Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. Ѳеофанъ начертанный.

(Что такое православіе?)

I. Св. Ѳеофанъ, память коего совершается сегодня, родился въ Аравіи, а благочестію и разумѣнію св. писанія научился въ лаврѣ св. Саввы. Какъ знающій истины православной вѣры и образованный человѣкъ, Ѳеофанъ, вмѣстѣ съ братомъ своимъ Ѳеодоромъ, былъ посланъ іерусалимскимъ патріархомъ въ Константинополь на защиту православія противъ иконоборцевъ. Здѣсь-то вмѣстѣ съ братомъ своимъ онъ претерпѣлъ жестокія мученія отъ императора Ѳеофила, который приказалъ бить ихъ толстыми ремнями, а потомъ повелѣлъ написать на лицахъ ихъ раскаленнымъ желѣзомъ срамные стихи. «Пиши, что угодно; предъ страшнымъ Судіею самъ прочтешь твое писаніе», сказали братья. Стихи были начертаны на лицахъ и съ того времени братья Ѳеодоръ и Ѳеофанъ стали называться начертанными. Съ начертаніемъ на лицѣ Ѳеофанъ, послѣ возстановленія почитанія св. иконъ, былъ митрополитомъ никейскимъ, сочинилъ много богослужебныхъ каноновъ и скончался мирно.

II. Мы видѣли, братія, что св. исповѣдникъ Ѳеофанъ претерпѣлъ великія страданія за истину православія, которое требовало и требуетъ воздавать должное почитаніе св. иконамъ. И многіе св. мужи — святители, пресвитеры и діаконы, а также великій сонмъ св. мірянъ терпѣли оскорбленія, темничныя заключенія, мученія и самую смерть, отстаивая истины православія въ борьбѣ съ язычниками и еретиками.

Что же такое православіе, которое такъ дорого для всѣхъ истинныхъ христіанъ, безъ котораго намъ не войти въ царствіе Божіе?

Побесѣдуемъ объ этомъ весьма важномъ предметѣ въ настоящій разъ.

а) Православіе, на сколько можно отвѣтить на этотъ трудный вопросъ христіанскаго ученія, въ основѣ своей есть, во-первыхъ, повиновеніе Богу, когда человѣкъ смиряетъ свой разумъ предъ высшимъ откровеніемъ и пріемлетъ его вѣрою. Послушаніе сіе руководится мыслію: Господь Самъ сказалъ, что же я могу тутъ отъ себя прибавить? Въ словахъ Господнихъ не можетъ быть ни ошибки, ни недомолвки; если чего ясно не открыто, намъ, во всякомъ случаѣ, не распознать. Послушаніе вѣры преисполнено чувствъ искреннѣйшаго благоговѣнія къ словамъ Господнимъ. Сказалъ Господь о Святомъ Духѣ: Иже отъ Отца исходитъ (Іоан. 15, 26), мы и исповѣдуемъ вмѣстѣ съ церковію: вѣрую и въ Духа Святаго... Иже отъ Отца исходящаго. Сказалъ Господь о Своей крови: пійте отъ нея вси (Матѳ. 26; 28), чаша жизни и преподается всѣмъ и не только взрослымъ, но и младенцамъ.

б) Во-вторыхъ, православіе есть послушаніе церкви, когда мы не полагаемся на разумъ свой или другихъ людей въ истолкованіи богооткровеннаго ученія, а слушаемся ея гласа и ученія и всѣмъ сердцемъ ввѣряемъ себя ея водительству. Вмѣстѣ съ симъ и по сему самому православіе есть вѣрность ученію апостоловъ и отцевъ церкви, согласіе со всею древнею церковію и единеніе съ нынѣ пребывающею и духовно царствующею въ мірѣ церковію вселенскою. Посему, провозгласивъ вселенскій сѵмволъ вѣры, церковь торжественно восклицаетъ: «сія вѣра апостольская, сія вѣра отеческая, сія вѣра православная, сія вѣра вселенную утверди». Держась этой вѣры, христіанинъ находится въ единеніи съ Богомъ, Источникомъ безсмертной жизни; порвавъ же живую связь съ нею, онъ погибнетъ для жизни вѣчной.

Братіе мои возлюбленные! Обратите ваше вниманіе на эти слова и не пропускайте ихъ мимо вашего сердечнаго слуха!

в) Православіе, далѣе, — это не только правое исповѣданіе вѣры, но и правая жизнь. Православіе, напримѣръ, отвергаетъ возникшее на почвѣ католичества ученіе о добродѣтели, какъ нѣкоей заслугѣ предъ Богомъ; отвергаетъ и протестантское (лютеранское) ученіе объ оправданіи одною вѣрою, которое, послѣ долгихъ перетолкованій на западѣ, принесъ въ наше отечество одинъ самозванный учитель и предложилъ въ понравившейся столь многимъ формѣ: «живи, какъ хочешь, только вѣруй, и все тебѣ будетъ прощено», какъ будто чистый елей вѣры можетъ свѣтло горѣть въ переполненномъ нечистотами сосудѣ. Православіе не даетъ никакого послабленія грѣху и страсти, твердо и настойчиво требуетъ выраженія вѣры въ любви и добрыхъ дѣлахъ, прямо и ясно ставитъ вопросъ о добродѣтели, какъ долгѣ предъ Богомъ, котораго никогда человѣкъ не можетъ совершенно выполнить. Посему, сколько бы ни подвизался праведникъ въ дѣланіи добра, онъ почитаетъ себя, по слову Господню, рабомъ неключимымъ и, падая ницъ предъ св. чашею Жизни, искреннѣйше сознаетъ и называетъ себя первымъ изъ грѣшниковъ.

г) Православіе не только правая вѣра и жизнь, но и правильное, подобающее величію Бога, служеніе Ему. Иная обстановка православнаго храма, чѣмъ католическаго костела и нѣмецкой кирхи, иные обряды, иное въ богослуженіи. Тамъ въ западныхъ, напримѣръ, католическомъ и протестантскомъ (нѣмецкомъ) вѣроисповѣданіяхъ искусство въ живописи, въ органной музыкѣ все сдѣлало, что могло, и даетъ намъ минуты восторга, душа подъемлется, уносится куда-то далеко, далеко, уносится, и забываетъ человѣкъ, зачѣмъ пришелъ въ этотъ храмъ, и молитвы въ душѣ уже не стало; здѣсь, въ православной церкви, умиляемся, потрясаемся до глубины души, падаемъ ницъ предъ Господомъ и молимся. Есть службы, подобныхъ которымъ нѣтъ въ другихъ христіанскихъ исповѣданіяхъ, на которыхъ однакоже сами иновѣрцы чувствуютъ соприкосновеніе земли и неба: укажемъ для примѣра дивную пасхальную службу.

Со стороны каждаго человѣка требуется постоянное и неослабное наблюденіе, точно ли онъ идетъ путемъ Господнимъ, и неуклонное пользованіе тѣми благодатными средствами, которыя даны намъ по великой милости Искупителя міра.

Вотъ нѣкоторыя изъ правилъ для жизни желающаго сохранить себя въ православіи. Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Матѳ. 16. 6). Берегитесь лжепророковъ (Матѳ. 17, 1). Не всякому духу вѣрьте, но испытывайте духовъ, отъ Бога ли они (Іоан. 4, 1). Все испытывайте, хорошаго держитесь (Іоан. 5, 21). Входите тѣсными вратами, потому что широки врата и пространенъ путь, ведущіе къ погибели (Іоан. У, ст. 13).

Ш. Да поможетъ же намъ Господь Богъ сохранить безцѣнное сокровище своей православной вѣры во всей полнотѣ и чистотѣ по примѣру препод. Ѳеофана начертаннаго и др. св. подвижниковъ, не щадившихъ не толъко своего здоровья или земныхъ стяжаній, но и самой жизни въ защитѣ православной вѣры отъ язычниковъ и еретиковъ, и да даруетъ Онъ намъ духъ премудрости и разума, духъ страха и благочестія жить въ святыхъ и спасительныхъ заповѣдяхъ православія! (Сост. свящ. Г. Д—ко по статьѣ прот. П. Смирнова: «О православіи», помѣщ. въ «Церковн. вѣдом.». изд. при Свят. Сѵнодѣ за 1893 г., № 8, стр. 304–310).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 398-399.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0