Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 34.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Пятый день.

Поуч. 4-ое. Святители: Петръ, Алексій и Іона.

(Намъ должно содѣйствовать благу отечества).

I. Нынѣ прославляемые святители нашей церкви: Петръ, Алексій и Іона жили въ то время, когда любезное отечество наше, въ нѣкоторыхъ изъ своихъ областей, лежало еще въ развалинахъ, а въ нѣкоторыхъ — только-что начало оправляться отъ ранъ, нанесенныхъ ему татарскимъ разгромомъ. Татары все еще терзали сердце Россіи, а семейные раздоры удѣльныхъ князей, для окончательнаго рѣшенія коихъ нужно было обращаться къ иновѣрной власти съ большими подарками, еще болѣе усиливали тягость ига, и безъ того тяжкаго. Народъ волновался, оказывалъ нерѣдко сопротивленіе законной власти и приставалъ то къ той, то къ другой партіи княжеской. Много, много нестроеній, крамолъ и разнаго рода неустройствъ господствовало тогда на Руси. И вотъ святители Божіи, облеченные силою свыше, исходятъ на великое, трудное и святое дѣло — облегченія, умиротворенія и успокоенія страждущаго отечества. То укрощаютъ они свирѣпость татарскихъ хановъ и лютость, жестокость и мздоимство ихъ вельможъ, — то усмиряютъ мелкихъ князей, готовыхъ итти и вести другъ друга подъ мечъ за какой-нибудь незначительный участокъ земли, — то подаютъ великимъ князьямъ мудрые и благотворные совѣты, служащіе ко благу отечества, — то обуздываютъ непокорныхъ, сдерживаютъ мятежниковъ и нарушителей общественнаго порядка и спокойствія угрозою отлученія и духовнаго запрещенія.

II. а) Нужно-ли, братія, говорить, что и на насъ лежитъ долгъ и обязанность — содѣйствовать всѣми зависящими отъ насъ мѣрами благу отечества? Для чего-же люди и живутъ въ обществахъ, если не для того, чтобы совокупными силами удобнѣе достигать своего общаго блага? И только тогда, когда мы будемъ ревностно исполнять эту обязанность, мы будемъ достойными членами общества; только тогда видно будетъ, что мы любимъ наше отечество, сочувствуемъ нашему Царю православному, способствуемъ ему въ осуществленіи его благихъ намѣреній о насъ; только тогда мы и будемъ вполнѣ способны сорадоваться радости Царя и торжествовать его торжеству.

б) Да не подумаетъ кто-либо, что эта обязанность вполнѣ приложима и обязательна только для лицъ, стоящихъ на высшихъ степеняхъ въ общественной лѣстницѣ и облеченныхъ высшею властію, а по отношенію къ людямъ низшихъ круговъ, не имѣющимъ никакой особенной власти, она не имѣетъ никакого значенія. Апостолъ Христовъ уподобляетъ общества христіанскія одному стройному тѣлу, въ которомъ много членовъ, и всѣ вмѣстѣ составляютъ одно тѣло, въ которомъ если славится или болитъ одинъ членъ, то съ нимъ славятся или болятъ и всѣ, — въ которомъ, поэтому, око рукѣ, рука ногѣ, вообще одинъ членъ другому не можетъ сказать: ты мнѣ не нуженъ. По мысли апостола, между разными званіями, сословіями, классами и отдѣльными лицами въ обществѣ такая связь, что всѣ они, какъ-бы какое ни казалось незначительнымъ, всѣ равно важны и необходимы для блага цѣлаго. То правда, что чѣмъ выше положеніе въ обществѣ, тѣмъ болѣе лицамъ, находящимся въ этомъ положеніи, открыто простора, дано возможности и средствъ дѣйствовать такъ или иначе. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть въ своей дѣятельности опирается на непосредственно слѣдующей за нею низшей, — эта, въ свою очередь, на слѣдующей за нею низшей и т. д., пока дѣло дойдетъ не только до самой низшей власти, но и до простого земледѣльца, до простого, необлеченнаго никакою властію, поселянина. И такъ на каждомъ изъ насъ, какъ-бы кто ни былъ низокъ по своей долѣ, лежитъ священная обязанность — содѣйствовать и споспѣшествовать общему благу отечества.

в) Да не подумаетъ опять кто-либо, что только во время, неблагопріятное по чему-нибудь для отечества, напр. во время войны, голода и т. п., мы можемъ содѣйствовать благу отечества. Нѣтъ, общественная жизнь растетъ, зрѣетъ, развивается и совершенствуется — можно сказать – ежечасно. И какъ сѣмя для своего прозябанія ежеминутно требуетъ дѣйствія на него свѣта, теплоты, влаги и т. д., такъ и общественная жизнь постоянно нуждается для своего усовершенствованія въ дружномъ содѣйствіи ей всѣхъ матеріальныхъ и нравственныхъ силъ общества. Нѣтъ того дня, нѣтъ того часа, когда-бы гражданинъ былъ ненужнымъ членомъ общества и не могъ бы, если-бы захотѣлъ, быть ему болѣе или менѣе полезнымъ.

г) Чѣмъ же и какъ — спросите — мы можемъ и должны содѣйствовать общему благу нашего отечества? Говоря вообще, мы можемъ дѣлать это не иначе, какъ ревностнымъ, честнымъ и добросовѣстнымъ исполненіемъ тѣхъ обязанностей, какія возлагаетъ на каждаго изъ насъ его званіе, состояніе и положеніе въ отечествѣ. Мы сказали, что апостолъ уподобляетъ христіанское общество стройному составу тѣлесному, – продолжимъ теперь апостольское уподобленіе. Когда тѣло бываетъ здорово? Тогда, когда всѣ органы его надлежащимъ образомъ исполняютъ свое назначеніе. Не прими желудокъ пищи, или не перевари ее, не поднимись рука, не пойди нога, — и все тѣло нездорово, оно болитъ. Не такъ-ли въ обществѣ? Не отъ того-ли и здѣсь несправедливости, насилія, угнетенія, притѣсненія, вопли и стоны, повсюдныя жалобы на недоброхотство людей? — Не отъ того-ли, говоримъ, всѣ эти нравственныя болѣзни общества, что въ немъ далеко не всѣ думаютъ и стараются о ревностномъ и добросовѣстномъ исполненіи своихъ обязанностей? Въ самомъ дѣлѣ, сколько-бы уменьшилось въ обществѣ бродяжничества, пьянства, тунеядства, разврата, если-бы родители и воспитатели со всѣмъ усердіемъ и ревностію исполняли свои обязанности по отношенію, къ своимъ дѣтямъ и питомцамъ, — учили ихъ, и словомъ и собственнымъ примѣромъ, страху Божію, трудолюбію, честности, разнымъ ремесламъ, наукамъ, искусствамъ? Сколько-бы уменьшилось насилій, угнетеній, притѣсненій, открытыхъ и тайныхъ грабительствъ и разбоевъ, если-бы каждый усердно занимался дѣлами своего званія, а держащіе въ своихъ рукахъ вѣсы правосудія — военачальники и градоначальники — добросовѣстно, нелицемѣрно, немздоимно исполняли возложенныя на нихъ обязанности — творить судъ и правду?.. Но многіе, очень многіе еще намѣренно стараются злоупотреблять своимъ общественнымъ положеніемъ. Все зло въ этомъ отношеніи, кажется, вытекаетъ изъ того ложнаго взгдяда на общественныя должности, по которому многіе видятъ въ нихъ только средства — какъ говорятъ — наживаться, т.-е. извлекать изъ своего положенія въ обществѣ и своего начальственнаго отношенія къ другимъ возможно большую сумму и денегъ и разнаго рода удовольствій въ свою пользу. Понятно само собою, что этотъ взглядъ, въ самомъ основаніи своемъ, разрушаетъ общее благо, — понятно, что человѣкъ, зараженный имъ, не станетъ задумываться и останавливаться ни предъ какими средствами къ достиженію своей завѣтной цѣли — обогащенія. Вотъ отчего у насъ почти каждый должностной человѣкъ никогда не бываетъ доволенъ тѣмъ мѣстомъ, которое занимаетъ въ обществѣ, а все стремится стать выше и выше, часто вовсе не размышляя о томъ, способенъ-ли онъ къ исполненію тѣхъ обязанностей, которыя требуются тѣмъ общественнымъ мѣстомъ, котораго достигнуть онъ такъ усиливается. До обязанностей ему какъ будто и дѣла нѣтъ, — его интересуетъ одно: «тамъ больше доходовъ!» Но вотъ онъ достигъ искомаго мѣста: что-жъ, если новыя его обязанности ему не подъ силу? Онъ окружаетъ себя приверженцами, трудами которыхъ думаетъ замѣнить свои, а имъ за это открывается обширное поле безнаказанныхъ злоупотребленій.

III. Пора, пора уже намъ, возлюбл. братія, оставить этотъ взглядъ, такъ вредный и опасный по своимъ послѣдствіямъ; пора навыкнуть смотрѣть на общественныя обязанности окомъ болѣе человѣческимъ, болѣе христіанскимъ. Особенно это потребно теперь, когда всѣ сословія, всѣ классы нашего общества ожидаютъ улучшенія своего быта, силятся вытти изъ замкнутаго положенія, думаютъ подать другъ другу братскую руку и совмѣстно, съ сознаніемъ своего человѣческаго достоинства, равенства и равноправности между собою, итти великимъ путемъ науки, развитія и усовершенствованія. Кто держится теперь этого ложнаго взгляда, тотъ не можетъ сочувствовать современному движенію нашей жизни, тотъ врагъ цѣлаго нашего отечества. Да не будетъ-же этого ни съ кѣмъ изъ насъ! Аминь. (Сост. по «Сборн. слов., поучен., бесѣд. и рѣч.» Августина, епископа екатеринославскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 384-386.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0