Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Восьмой день.

Поуч. 1-ое. Св. преподобная Пелагія.

(Польза отъ размышленій о будущемъ судѣ).

I. Св. преподобная Пелагія, память коей совершается нынѣ, была сначала извѣстной плясуньей въ Антіохіи и вела жизнь полную беззаконія. Привелъ ее къ покаянію и христіанской вѣрѣ св. епископъ Ноннъ, обратившій ко Христу 30,000 арабовъ. Однажды, когда св. епископъ поучалъ народъ во храмѣ, говоря о страшномъ судѣ и воздаяніи, случилось, что вошла въ храмъ Пелагія. Поученіе такъ подѣйствовало на нее, что она поражена была страхомъ Божіимъ и никакъ не могла удержаться отъ слезъ. Она пришла къ св. Нонну, упала къ ногамъ его и слезно просила крестить ее, называя себя моремъ грѣховъ и бездною нечестія. Епископъ Ноннъ, видя полное раскаяніе грѣшницы, крестилъ ее. Чрезъ два дня послѣ крещенія діаволъ явился св. Пелагіи ночью и разбудилъ ее, говоря: «не я ли такъ обогатилъ тебя? Въ чемъ же ты оскорблена мною? Прошу тебя, не дѣлай меня посмѣшищемъ христіанъ». Но святая сотворила молитву съ крестнымъ знаменіемъ, и діаволъ исчезъ и уже не являлся болѣе. Затѣмъ св. Пелагія отдала все свое имущество св. Нонну въ полное распоряженіе. Онъ приказалъ раздать имущество бѣднымъ, сказавъ при этомъ: «пусть будетъ расточено умно собранное худо». Св. Пелагія одѣлась въ власяницу и подрясникъ св. Нонна, удалилась въ Іерусалимъ и съ мужескимъ именемъ Пелагія подвизалась въ затворѣ; здѣсь и скончалась въ 457 г.

II. Итакъ великая польза для человѣка слышать и размышлять о будущемъ судѣ и воздаяніи грѣшникамъ и праведникамъ послѣ смерти въ вѣчной загробной жизни. Не одна препод. Пелагія, но множество грѣшниковъ при размышленіи о будущемъ судѣ возставали отъ своего нравственнаго сна и пробуждались къ новой, христіанской жизни.

а) Св. отцы церкви и всѣ великіе подвижники весьма восхваляютъ пользу размышленія о страшнемъ судѣ.

«Будемъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, постоянно говорить и себѣ и другимъ: есть воскресеніе, и страшное судилище ожидаетъ насъ. Если кого-либо увидимъ тщеславящимся и надмевающимся настоящими благами, скажемъ ему то же самое, и объявимъ, что все это останется здѣсь; если опять увидимъ другого удрученнымъ скорбями и унывающимъ, выскажемъ и ему то же самое, указывая на то, что скорбямъ будетъ конецъ; если также увидимъ кого-либо преданнымъ безпечности и разлѣненію, представимъ ему опять то же, выставляя на видъ, что нужно будетъ дать отчетъ въ безпечности. Эта рѣчь лучше всякаго лѣкарства можетъ уврачевать душу... Будемъ же представлять себѣ это (судъ Божій) каждый день».

«Если будемъ постоянно имѣть это въ мысляхъ: то ничто изъ вещей настоящихъ и преходящихъ не удержитъ насъ, потому что видимое временно, а невидимое вѣчно. Будемъ же непрестанно говорить и себѣ и другимъ: есть воскресеніе и судъ, и (нужно будетъ дать) отчетъ въ дѣлахъ. Пусть говорятъ это и всѣ тѣ, которые допускаютъ судьбу, — и они немедленно освободятся отъ этой гнилой болѣзни... Что же ты говоришь? Не ожидаешь воскресенія и суда? Это исповѣдуютъ и демоны, — а ты не исповѣдуешь? Пришелъ еси сѣмо, говорятъ они, прежде времени мучити насъ (Матѳ. VIII, 29). Если же говорятъ, что будетъ мученіе, то знаютъ, конечно, что будетъ и судъ, и отчетъ, и наказаніе. Не будемъ же прогнѣвлять Бога, сверхъ худыхъ дѣлъ, еще и невѣріемъ слову воскресенія». («Св. Іоанна Злат. на еванг. отъ Іоан. бесѣды» ч. II, стр. 133-135, С.-Петерб. 1855 г.).

Подобнымъ же образомъ учитъ св. Ефремъ Сиринъ: «да будетъ бесѣда ваша только о судѣ и о своемъ оправданіи. Совершаете-ли какое-нибудь дѣло, въ пути-ли вы, на обѣдѣ-ли, на ложахъ-ли своихъ, или другое что дѣлаете, — всегда имѣйте въ мысли судъ и пришествіе праведнаго Судіи. Помышляйте въ сердцахъ своихъ и говорите другъ другу: какая это тьма кромѣшняя (Матѳ. VIII, 12)? Какой это огонь неугасающій и червь неумирающій (Марк. IX, 42)? Какой это скрежетъ зубовъ (Лук XII, 28)? Бесѣдуйте о томъ между собою всегда, и днемъ и ночью: какъ потечетъ рѣка огненная (Дан. VII, 10), и очиститъ землю отъ беззаконій живущихъ на ней?.. Благоразсуждать о семъ необходимо, днемъ и ночью помышлять о семъ, ибо кто всегда памятуетъ о смерти, тотъ не будетъ грѣшить много». (См. «Христ. чт.» 1836 г., ч. II, стр. 157—158).

б) Многіе подвижники благочестія собственнымъ опытомъ дознали всю благотворность живого представленія о смерти и будущемъ судѣ.

Блаженный Исихій Хозевитъ, жившій сначала въ небреженіи и лѣности, послѣ одной тяжкой болѣзни рѣшился исправиться и, для утвержденія себя въ новой жизни, положилъ за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышленіе не только отвлекло его отъ грѣховъ, но и поставило на высокую степень добродѣтели. Двѣнадцать лѣтъ онъ пробылъ безвыходно въ своей келліи молчальникомъ, вкушалъ только хлѣбъ и воду, день и ночь плакалъ о своихъ грѣхахъ. Когда наступилъ для него часъ смертный, братія вошли къ нему и стали умолять, чтобъ хотя предъ смертію онъ что-нибудь сказалъ имъ въ назиданіе. Убѣжденный опытомъ, какую пользу приноситъ человѣку память смертная, Исихій вмѣсто всякаго поученія воскликнулъ: «простите меня, братіе! Кто имѣетъ память смертную, тотъ никогда не можетъ согрѣшать». И съ этими словами предалъ духъ свой Господу.

И подлинно, братіе, не можетъ согрѣшать! «Поминай послѣдняя твоя — и во вѣки не согрѣшиши», учитъ премудрый сынъ Сираховъ (7, 39).

Освободившись, сколько можемъ, отъ грѣховъ, мы встрѣтимъ смерть съ радостію; ибо она люта только для грѣшниковъ, а для праведниковъ есть переходъ изъ мрака на свѣтъ, изъ темницы на волю, отъ трудовъ къ покою, изъ страны чуждой въ страну родную.

Одинъ благочестивый старецъ, достигнувъ глубокой старости, слегъ наконецъ на смертный одръ. Братія окружили его и горько плакали о разлукѣ съ нимъ; старецъ же, напротивъ, былъ полонъ радости и, открывъ глаза свои, тихо улыбнулся; — помолчавъ немного опять улыбнулся, и черезъ нѣсколько минутъ тишины улыбнулся въ третій разъ. «Мы плачемъ, а ты смѣешься», сказали ему братія. — «Да, отвѣчалъ старецъ, я смѣюсь. И въ первый разъ я засмѣялся тому, что всѣ вы боитесь смерти, въ другой разъ потому, что вы неготовы къ ней, и въ третій потому, что иду отъ трудовъ на покой». («Прол.» апр. 30).

III. Молитвами препод. Пелагіи да поможетъ намъ Господь воспрянуть отъ суеты житейской и положить за правило хотя изрѣдка, хотя напр. нѣсколько минутъ передъ отходомъ ко сну, подумать о смерти и будущемъ судѣ: такое размышленіе непремѣнно будетъ для насъ полезно, какъ оно было полезно для всѣхъ прибѣгавшихъ къ нему. (Священникъ Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 390-391.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0