Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Десятый день.

Свв. мученики Евлампій и Евлампія.

(Высокое достоинство души человѣческой).

I. Свв. мученики Евлампій и Евлампія, знатные никомидійцы, память коихъ совершается нынѣ, были между собою братъ и сестра. Жили они въ г. Никомидіи, при императорѣ Максиміанѣ, въ ІѴ вѣкѣ. Когда на городскихъ воротахъ былъ вывѣшенъ указъ о преслѣдованіи христіанъ, то Евлампій сталъ горько обличать царя, который вооружается не противъ враговъ отечества, а противъ неповинныхъ и полезныхъ подданныхъ. Его схватили и привели на судъ. Судья, увидя молодость Евлампія, началъ ласками и обѣщаніями почестей склонять его къ отреченію отъ Христа. Затѣмъ, встрѣтивъ отказъ, приказалъ мучить. Его такъ истерзали, что все тѣло представлялось какъ бы одною сплошною язвою, и послѣ сего положили на раскаленную огнемъ постель. Но Господь хранилъ святого: онъ всталъ съ одра совершенно здоровымъ. Услышавъ о мученіяхъ брата, Евлампія прибѣжала на мѣсто мученія и громко сказала ему: «зачѣмъ же ты не извѣстилъ меня, чтобы и я съ самаго начала могла терпѣть съ тобою мученія? Не вмѣстѣ ли мы воспитаны и не въ одного ли Бога научены вѣровать?» Святую начали бить по лицу такъ, что совсѣмъ обезобразили его. Св. же Евлампій укрѣплялъ сестру словамиХриста: «не убойся, сестра, отъ убивающихъ тѣло, а души не могущихъ убить». Наконецъ бросили было ихъ обоихъ въ разожженную печь, но пламя въ ней охладилось, и Евлампію усѣкли мечемъ, а Евлампій прежде усѣченія скончался. Видя чудеса во время мученія свв. Евлампія и Евлампіи, весьма многіе увѣровали во Христа. Всѣхъ ихъ числомъ до 200 человѣкъ обезглавили.

II. Мы видѣли, братія, что св. муч. Евлампій, подкрѣпляя мужество своей св. сестры, привелъ слова Спасителя: «не убойся, сестра, убивающихъ тѣло, а души не могущихъ убить». Слѣд., душа есть такое духовное существо, которое не прекращаетъ своей жизни вмѣстѣ со смертію тѣла. Она такъ дорога, что за спасеніе ея отъ вѣчной смерти въ случаѣ необходимости нужно съ радостію пожертвовать своею земною жизнію, чтобы не лишиться вѣчной блаженной жизни со I. Христомъ на небѣ. Все это побуждаетъ насъ побесѣдовать съ вами, возлюбленные мои братіе, о высокомъ достоинствѣ души человѣческой, для чего возьмемъ въ руководители св. Тихона задонскаго, неподражаемо прекрасно размышлявшаго о душѣ человѣка.

а) Разсуждая о высокомъ достоинствѣ души человѣческой, святитель Тихонъ пишетъ:

«Душа человѣческая, по описанію св. Макарія египетскаго, есть нѣкоторое созданіе Божіе разумное, прекрасное, великое, чудное и преизрядное, подобіе и образъ Божій».

аа) «Богъ ради человѣка все небо и землю съ исполненіемъ и украшеніемъ ихъ сотворилъ... ибо всѣ вещи созданы отъ Бога прежде человѣка для того, дабы было — гдѣ человѣку жить и чѣмъ довольствоваться, и было бы кому служить человѣку, который имѣлъ создаться, какъ господинъ... Если же все ради человѣка создано: то человѣкъ лучшій и благороднѣйшій паче всего: паче неба, солнца, луны, звѣздъ, земли, исполненія и украшенія ихъ. Все же сіе приписуется человѣку ради души его разумной, благородной и прекрасной».

бб) «Красота души человѣческой и отъ тѣла человѣческаго, въ которомъ душа, какъ въ домѣ своемъ, обитаетъ, познается. Посмотри всякъ на юнаго человѣка, который красотою лица и прочими естественными дарованіями одаренъ: какъ онъ прекрасенъ? какое животное съ нимъ сравниться можетъ? Ежели же столь прекрасно и совершенно тѣло — домъ и жилище души: сколь прекраснѣе — душа, которая въ немъ обитаетъ»?

вв) «Наипаче красота и достоинство души человѣческой познается изъ того, что въ ней образъ Свой Божественный напечатлѣлъ Богъ и Создатель нашъ (Быт. 1, 27). О коль дивная и великолѣпная красота и достоинство души! Образомъ Бога почтена и украшена душа человѣческая! Всѣ вещи созданныя суть дивны, и суть свидѣтельства всемогущества и премудрости Божіей; но человѣкъ образъ и подобіе Создателя своего въ душѣ своей имѣетъ! Въ созданіи всѣхъ прочихъ вещей всемогущество и премудрость Божія показалась; но въ душѣ человѣческой, кромѣ того, подобіе и образъ Божій написанъ явился! Разсуди, какую красоту и великолѣпіе имѣетъ несозданное естество — Богъ: тогда и созданнаго отъ Него естества, по образу Его сотвореннаго, красоту и доброту нѣсколько познаешь. Богъ есть красота безконечная, которой ангелы святые отъ начала насытиться и восхвалить не могутъ. И избранныхъ Божіихъ въ томъ наипаче вѣчное блаженство состоитъ, что сію безконечную доброту, лицемъ къ лицу, безъ конца и ненасытно, будутъ видѣть и наслаждаться... Если же уразумѣешь красоту и благолѣпіе безконечное величества Божія: тогда познаешь, коль великая, дивная красота и благолѣпіе души человѣческой.

гг) Сынъ Божій, не кто-либо изъ тварей — Самъ Богъ и Создатель, Слово Отчее, Самъ Царь небесный принялъ на Себя великое посольство, явился на земли ради души человѣческой — взыскать ее и спасти ее; и тридцать три года на земли жилъ, какъ единъ отъ человѣкъ, и какъ рабъ, единъ отъ нищихъ и бѣдныхъ трудился, бѣдствовалъ, плакалъ, алкалъ, жаждалъ, безчестія и хуленія терпѣлъ — ради души нашей; ужасное мученіе понесъ; единъ праведный и святый — на древѣ крестномъ умеръ, и все сіе Человѣколюбецъ совершилъ для спасенія души нашей». (См. Ученіе иже во св. отца нашего Тихона задонскаго Спб. 1864). (VII. VIII, гл. 13).

б) Не смотря, однако же, на столь высокое достоинство своей украшенной образомъ Божіимъ души, человѣкъ очень часто не цѣнитъ и не заботится о ней. Это изумительное небреженіе о своей душѣ св. Іоанпъ Златоустъ такъ описываетъ:

«Кто въ состояніи довольно оплакать безумное и странное поведеніе людей. Когда заболѣетъ ихъ тѣло, они зовутъ врачей, слѣдуютъ самымъ жестокимъ ихъ предписаніямъ, принимаютъ самыя отвратительныя лѣкарства, подвергаются самымъ нестерпимымъ пріемамъ врачеванія. Точно также они поступаютъ, когда заболѣетъ кто-либо изъ слугъ и, если слуга отказывается принять лѣкарство, они насильно принуждаютъ его къ тому. Но когда больна ихъ душа, они не думаютъ даже и посовѣтоваться съ врачемъ; не хотять принять самаго пріятнаго изъ самыхь пріятныхъ лѣкарствъ, т. е. заповѣдей Божіихъ и таинствъ Христовыхъ. Свою безсмертную душу они лѣчать несравненно хуже, чѣмъ свое смертное тѣло, чѣмъ даже послѣдняго изъ своихъ слугъ». (Злат. бесѣд. о душѣ).

III. Да поможетъ же намъ Господь больше заботиться о своей драгоцѣнной душѣ, украшенной образомъ и подобіемъ Божіимъ, нежели мы доселѣ заботились, нерѣдко обращая всѣ свои попеченія только на одно тѣло, которое есть лишь одно жилище души. (Свящ. Гр. Дъяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 396-398.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0