яко слушаяй словесе Моего, и вѣруяй Пославшему Мя, имать животъ вѣчный; и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). (Сост. съ дополн. по «Пропов.» Евсевія, архіеп. могилев., т. I, изд. 1870 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 400-402.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0