Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Восьмой день.

Поуч. 2-ое. Св. преподобная Пелагія.

(Страшный судъ).

I. Въ день преподобной Пелагіи, нынѣ ублажаемой въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, нѣкогда великой грѣшницы, но искренно покаявшейся и скончавшейся праведницей, благодаря тому, что ей однажды пришлось выслушать поученіе св. епископа Нонна о будущемъ судѣ, весьма прилично предложить вашему вниманію, возлюбленные мои слушатели, слово св. Ефрема Сирина о страшномъ судѣ. Быть можетъ оно въ нѣкоторыхъ слушателяхъ при содѣйствіи Божіей благодати пробудитъ св. чувства и хотя нѣсколько стряхнетъ съ насъ безпечность о спасеніи нашей души.

II. «Христолюбивые братіе мои!» начинаетъ такъ свое дивное изображеніе страшнаго суда преподобный и богоносный отецъ нашъ Ефремъ Сиринъ, этотъ великій учитель покаянія и слезъ о грѣхахъ нашихъ предъ Богомъ и людьми. «Послушайте о второмъ и страшномъ пришествіи Владыки нашего Іисуса Христа. Вспомнилъ я, говоритъ онъ о себѣ, объ этомъ часѣ и вострепеталъ отъ великаго страха, помышляя о томъ, что тогда откроется. Кто опишетъ это? Какой языкъ выразитъ? Тогда Царь царствующихъ, возставъ съ престола славы Своей, сойдетъ посѣтить всѣхъ обитателей вселенной и сдѣлать съ ними расчетъ. Когда помышляю о семъ: страхомъ объемлются члены мои, и весь изнемогаю, глаза мои источаютъ слезы, голосъ ослабѣваетъ, уста смыкаются, языкъ нѣмѣетъ и помыслы научаются молчанію. Такихъ великихъ и страшныхъ чудесъ не было отъ начала твари и не будетъ во всѣ роды!

Исполнится время, пробьетъ послѣдній часъ міра: огненная рѣка потечетъ съ яростію, подобно свирѣпому морю, поястъ горы и дебри, и пожжетъ всю землю и дѣла, яже на ней. А тамъ, горѣ, звѣзды спадутъ, солнце померкнетъ, луна мимо идетъ и небо свіется аки свитокъ (Ис. 34, 4). Кто въ состояніи помыслить о семъ страшномъ измѣненіи лица всей твари?

Затѣмъ услышится гласъ трубы, превосходящій всякій громъ:, гласъ, вызывающій и пробуждающій всѣхъ отъ вѣка усопшихъ, и праведныхъ и неправедныхъ. И во мгновеніе ока, всѣ люди отъ четырехъ концовъ земли будутъ собраны на судъ. Ибо повелитъ великій Царь, — и тотчасъ съ трепетомъ поспѣшно отдадутъ: земля своихъ мертвецовъ, а море своихъ.

Вотъ, собрались всѣ, — и въ трепетномъ молчаніи ждутъ явленія славы великаго Бога—Судіи (Тит. 2, 13), нисшествіе Котораго откроется явленіемъ знаменія Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 30), явленіемъ креста, сего скипетра великаго Царя, узрѣвъ который всѣ уразумѣютъ, что вслѣдъ за нимъ явится и Самъ Царь. — И точно, вскорѣ затѣмъ услышится съ высотъ небесныхъ: се женихъ грядетъ (Мѳ. 25, 6); се приближается Судія, се является Царь, се Богъ всяческихъ грядетъ судить живыхъ и мертвыхъ! Тогда, братіе мои, отъ гласа сего содрогнутся основанія земли; тогда на всякаго человѣка нападетъ страхъ и ужасъ отъ чаянія того, что грядетъ на вселенную. Тогда потекутъ ангелы, соберутся лики архангеловъ, херувймовъ и серафимовъ, и всѣ многоочитые съ крѣпостію и силою воскликнутъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Богъ Вседержитель, иже бѣ и сый и грядый (Апок. 4, 8)! Тогда всякая тварь на небѣ и на землѣ и подъ землею съ трепетомъ возопіетъ: Благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 21, 9)!

Тогда разверзутся небеса и откроется Царь царствующихъ, предивный и преславный Богъ нашъ, подобно страшной молніи, съ силою многою и несравнимою славою, какъ проповѣдалъ и Іоаннъ Богословъ, говоря: се грядетъ со облаки и узритъ Его всяко око, и иже Его прободоша, и плачъ сотворятъ о Немъ вся колѣна земная (Апок. 1, 7)! Какой страхъ и трепетъ будетъ въ часъ тотъ! Кто перенесетъ видѣніе Того, отъ лица Коего побѣжитъ небо и земля (Апок. 20, 11)? — Небо и земля побѣгутъ! Кто же, послѣ сего, въ состояніи устоять? И куда побѣжимъ мы грѣшные, когда увидимъ престолы поставленные и сѣдящаго Вдадыку всѣхъ вѣковъ; когда увидимъ безчисленныя воинства, со страхомъ стоящія окрестъ престола? Ибо тогда исполнится пророчество Даніила: зряхъ, дондеже престоли поставишася и Ветхій деньми сѣде... Тысяща тысящъ служаху Ему и тмы темъ предстояху Ему; судище седѣ, и книги отверзошася (Дан. 7, 9, 10).

Отверзаются сіи страшныя книги, гдѣ написаны наши и слова и дѣла, и все, что мы сказали и сдѣлали въ сей жизни, и что думали скрыть отъ Бога, испытующаго сердца и утробы (Апок. 2, 23). — О, сколько слезъ нужно намъ ради часа того! Тогда своими очами узримъ мы съ одной стороны — неизреченное небесное царство, а съ другой — открывающіяся страшныя мученія; посреди же всякое дыханіе человѣческое, отъ прародителя Адама до рожденнаго послѣ всѣхъ. Всѣ будутъ въ ожиданіи страшнаго суднаго часа, и никто никому не въ состояніи будетъ помочь. Тогда всякій дастъ отвѣтъ за себя и за домъ свой, за жену, за дѣтей, за рабовъ и рабынь. Тогда вопрошены будутъ цари и князи, богатые и бѣдные, великіе и малые, о всѣхъ дѣлахъ, какія сдѣлали: вси предстанемъ судищу Христову (Римл. 14, 10), да пріиметъ кійждо яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10).

Тогда отлучитъ насъ Судія другъ отъ друга, какъ пастырь отлучаетъ овецъ отъ козлищъ. Праведные отдѣлятся отъ грѣшныхъ,и просвѣтятся какъ солнце. Сихъ поставитъ Господь одесную; а козлищъ—грѣшниковъ ошуюю.

Тогда стоящимъ одесную скажетъ Господь: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. (Матѳ. 25, 34). Стоящіе же ошуюю услышатъ сей горькій и строгій приговоръ: идите отъ Мене, проклятіи, въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его ( — 41)! И идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный ( — 46).

О семъ-то бѣдственномъ разлученіи вспомнилъ я, и не могу перенести его. У кого есть слезы и сокрушеніе, плачьте: потому что въ страшный тотъ часъ бѣдственною разлукою разлучены будутъ всѣ другъ съ другомъ и каждый пойдетъ туда, откуда нѣтъ возврата. Тогда разлучены будутъ родители съ дѣтьми, друзья съ друзьями, супруги съ супругами, и тѣ даже, кои клялись не разлучаться другъ отъ друга во вѣки! Тогда грѣшные поведутся на мѣсто мукъ немилостивыми ангелами, скрежеща зубами, все чаще и чаще обращаясь, чтобъ увидѣть праведниковъ и ту радость, отъ которой сами отлучены. И увидятъ неизглаголанный свѣтъ, увидятъ красоты райскія, какія пріемлютъ отъ Царя славы подвизавшіеся въ добрѣ. Потомъ, постепенно отдаляясь отъ всѣхъ праведниковъ и друзей и знакомыхъ, сокроются наконецъ и отъ Самаго Бога, потерявъ уже возможность зрѣть радость и истинный оный свѣтъ... Наконецъ приближатся къ мѣсту неописанныхъ мученій, и тамъ будутъ разсѣяны и расточены! Тогда то увидятъ они, что совершенно оставлены, что всякая надежда для нихъ погибла и никто не можетъ помочь имъ, или ходатайствовать за нихъ. Тогда то наконецъ, въ горькихъ слезахъ, рыдая, скажутъ: о, сколько времени погубили мы въ нерадѣніи, и какъ обмануло насъ наше ослѣпленіе! Тамъ Богъ говорилъ чрезъ писаніе и мы не внимали; здѣсь вопіемъ, и Онъ отвращаетъ отъ насъ лице Свое! Что пользы доставили намъ концы міра? Гдѣ отецъ, насъ родившій? Гдѣ друзья? Гдѣ богатство? Гдѣ людская молва? Гдѣ пиры? Гдѣ многолюдныя гульбиша? Ни откуда нѣтъ помощи; мы всѣми оставлены и Богомъ и святыми. И для покаянія нѣтъ уже времени, и отъ слезъ нѣтъ пользы. Вопіять бы: спасите насъ, праведные! спасите, апостолы, пророки, мученики! Спаси, ликъ патріарховъ! Спаси, чинъ подвизавшихся! Спаси, честный и животворящій крестъ! Спаси и Ты, Владычица Богородица, Матерь человѣколюбца Бога! Вопіять бы такъ; но уже не услышатъ! А если и услышатъ, что пользы? ибо конецъ уже всякому ходатайству... Въ такихъ терзаніяхъ безотраднаго отчаянія каждый, и не хотя, отведенъ будетъ на мѣсто мученія, какое уготовалъ себѣ злыми дѣлами своими, идѣже червь ихъ не умираетъ, и огнь не угасаетъ (Марк. 9, 48).

Вотъ узнали вы, что уготовимъ мы себѣ. Позаботимся же о томъ, какъ бы неосужденно предстать намъ предъ страшнымъ судилищемъ, въ тотъ трепетный и страшный часъ. О семъ страшномъ днѣ и часѣ предрекали св. пророки и апостолы, чтобы всѣхъ умолить: смотрите, молитесь, милосердствуйте, кайтесь и будьте готовы, яко не вѣсте дне, ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Матѳ. 25, 13). Внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объядениемъ и піянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той (Лук. 21, 34, 35). Сей день содержа въ умѣ, св. мученики не жалѣли тѣла своего; иные же въ пустыняхъ и горахъ подвизались и нынѣ подвизаются въ постѣ и дѣвствѣ. Сей день имѣя въ умѣ, блаженный Давидъ каждую ночь омочалъ ложе свое слезами и умолялъ Бога, говоря: Господи, не вниди въ судъ съ рабомъ Твоимъ! Ибо если восхощешь сіе сдѣлать, то не оправдится предъ Тобою всякъ живый (Пс. 142, 2). Приступимъ, братія, и мы, предваримъ лице Бога нашего исповѣданіемъ, покаяніемъ, молитвами, постомъ, слезами, страннопріимствомъ. Предваримъ, пока не пришелъ Онъ видимо и не засталъ насъ неготовыми. Смотри, никто не говори: «много согрѣшилъ я, нѣтъ мнѣ прощенія!» Богъ есть Богъ кающихся, и на землю пришелъ призвать не праведныхъ, но грѣшныхъ въ покаяніе (Лук. 5, 32). Согрѣшили мы? Покаемся. Тысящекратно согрѣшили? Тысящекратно принесемъ и покаяніе. Богъ радуется о душѣ кающейся: пріемлетъ ее собственными руками и призываетъ. говоря: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи и Азъ упокою вы!»

III. Владыко жизни и безсмертія! Сними съ нашихъ очей пелену, которая мѣшаетъ намъ замѣчать опасность лишиться жизни вѣчной, прогони отъ сердца нашего безпечность и нерадѣніе о своемъ спасеніи, — пошли душѣ нашей спасительный страхъ Твоего страшнаго и праведнаго суда, и ими же вѣси судьбами спаси насъ, прежде даже до конца не погибли мы. Вотъ все, что мы можемъ отъ себя прибавить къ словамъ великаго отца и учителя церкви. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по твор. св. Ефрема Сирина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 391-394.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0