Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Девятый день.

Преподобные Андроникъ и Аѳанасія.

(Не ропщи на Бога при потерѣ близкихъ сердцу).

I. Въ царствованіе Ѳеодосія жилъ въ Антіохіи одинъ золотыхъ дѣлъ мастеръ, по имени Андроникъ. Жену его звали Аѳанасія. Память ихъ совершается нынѣ. Оба супруга вели благочестивую жизнь, всѣ свои доходы раздѣляли на три части. Одну часть раздавали бѣднымъ, другую употребляли на украшеніе церкви, а третью — на свое содержаніе. За кроткое и ласковое обхожденіе всѣ граждане любили и почитали ихъ. Они имѣли двоихъ малолѣтнихъ дѣтей: двѣнадцатилѣтняго сына Іоанна и десятилѣтнюю дочь Марію. Андроникъ и Аѳанасія радовались и хвалили Бога за дарованное счастіе. Но вотъ въ одно время Аѳанасія, возвратившись изъ церкви, застала дѣтей своихъ больныхъ и стонущихъ. Скоро возвратился и мужъ, но уже не засталъ дѣтей въ живыхъ. Потеря дѣтей сильно опечалила Аѳанасію, она не отходила отъ нихъ и все плакала. Когда дѣти были погребены, она не хотѣла возвратиться въ домъ и осталась на кладбищѣ; плакала и просила у Бога смерти. Въ полночь явился ей мученикъ Iуліанъ и сказалъ: «зачѣмъ ты безпокоишь почивающихъ здѣсь своимъ плачемъ о дѣтяхъ своихъ? лучше бы ты плакала о грѣхахъ своихъ. Дѣти твои наслаждаются небесными благами; они говорятъ праведному Судіи: Ты лишилъ насъ земныхъ благъ, не отнимай же у насъ небесныхъ». Услышавъ это, Аѳанасія перестала скорбѣть и скоро поступила въ монастырь. Андроникъ послѣдовалъ ея примѣру.

II. Грѣшно, бр., предаваться неутѣшной скорби о потерѣ близкихъ намъ людей. Мы на землѣ странники, слѣдовательно намъ не должно скорбѣть, когда Господу угодно бываетъ позвать изъ среды нашей кого-либо въ Свое вѣчное царство. Странникъ всегда радуется, когда приближается конецъ его путешествія и онъ входитъ въ домъ отца; а двери въ домъ Отца нашего отворяются намъ только нашею смертію. Но обратимся лучше къ вселенскому учителю св. Іоанну Златоусту и выслушаемъ, какъ онъ гремитъ противъ тѣхъ, кои чрезмѣрно сѣтуютъ о лишеніи присныхъ сердцу. Вотъ какими доводами убѣждаетъ онъ безропотно переносить потерю близкихъ сердцу нашему.

а) «Не оплакивай отходящихъ отъ насъ, развѣ тѣхъ, которые отходятъ безъ покаянія, учитъ онъ. Земледѣлецъ не плачетъ, когда увидитъ, что посѣянная имъ пшеница разрушается, но болитъ и трепещетъ, когда она въ землѣ остается твердою. Напротивъ, когда видитъ, что она разрушается, радуется, — потому что разрушеніе ея есть начало будущаго прозябенія. Такъ и намъ должно радоваться (по крайней мѣрѣ не предаваться неумѣренному сѣтованію), при разрушеніи тлѣннаго тѣла, когда оно посѣяно будетъ въ землю. Не удивляйся, что апостолъ назвалъ погребеніе сѣяніемъ. Это есть наилучшее сѣяніе. За обыкновеннымъ сѣяніемъ слѣдуютъ заботы, труды и опасности, а за симъ, если толъко будемъ жить праведно, слѣдуютъ вѣнцы и награды. Послѣ перваго послѣдуетъ опять смерть и тлѣніе, а за симъ начнется для насъ нетлѣніе, безсмертіе и нескончаемое блаженство. Кто воскресаетъ, тотъ никогда уже не умираетъ; тотъ возвращается къ жизни не многотрудной и болѣзненной, но къ той, гдѣ нѣтъ ни болѣзни, ни печали, ни воздыханія».

б) «Если ты оплакиваешь мужа, продолжаетъ тотъ же святитель, потому что остаешься безъ защиты и покровительства, то прибѣгни къ общему для всѣхъ Защитнику и Покровителю, всеблагому Богу — къ защитѣ необоримой, подъ кровъ постоянный — всегда и вездѣ о насъ промышляющему».

в) «Вы потеряли сына или зятя? спрашиваетъ тотъ же златословесный учитель церкви. — Не потеряли; и не говорите: потеряли. Это сонъ, а не смерть; переселеніе, а не потеря; переходъ отъ худшаго къ лучшему. Если вы перенесете это великодушно, то отсюда будетъ нѣкоторое утѣшеніе и для умершаго, и для васъ; если же станете поступать иначе, то возбудите только гнѣвъ Божій противъ себя. Говорите подобно Іову: «Господь даде, Господь отъятъ». (1, 21). Помыслите, сколько такихъ, кои болѣе васъ угождаютъ Богу, и вовсе не имѣли дѣтей, и не называются отцами».

г) Всѣ другія возраженія ропщущаго и сѣтующаго сердца этотъ великій святитель такъ устраняетъ:

аа) «Скажешь, дружеское обращеніе съ умершимъ такъ было для меня вожделѣнно, такъ пріятно, что я не могу теперь не сѣтовать. И я знаю это; однако, если ты покоришься благоразумію и размыслишь о томъ, Кто взялъ его, — и о томъ, что ты, перенося великодушно свое сиротство, приносишь свой разумъ въ жертву Богу: то ты въ состояніи будешь преодолѣть скорбь свою; а за безропотное перенесеніе і постигшей тебя скорби получишь отъ Бога блистательнѣйшій вѣнецъ. Если же ты будешь скорбѣть чрезъ мѣру: то скорбь твоя, конечно, пройдетъ со временемъ, но тебѣ не принесетъ никакой пользы. Съ этими мыслями собери еще примѣры, столь часто встрѣчающіеся въ жизни; приведи себѣ на память и тѣ, которые представлены въ божественномъ писаніи. Помысли, что Авраамъ самъ заклалъ (если не дѣломъ, то намѣреніемъ) единственнаго сына своего, но не плакалъ и не произнесъ ни одного хульнаго слова. Но мы призваны еще къ большимъ подвигамъ. — Іовъ, конечно, скорбѣлъ, но столько, сколько прилично было скорбѣть отцу чадолюбивому и заботящемуся объ отходящихъ отъ него чадахъ. А мы что нынѣ дѣлаемъ? Не однимъ ли врагамъ свойственно это? Если бы ты рыдала и оплакивала того, кто введенъ въ царскіе чертоги и увѣнчанъ: то я не назвалъ бы тебя другомъ его, а явнымъ врагомъ».

бб) «Ты сокрушаешься потому самому, что мужъ твой умеръ грѣшникомъ», приводитъ св. Іоаннъ Златоустъ другое возраженіе вдовъ и такъ его опровергаетъ: «если ты поэтому оплакиваешь умершаго, то тебѣ надлежало бы постараться исправить его во время жизни. — Если же онъ умеръ и грѣшникомъ, то и въ семъ случаѣ должно радоваться, а не скорбѣть, потому что прекратились дни его, а вмѣстѣ съ ними и грѣхи его; что онъ не увеличилъ своихъ беззаконій, и, сколько возможно, помогать ему не слезами, а молитвами, прошеніями, милостынею и подаяніемъ. Все это устроено не безъ цѣли, и мы не напрасно совершаемъ воспоминанія объ умершихъ при совершеніи божественныхъ таинствъ, пріобщаемся за нихъ, умоляемъ предлежащаго Агнца, подъявшаго на Себя грѣхи міра; все это сдѣлано и дѣлается для того, чтобы помочь имъ и исходатайствовать прощеніе. Почему же ты скорбишь? Почему плачешь, когда умершему можно пріобрѣсть прощеніе и помилованіе».

вв) Ты плачешь, что, сдѣлавшись вдовою, потеряла своею утѣшителя? «Не говори этого, утѣшаетъ вдову златословесный святитель. Ты не потеряла Бога; и, доколѣ Онъ будетъ съ тобою, (а Онъ будетъ съ тобою дотолѣ, доколѣ ты будешь съ Нимъ), Самъ будетъ для тебя лучше и мужа, и отца, и сына, и зятя, и всѣхъ, кого бы ты ни имѣла. Богъ все дѣлалъ для тебя и въ то время, когда былъ у тебя супругъ. А нынѣ въ Немъ ты имѣешь болѣе, нежели кто другой, Утѣшителя, Отца сиротъ, оставшихся съ тобою, и Судію вдовицъ. (Псал. 67, 6). Его помощи ищи, и ты узнаешь, что Онъ теперь болѣе печется о тебѣ и о твоихъ чадахъ, нежели прежде, и тѣмъ болѣе, чѣмъ въ большемъ находишься ты затрудненіи. — Не напрасно апостолъ ублажаетъ вдовство, когда говоритъ: «истинная вдовица и одинокая уповаетъ на Бога» (1 Тим. 5, 5), и тѣмъ выше и достопочтеннѣе явится она, чѣмъ болѣе покажетъ терпѣнія. Итакъ, не плачь о томъ, что можетъ увѣнчать тебя. Рано или поздно ты увидишься съ умершимъ, — и тѣмъ радостнѣе будетъ свиданіе ваше, чѣмъ печальнѣе была разлука. И гдѣ увидитесь? — Тамъ, гдѣ никогда не будетъ разлуки».

гг) Лучше было бы не испытывать радостей и удовольствія, нежели, испытавъ, сокрушаться потомъ скорбію и печалію. Такъ не рѣдко говорятъ родители и супруги, потерявъ близкихъ и дорогихъ лицъ. — «Нѣтъ, прошу васъ, наставляетъ тотъ же святитель, не говорите и этого, не ососкорбляйте Господа подобными словами. Лучше благодарите Его и за то, что получили, и благословляйте за то, что лишились. Іовъ не говорилъ: лучше бы мнѣ не имѣть дѣтей; но благодарилъ Бога за то, что получилъ: «Господь даде», и благословлялъ Его за то, что лишился: «Господь отъятъ: буди имя Господне благословенно во вѣки». Такъ поступайте и вы, и всегда представляйте себѣ, что не человѣкъ взялъ у васъ вашего сына или зятя, а Богъ, Который и сотворилъ его, и болѣе васъ печется о немъ; знаетъ лучше васъ, что ему полезно и что вредно, — не врагъ ему, или какой-либо зложелатель. Также точно пусть разсуждаетъ мужъ о доброй женѣ и хозяйкѣ дома; — такъ пусть разсуждаютъ родные о родныхъ, — другъ о своемъ другѣ, — домочадцы о своемъ домовладыкѣ и проч. Если всѣ мы будемъ такимъ образомъ любомудрствовать: то и здѣсь обрѣтемъ спокойствіе души и будущихъ достигнемъ благъ». (Изъ ХLI бесѣды на 1-е посл. къ коринѳ.).

III. Да прольютъ эти мудрыя наставленія великаго отца и вселенскаго учителя церкви св. Iоанна Златоустаго хотя нѣкоторый лучъ утѣшенія въ скорбныя сердца христіанъ, готовыя въ своемъ малодушіи и неразуміи роптать на Промыслъ Божій по поводу потери близкихъ ихъ сердцу дѣтей, родителей и др. родственныхъ имъ лицъ. (Сост. по твор. св. I. Злат. и Чет.-Мин. свящ. Г. Д—ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 394-396.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0