Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Пятый день.

Поуч. 3-ье. Святители: Петръ, Алексій и Іона.

(О томъ, почему должно почитать пастырей).

I. Въ день великихъ святителей и архипастырей русской церкви: Петра, Алексія и Іоны, нынѣ прославляемыхъ, которыхъ и при жизни почитали и простой народъ, и бояре, и князья, и даже не рѣдко земно имъ кланялись, видя въ нихъ носителей силы Божіей, какъ то было напр. при возвращеніи святителя Алексія изъ Орды, гдѣ онъ исцѣлилъ отъ слѣпоты жену хана, грознаго властелина Россіи, умѣстно будетъ побесѣдовать о почитанiи архипастырей и пастырей церкви.

II. а) Пастырей должно почитать, во-первыхъ, на общемъ основаніи, по которому всѣ люди должны оказывать уваженіе другъ къ другу. Какое же это основаніе? Образъ и подобіе Божіе. Всѣ мы созданы по образу Божію, всѣ мы и должны почитать другъ-друга изъ благоговѣнія къ тому божественному образу, который мы носимъ во глубинѣ душъ нашихъ. На этомъ основаніи и ап. Павелъ велитъ намъ, такъ сказать, соперничать другъ съ другомъ въ воздаяніи взаимнаго почитанія. Эта мысль заключается въ слѣдующихъ словахъ ап. Павла: честію другъ-друга больша творяще (Рим. 12, 10). Поэтому и пастырей почитать должно.

б) Но есть особая причина, почему пастырямъ должно воздавать почтеніе. Пастыри суть слуги Іисуса Христа — слуги Царя небеснаго. Они таинственно назначены, освящены и посланы Спасителемъ на дѣло великое. Что ап. Павелъ сказалъ о себѣ, говоря: насъ да непщуетъ, т. е. да считаетъ человѣкъ, яко слугъ Христовыхъ (1 Кор. 4, 1), то же можетъ сказать о себѣ каждый пастырь церкви, т. е. что онъ слуга Христовъ. Если мы почитаемъ слугъ, посланныхъ и уполномоченныхъ отъ царя земного, то во сколько разъ больше должны почитать слугъ Царя небеснаго.

в) Еще пастырей должно почитать потому, что зто заповѣдуется въ священномъ писаніи ветхаго и новаго завѣта. Въ ветхомъ завѣтѣ премудрый Сирахъ училъ почитать іереевъ: іереи чти (Сир. 7, 31), говорилъ сей глубокій знатокъ обязанностей человѣческихъ. Современный апостоламъ Игнатій Богоносецъ велитъ повиноваться священникамъ и почитать ихъ. «Повинуйтеся, говоритъ св. Игнатій, пресвитерству, яко апостоламъ Іисуса Христа. Безъ нихъ церковь нѣсть избранна, ниже собраніе святое, ниже сонмъ праведныхъ. Иже ихъ, т. е. священниковъ, не слушаетъ, безбоженъ всячески есть и злочестивъ и отметается Христа и его установленіе умаляетъ». (Посл. къ Трал.). Св. Іоаннъ Златоустый, съ свойственною ему силою слова, внушалъ христіанамъ почитать пастырей. Вотъ его слова: «почитайте іереи яко сопрестольники и сподвижники апостоломъ. Всею душею твоею благочествуй Господа и священникомъ честь воздавай. Всею силою твоею возлюби сотворшаго тя и слугъ Его не оставляй. Бойся Бога, слави священника» (Прол. мар. 10 д.). Кромѣ св. отцовъ церкви, учили почитать пастырей и апостолы, и Самъ Іисусъ Христосъ. Апостолъ Павелъ повелѣваетъ христіанамъ имѣть уваженіе къ пастырямъ, разумѣя пастырей подъ именемъ наставниковъ: повинуйтеся, писалъ сей апостолъ, наставникомъ вашимъ и покаряйтеся (Евр. 13, 17). А Іисусъ Христосъ о пастыряхъ говоритъ слѣдующее: иже васъ пріемлетъ, Мене пріемлетъ (Мѳ. 10, 40), т. е. кто пріемлетъ и чтитъ пастырей, тотъ пріемлетъ и чтитъ Христа. Поэтому честь, воздаваемая пастырямъ, восходитъ на Самого Христа Спасителя. Себѣ Христосъ ту вмѣняетъ честь, какую христіане воздаютъ пастырямъ.

г) Такъ, нѣтъ сомнѣнія, что хорошіе пастыри заслуживаютъ почтеніе. Ихъ неукоризненная жизнь собственнымъ достоинствомъ возбуждаетъ о нихъ доброе мнѣніе въ народѣ. Но заслуживаютъ ли уваженіе пастыри, которыхъ жизнь не свободна отъ нареканій? По ученію православной нашей церкви, должно почитать не только такихъ пастырей, которые отличаются благонравіемъ, но не должно осуждать и уничижать и такихъ пастырей, которые подвержены слабостямъ. «Ни, братія, говоритъ св. Златоустъ, не подобаетъ овцѣ пастыря хулити; сей бо за тя и за твою братію службы сотворяетъ, заутра и вечеръ за тя Бога молитъ. Но глаголеши, яко скверенъ есть и золъ. То что до того тебѣ? Но аще и добрый за тя Бога молитъ, что успѣетъ, аще ты будеши золъ? Тако же и скверный тебѣ не вредитъ, аще еси вѣренъ: вся бо благодать отъ Бога есть, яко іерей точію уста отверзаетъ, все же Богъ творитъ» (Прол. Февр. 4 д.). Видите ли, какъ великодушна наша мать, православная церковь! Она велитъ не касаться, не лишать чести и слабыхъ пастырей, безъ сомнѣнія, какъ для того, чтобы пасомые не впали въ грѣхъ, какому подвергся Хамъ, осудившій погрѣшность отца своего, такъ и для того, чтобы и пастыри и пасомые взаимнымъ великодушнымъ перенесеніемъ немощей исполнили законъ любви Христовой къ общему своему оправданію и спасенію.

д) Въ чемъ же состоитъ почтеніе, которое православные христіане должны воздавать во славу Божію своимъ пастырямъ? Люби пастырей, какъ отцовъ по духу, молись о нихъ Богу, обращайся съ ними скромно, уважительно, повинуйся ихъ наставленіямъ, съ уваженіемъ о нихъ говори, не оскорбляй ихъ ни дѣломъ, ни словомъ, не осуждай ихъ за погрѣшности, и ты выполнишь то почтеніе, которое ты обязанъ имѣть къ пастырямъ.

III. Оскорбляется царь земной неуваженіемъ къ его слугамъ, оскорбляется и Царь небесный недостаткомъ почтенія къ Его слугамъ – пастырямъ церкви. Дѣти города Веѳиля поругались нѣкогда надъ слугою Божіимъ пророкомъ Елисеемъ, и за то были умерщвлены медвѣдями. Будемъ благоразумны и осторожны! Почтимъ слугъ Божіихъ: если не ради ихъ, то ради Бога, Котораго они служители, орудія и споспѣшники. Богъ пріемлетъ Себѣ почтеніе, воздаваемое Его слугамъ, и почтитъ на страшномъ судѣ тѣхъ, которые почитали Его въ лицѣ пастырей. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзамасскаго, ч. 3-я, изд. 4 е, 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 382-384.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0