Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Четвертый день.

Поуч. 2-е. День обрѣтенія мощей святителей казанскихъ Гурія и Варсонофія.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) отъ юности должно начинать служеніе Богу, б) терпѣливо переносить скорби и в) быть усерднымъ ко храму).

I. Нынѣ прославляемые святители казанскіе Гурій и Варсонофій были для области казанской, по завоеваніи казанскаго царства Іоанномъ Грознымъ, первыми возвѣстителями пути спасительнаго, истинными хранителями апостольскихъ преданій, столпами непоколебимыми, учителями благочестія и наставниками православія, какъ величаетъ ихъ въ одной изъ своихъ пѣсней св. церковь (Троп. празд.). Не свѣтомъ ли были они для всей страны этой, нѣкогда омраченной магометанскимъ и языческимъ нечестіемъ, нынѣ же сіяющей православною вѣрою и благочестіемъ, святыми храмами, всюду величественно воздвигнутыми, на мѣстѣ богопротивнаго языческаго идолослуженія, въ которыхъ приносится угодная Богу словесная и безкровная жертва, и славословится всесвятое имя Божіе?

II. Св. жизнь святителей Христовыхъ Гурія и Варсонофія есть прекрасный образецъ высокаго духовнаго совершенства. Возьмемъ же для себя въ сей день памяти ихъ нѣсколько уроковъ съ тѣмъ, чтобы осуществить ихъ въ жизни, чтобы, такимъ образомъ, быть истинными чтителями священной памяти ихъ, какъ Богомъ дарованныхъ наставниковъ и отцевъ нашихъ, и нынѣ присутствующихъ духомъ съ нами, какъ чадами ихъ во Христѣ.

а) Высоты духовнаго совершенства и благодатныхъ даровъ достигли эти святители тѣмъ, что отъ юности своей они презрѣли все плотское мудрованіе, вперивъ же умъ къ желаемому Христу Богу, совершили теченіе въ постѣ, молитвахъ и бдѣніяхъ, побѣдивъ до конца чувственныя страсти и сіяя чистотою и безстрастіемъ (Конд. св. Гурію). Имѣя непреложный помыслъ благочестія, они въ продолженіе всей жизни съ веселіемъ шествовали по стопамъ Господа Спасителя путемъ тѣснымъ, восходя отъ силы въ силу, и достигли въ тихое пристанище жизни вѣчной, гдѣ лики праведныхъ сіяютъ. И такъ первый урокъ, какой преподаютъ намъ святители казанскіе, есть отрѣшенность отъ всего земного, плотского, вещественнаго, и устремленіе духа и сердца къ Богу и къ благамъ вѣчной жизни, освященіе себя Богу отъ юности, и всежизненный подвигъ вѣры, въ которомъ пребыли они, оберегая себя отъ всѣхъ сквернъ міра, отъ всякаго и самомалѣйшаго поползновенія ко грѣху. Къ этому подвигу божественный апостолъ приглашаетъ всѣхъ и каждаго. Итакъ, если мы еще одержимы дремотою лѣности и небреженія о нашемъ спасеніи и бурею страстей, то прибѣгнемъ къ благодатной помощи святителей казанскихъ, потому что Господь для того и прославляетъ Своихъ св. угодниковъ, чтобы въ ихъ предстателъствѣ и заступленіи открыть всегда вѣрную помощь, а въ ихъ святой жизни высокій примѣръ подражанія.

б) Святители Христовы Гурій и Варсонофій показали примѣръ долготерпѣнія въ скорбяхъ, напастяхъ и бѣдахъ, неразлучныхъ съ настоящею жизнію, въ которыя мы впадаемъ, по премудрому и всеблагому смотрѣнію Божію, чтобы испытанные въ горнилѣ бѣдствій, явились чистыми, и непричастными никакой сквернѣ грѣховной, украшенными новыми добродѣтелями терпѣнія и мужественнаго упованія на Бога, среди всѣхъ перемѣнъ жизни.

Съ какимъ благодушіемъ и ангельскимъ терпѣніемъ святитель Христовъ Гурій, еще въ юности своей, перенесъ, въ непрестанной бесѣдѣ съ Богомъ, двухъ-годичное темничное заключеніе, гдѣ онъ, лишенный почти свѣта, питался нечеловѣческою снѣдію — овсомъ, котораго по снопу давали ему чрезъ три дня. Пусть всякій представитъ себѣ положеніе неповиннаго страдальца, по клеветѣ подвергшагося такой горькой участи. Въ продолженіе двухъ лѣтъ ни разу не отворялись двери темницы, но благочестивый тогда еще отрокъ не изнемогъ въ упованіи, и за все благодарилъ Бога. Одинъ изъ бывшихъ друзей его, подкупивъ стража, пришелъ къ узкому оконцу темницы и предлагалъ страдальцу приносить ему тайно другую пищу, но онъ отказался отъ предлагаемой снѣди, сказавъ, что его много и преизобильно питаетъ благодать Божія, и упросилъ друга вмѣсто пищи приносить себѣ въ темницу бумаги, чернилъ и прочаго потребнаго для письма; и свободное отъ молитвы время своего заточенія употреблялъ на переписку азбукъ для малолѣтнихъ дѣтей. Только образъ Пресвятыя Дѣвы Богоматери былъ единственнымъ его сокровищемъ, украшеніемъ его темницы и утѣшеніемъ въ заточеніи. И одна благодать Божія веселила юность страдальца, единому Богу предавшаго свою жизнь и судьбу, и наконецъ чудесно освободила его изъ темницы.

Съ какимъ терпѣніемъ и кротостію и святитель Христовъ Варсонофій еще въ молодыхъ лѣтахъ перенесъ трех-годичное пребываніе въ плѣну у татаръ, храня себя въ чистотѣ христіанской строгости и работая невѣрнымъ со всѣмъ усердіемъ, безъ ропота перенося ниспосланное ему бѣдствіе, и молясь объ освобожденіи своемъ, которое и даровалъ ему Богъ чрезъ его отца, выкупившаго сына своего изъ плѣна! Такимъ образомъ на терпѣніи и вѣрѣ во всеблагій Промыслъ Божій, чудно правящій нашею жизнію, во всемъ пекущійся о насъ, странникахъ земныхъ, и никогда не оставляющій насъ, но хранящій на всѣхъ путяхъ жизни, и на живомъ, непреложномъ упованіи на Бога, спасающаго правыхъ сердцемъ, какъ на твердомъ камнѣ, святители Христовы, основавши храмину жизни, быстро воздвигли боголѣпный домъ добродѣтелей. И труды иноческіе, и всегдашнее поученіе въ словѣ Божіемъ, которымъ достигли они совершеннаго познанія и глубокаго разумѣнія священныхъ писаній, и благій нравъ и боголюбезная забота не только о себѣ самихъ, но и о спасеніи ближнихъ, — милосердіе и благотворенія, простирающіяся на всѣхъ, все это содѣлало ихъ возлюбленными Богу, и привлекло къ нимъ обильную благодать, обогатившую ихъ даромъ чудесъ и нетлѣніемъ ихъ святыхъ мощей, которое есть заря безсмертія и жизни вѣчной и богоблаженной.

Будемъ и мы, возлюбленные братія, по примѣру святителей нашихъ казанскихъ, украшаться благочестивымъ житіемъ, и благодушнымъ перенесеніемъ всѣхъ бѣдъ и напастей, всѣхъ горестей и страданій, неразлучныхъ съ этою жизнію, чтобы и намъ удостоиться благодатныхъ даровъ Всесвятаго Духа и содѣлаться участниками, по молитвамъ святителей нашихъ, въ наслѣдіи небеснаго царства и славы вѣчной.

в) Наконецъ еще урокъ возьмемъ изъ жизни святителей Христовыхъ Гурія и Варсонофія, — это урокъ о всегдашнемъ и неизмѣнномъ усердіи ихъ къ храму Божію, которое они особенно показали во дни старости, когда больные, не могши ни ходить сами во храмъ, ни стоять на ногахъ, они привозимы были учениками своими, или приносимы на рукахъ въ храмъ Божій, и здѣсь сидя или лежа они слушали божественную службу. (См. житіе святыхъ Гурія и Варсонофія). Какъ поучителенъ этотъ примѣръ святителей Божіихъ, и какъ необходимъ онъ нынѣ, какъ спасительное врачевство противъ общей почти всѣмъ холодности и равнодушія къ св. храму Божію, о которыхъ говорятъ почти всегдашняя пустота св. храмовъ, особенно въ утреннія и вечернія ежедневныя службы церковныя, — какъ, говорю, необходимъ этотъ урокъ въ настоящее время, когда и многочисленныя праздничныя собранія въ св. храмѣ едва-ли не бываютъ часто плодомъ холоднаго обычая, и влеченій не горнихъ и духовныхъ, а земныхъ и суетныхъ!

Братіе! только насажденные въ дому Господнемъ мы можемъ процвѣсть христіанскими добродѣтелями и благодатными дарованіями Духа, потому что въ св. храмахъ заключены для насъ, чадъ церкви, источники освященія, наставленія и всякаго духовнаго блага. И храмъ Божій для насъ, странниковъ земныхъ, есть тихая и надежная пристань и единственный ковчегъ спасенія среди житейскихъ бурь. Будемъ же сколько можно чаще посѣщать святые храмы Божіи, и здѣсь со всѣмъ усердіемъ, съ умиленіемъ и благоговѣніемъ молиться Богу, не развлекаясь ничѣмъ внѣшнимъ. Будемъ въ молитвахъ изливать предъ Богомъ все сердце, — это привлечетъ къ намъ неизреченную милость Божію и благословеніе Божіе на всю нашу жизнь, съ которымъ все въ жизни нашей будетъ намъ во благо и на радость.

III. Такимъ образомъ, если мы эти немногіе уроки осуществимъ по возможности въ нашей жизни, это будетъ лучшею и драгоцѣннѣйшею жертвою святой памяти святителей казанскихъ, которую мы должны чтить, какъ духовныя чада ихъ. Аминь. (Свящ. Г. Д—ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 375-377.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0