Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Пятый день.

Поуч. 2-ое. Свв. Петръ, Алексій и Іона, святители московскіе.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) всякій юноша долженъ получать свое воспитаніе подъ руководствомъ церкви и б) юность самое дорогое время для религіозно-нравственнаго воспитанія христіанина).

I. Нынѣ память трехъ великихъ святителей церкви русской: Петра, Алексія и Іоны, митрополитовъ московскихъ, съ именами коихъ невольно воспоминается и имя великаго святителя Филиппа. Остановимъ вниманіе на ихъ жизни, чтобы поучиться у нихъ, какъ нынѣ воспитывать своихъ дѣтей.

а) Св. Петръ былъ родомъ изъ Волыни. По достиженіи семилѣтняго возраста, онъ былъ отданъ въ наученіе книжное; но какъ ни старался сначала молодой ученикъ, ученье шло не успѣшно. Это чрезвычайно печалило его и родителей. Однажды, какъ бы во снѣ, Петръ видитъ мужа, одѣтаго въ святительскія одежды, который, ставши близъ него, сказалъ: «чадо, открой уста свои!» Недоумѣвающій отрокъ исполнилъ приказаніе. Въ это время явившійся прикоснулся языка его и, благословивъ, какъ бы влилъ нѣкоторую сладость въ уста. Съ тѣхъ поръ онъ сталъ преуспѣвать въ ученьи паче всѣхъ сверстниковъ своихъ.

На двадцатомъ году жизни св. Петръ удалился въ одинъ изъ монастырей, недалеко отъ мѣста рожденія, принялъ здѣсь иноческій санъ и затѣмъ, со всею горячностью юнаго сердца, предался подвигамъ новаго званія; съ этою цѣлью онъ зимой и лѣтомъ носилъ въ монастырь на плечахъ воду, мылъ братскую одежду и т. п.; по церковному звону первымъ являлся въ храмъ и, благоговѣйно простоявъ всю службу, выходилъ изъ храма послѣднимъ. Усовершенствуясь въ такихъ подвигахъ, св. Петръ, прошедши всѣ степени пастырскаго служенія, достигъ, наконецъ, и сана митрополита московскаго.

б) Св. Алексій также съ юныхъ лѣтъ посвятилъ себя на служеніе Господу. Елевѳерій (таково было первоначальное имя св. Алексія) былъ сынъ московскаго боярина Ѳеодора и супруги его Маріи. Родители старались дать ему самое лучшее воспитаніе, чтобы приготовить его къ высшимъ должностямъ гражданской службы; но Господь устроилъ иначе, нежели какъ мечтали родители. Однажды отрокъ Елевѳерій занимался такъ любимою дѣтскимъ возрастомъ забавою — ловлею птицъ сѣтью. Утомленный долгимъ ожиданіемъ добычи, отрокъ заснулъ. Вдругъ онъ слышитъ, что кто-то говоритъ: «Алексѣй, для чего по напрасну трудишься? Я сотворю тебя ловцемъ человѣковъ». Елевѳерій проснулся и никого не видѣлъ вокругъ себя. Возлюбивъ Господа Іисуса отъ дѣтства, онъ скоро понялъ, Чей это голосъ призывалъ его. Двадцати лѣтъ отъ рожденія, онъ оставилъ домъ свой и родителей, всѣ приманки семейной и общественной жизни, удалился въ Богоявленскій монастырь и былъ постриженъ, съ именемъ Алексія, въ ангельскій санъ преподобнымъ Стефаномъ, братомъ преподобнаго Сергія.

в) Третій святителъ московскій, св. Іона, также съ юныхъ лѣтъ былъ избранъ Богомъ и приготовленъ на великое служеніе церкви и отечеству. Св. Іона родился въ г. Солигаличѣ отъ благочестивыхъ родителей. Двѣнадцати лѣтъ онъ принялъ иноческій образъ въ одномъ изъ монастырей своей родины, а потомъ переселился въ обитель Симоновскую близъ Москвы. Однажды въ эту обитель прибылъ митрополитъ Фотій. Совершивъ молитвословіе въ храмѣ и преподавъ благословеніе настоятелю и братіи, святитель захотѣлъ видѣть и благословить иноковъ, трудившихся въ разныхъ монастырскихъ службахъ. Въ пекарнѣ увидѣлъ онъ юнаго инока, который, утомившись работою, спалъ, но правая рука его, на которой покоилась голова, была сложена какъ бы для благословенія. Владыка запретилъ будить спавшаго инока и, благословивъ его, сказалъ предстоящимъ: «монахъ сей будетъ великій святитель въ странахъ сихъ россійскихъ и многихъ на путь спасенія наставитъ». Этотъ монахъ былъ св. Іона, и предсказаніе владыки буквально на немъ исполнилось.

г) А св. Филиппъ, митрополитъ московскій, развѣ не съ юныхъ лѣтъ возлюбилъ Христа и во имя этой любви оставилъ своихъ знатныхъ и богатыхъ родителей (они были извѣстные бояре Колычевы) и рѣшился удалиться въ пустыню. Улучивъ удобную минуту, Ѳеодоръ (такъ въ мірѣ звали Фииппа) замѣнилъ богатое боярское платье простымъ крестьянскимъ кафтаномъ, надѣлъ лапти и, не узнанный ни кѣмъ, вышелъ изъ родительскаго дома. Въ послѣдній разъ поклонился юный Ѳеодоръ св. иконамъ и мощамъ святителей въ Кремлѣ и направилъ путь свой къ сѣверу. Четыре мѣсяца шелъ онъ, пробираясь болотами и дремучими лѣсами, пока крайнее изнеможеніе не принудило его остановиться для отдыха на берегу Онежскаго озера. Здѣсь, въ деревнѣ Хижа, онъ былъ радушно принятъ добрымъ селяниномъ Субботою, у котораго сынъ знаменитыхъ родителей, воспитанный въ нѣгѣ и покоѣ, взялъ на себя обязанность пасти овецъ. Скоро онъ долженъ былъ оставить гостепріимнаго хозяина и ушелъ въ Соловецкій монастырь. Здѣшній игуменъ принялъ его съ ласкою, но прежде чѣмъ постричь его въ монахи, онъ заставилъ Ѳеодора нести суровое послушаніе. Ѳеодоръ рубилъ дрова, копалъ землю, таскалъ камни... и нерѣдко случалось, испытывалъ униженіе и побои отъ неразумныхъ людей; но, подражая Владыкѣ Христу, все переносилъ со смиреніемъ. Наконецъ игуменъ, видя твердое желаніе Ѳеодора отречься отъ міра, постригъ его въ иноки съ именемъ Филиппа.

II. Нынѣ прославляемые святители преподаютъ намъ слѣдующіе два урока:

а) Первый урокъ тотъ, что всякій юноша долженъ получать свое главное воспитаніе въ церкви и подъ руководствомъ ея. Но то ли мы видимъ на самомъ дѣлѣ? При нынѣшнемъ воспитаніи юношества все вниманіе обращаютъ лишь на то, что относится къ настоящей земной жизни, а о благочестіи христіанскомъ, о добродѣтеляхъ христіанскихъ, кажется, и помину нѣтъ. «Многіе учатъ дѣтей своихъ свѣтскимъ приличіямъ, — писалъ въ свое время св.Тихонъ задонскій; — иные учатъ говорить на иностранныхъ языкахъ, а иные стараются обучать дѣтей торговлѣ и другимъ ремесламъ. А жить по-христіански рѣдко кто учитъ дѣтей. Но, вѣдь, безъ этого всѣ науки — ничто, всякая мудрость — безуміе. Что пользы христіанину говорить по-иностранному, а жить безбожно. Что пользы быть искуснымъ торговцемъ или художникомъ, а не имѣть страха Божія. Также умники бываютъ злѣе простяковъ. Юное сердце, склоненное ко злу, и стремится на всякое зло, если не будетъ удержано страхомъ наказанія. Поэтому первою твоей заботою, христіанинъ, пусть будетъ то, чтобы научить дѣтей своихъ по-христіански жить, что возможно только тогда, когда мы приблизимъ дѣтей къ мудрому руководству нашей матери — св. церкви и вѣрныхъ ея служителей — пастырей. Всѣ твои науки безъ этого — ничто. Богъ не взыщетъ съ тебя, училъ ли ты дѣтей своихъ какимъ наукамъ, но непремѣнно взыщетъ, училъ ли ихъ по-христіански жить... Не тотъ истинный отецъ, кто родилъ, но тотъ, кто хорошо воспитывалъ и научилъ. Отцы, родившіе насъ, родили для временной жизни, а отцы, хорошо воспитавшіе насъ и научившіе благочестію, рождаютъ насъ къ жизни вѣчной. Блаженъ иже сотворитъ добрѣ и научитъ добрѣ (Матѳ. 5, 19)».

б) Второй урокъ, преподаваемый намъ жизнію святителей, нынѣ ублажаемыхъ, тотъ, что юность самое дорогое время для религіозно-нравственнаго воспитанія христіанина, чѣмъ весьма должны дорожить родители и воспитатели.

Счастливая пора въ жизни — юность, это — золотое время, это — райскіе дни. Это время — время развитія всѣхъ силъ, какъ душевныхъ и тѣлесныхъ, время пріобрѣтенія всевозможныхъ познаній, время образованія навыковъ и привычекъ, хорошихъ или дурныхъ. Поэтому, если когда, то особенно въ пору юности родителямъ нужно быть осторожными въ воспитаніи дѣтей, такъ какъ что привьется въ юности, то останется на всю жизнь. Юноша — это молодое, гибкое деревцо; если не привязать то деревцо къ колышку, то оно отъ вѣтровъ покривится; если не останавливать буйныя страсти юноши во время, непремѣнно пропадетъ юноша тотъ. «Видимъ, — говоритъ св. Тихонъ задонскій, — что малое деревцо на всякую сторону удобно преклоняется, и куда его наклонишь, туда и растетъ. Вотъ также и юное отроча: чему научится въ дѣтствѣ, къ тому и привыкнетъ, съ тѣмъ и останется на всю жизнь. Научится доброму: добрымъ и будетъ навсегда; научится злому: злымъ и останется; такъ что изъ малаго отрока можетъ выйти и ангелъ, можетъ выйти и діаволъ». Поэтому мы видимъ, что многіе подвижники сдѣлались великими не подъ старость только, а задатки и расположеніе къ добродѣтельной жизни были у нихъ въ юношескихъ лѣтахъ. На примѣрѣ великихъ святителей московскихъ — Петра, Алексія, Іоны и Филиппа, память которыхъ празднуется нынѣ, мы видѣли, что всѣ они съ юношескихъ лѣтъ возымѣли желаніе и влеченіе къ ангелоподобной жизни. (См. Воскр. день» за 1894 г,).

III. Молитвами великихъ угодниковъ Божіихъ, нынѣ ублажаемыхъ, да предохранитъ насъ Господь отъ гибельныхъ ошибокъ въ воспитаніи нашихъ дѣтей, за души которыхъ, мы, родители и воспитатели, должны отдать строгій отчетъ въ день суда Божія. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 380-382.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0