Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Четвертый день.

Поуч. 1-ое. Обрѣтеніе честныхъ мощей свв. Гурія и Варсонофія казанскихъ.

(Христіанинъ есть странникъ на пути къ небу).

I. Нынѣ празднуется обрѣтеніе св. мощей иже во св. отецъ нашихъ Гурія и Варсонофія казанскихъ.

Св. Гурій былъ архіепископомъ казанскимъ. Онъ происходилъ изъ боярскаго рода города Радонежа, родины св. преподобнаго Сергія, и служилъ у князя Пенькова. Онъ былъ очень скроменъ и благочестивъ, за что любили его князь и княгиня. Товарищи по зависти оклеветали его въ одномъ тяжкомъ и гнусномъ преступленіи, касавшемся чести княгини. Князь, не разобравъ дѣла и повѣривъ клеветѣ, заключилъ его въ подземную темницу. Находясь въ заключеніи, святой славилъ Бога, говоря: «безъ наказанія душа моя могла бы остаться неисцѣленною», и писалъ маленькія весьма полезныя книжечки для дѣтей. Чрезъ два года Самъ Господь освободилъ его, и онъ удалился въ Волоколамскій монастырь, гдѣ сдѣлался настоятелемъ. Царь Іоаннъ Грозный уважалъ Гурія, и въ 1555 г. назначилъ его въ архіепископа только что завоеваннаго царства казанскаго. Здѣсь св. Гурій епископствовалъ 9 лѣтъ и обратилъ ко Христу множество магометанъ и язычниковъ. За 2 года до смерти, по разстроенному отъ темничной жизни здоровью, удалился на покой и принялъ схиму.

Св. Варсонофій, въ міру Іоаннъ, родился въ Серпуховѣ и былъ сынъ священника. Во время нашествія татаръ на Серпуховъ, 17-лѣтнимъ юношею взяли его въ плѣнъ, гдѣ пробылъ онъ три года. Горькій свой плѣнъ Іоаннъ сносилъ съ терпѣніемъ и полной преданностью волѣ Божіей, ибо онъ зналъ, что испытаніе посылается намъ волею Отца небеснаго для нашего же блага. Въ плѣну онъ изучилъ татарскій языкъ. Воротившись изъ плѣна, поступилъ въ Андрониковъ монастырь. При отправленіи св. Гурія въ Казань, святой былъ посланъ туда вмѣстѣ съ нимъ, какъ знающій татарскій языкъ, и много помогалъ ему въ распространеніи христіанства. Въ 1567 году св. Варсонофiй былъ вызванъ Грознымъ на святительскую каѳедру въ Тверь. Но за старостью недолго правилъ епархіею. Удалившись на покой и принявъ схиму, онъ жилъ въ Казани въ основанномъ имъ Преображенскомъ монастырѣ, гдѣ былъ погребенъ рядомъ съ св. Гуріемъ. Скончался въ 1576 году. Чрезъ 30 лѣтъ послѣ смерти св. Варсонофія, были открыты нетлѣнныя мощи ихъ обоихъ, источающія исцѣленія.

II. При чтеніи житій святителей Гурія и Варсонофія казанскихъ, испытавшихъ много скорбей въ своей жизни, но не только не роптавшихъ за это на Бога, но даже благодарившихъ Его за нихъ, такъ какъ, лишившись всѣхъ обманчивыхъ удовольствій міра сего, они тѣмъ усерднѣе вступили на тотъ путь, который приводитъ къ истинному небесному отечеству, — при чтеніи житій этихъ угодниковъ Божіихъ и многихъ другихъ, удалявшихся отъ міра и избѣжавшихъ того ложнаго и непрочнаго счастія, какое онъ даетъ, невольно приходитъ на мысль та истина, что настоящая земная жизнь не есть конечная цѣль христіанина, что христіанинъ есть только странникъ на пути къ своему истинному отечеству — небу.

Дѣйствительно, мы въ мірѣ семъ, какъ странники и пришельцы, являющіеся здѣсь только на время, приходящіе сюда и отходящіе отсюда. Истинное житіе наше на небесѣхъ есть: тамъ наше вѣчное отечество:, тамъ нашъ Отецъ небесный, Который такъ любитъ насъ, яко Сына Своего единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный; тамъ наше полное и совершенное упокоеніе, наше блаженство неизмѣняемое и вѣчное. Будемъ же и мы, братіе, жить на землѣ, какъ странники и пришельцы, взыскующіе вѣчнаго града, емуже художникъ и содѣтель Богъ!

а) Странникъ не обременяетъ себя излишнею ношею, не засматривается долго ни на что пріятное въ чужой для него странѣ, не останавливается ни на какомъ мѣстѣ долѣе, нежели сколько нужно для отдыха. Такъ поступаетъ и христіанинъ, взыскующій небеснаго отечества: онъ не привыкаетъ слишкомъ къ своему временному жилищу — землѣ, не пристращается сердцемъ къ чему бы то ни было земному и временному.

б) Странникъ не смущается тѣмъ, что на дорогѣ застигаютъ его бури и ненастье, попадаются крутизны и горы, встрѣчаются препятствія и опасности; все переноситъ онъ, все преодолѣваетъ въ надеждѣ упокоенія въ своемъ отечествѣ и въ дому своемъ. Такъ и христіанинъ все случающееся съ нимъ въ жизни – и радостное и скорбное, и пріятное и тягостное — встрѣчаетъ и переноситъ съ благодушіемъ и терпѣніемъ, съ благодареніемъ Богу, съ покорностію и преданностію волѣ Божіей.

в) Странствующій на чужой сторонѣ старается пріобрѣтать только то, что будетъ нужно и полезно ему дома, и все пріобрѣтенное спѣшитъ переслать въ отечество. Такъ и христіанинъ, живя въ мірѣ, старается обогатить себя благими дѣлами благочестія и правды, любви и милосердія, чтобы явиться въ небесное отечество свое съ благою надеждою праведнаго воздаянія отъ Отца небеснаго, а не сострахомъ суда и осужденія. Самыя земныя сокровища свои онъ взаимъ даетъ Богу, препровождая ихъ на небо чрезъ руки нищихъ и убогихъ, чтобъ сотворить себѣ други отъ мамоны неправды, да, егда оскудѣетъ, пріимутъ его въ вѣчныя кровы.

г) У странника одно на умѣ и въ мысляхъ — отечество, одно желаніе и стремленіе — возвратиться скорѣе въ домъ свой, одна забота — не остаться бы навсегда внѣ дома отеческаго. Самая мысль объ отечествѣ служить для него утѣшеніемъ и отрадою на чужбинѣ. Такъ и христіанинъ всегда устремляетъ и умъ и сердце свое къ небу, гдѣ его вѣчное жилище, гдѣ всѣ сокровища сердца его, гдѣ животъ его сокрытъ со Христомъ въ Бозѣ.

д) Для странствующаго на чужой сторонѣ необходимъ вѣрный указатель пути, ведущій въ отечество, нуженъ благонадежный руководитель и необходимъ свѣтъ, который освѣщалъ бы предъ нимъ и самый путь и всѣ окружнющіе его предметы. Для христіанина этотъ указатель истиннаго пути къ царствію Божію есть законъ Божій, который, по слову пророка, есть свѣтильникъ ногамъ и свѣтъ стезямъ нашимъ. Этотъ началовождь и свѣтъ истинный, просвѣщающій всякаго человѣка, грядущаго въ міръ, есть Самъ Господь Іисусъ Христосъ и Его св. евангеліе. Азъ свѣтъ въ міръ пріидохъ, говоритъ Онъ: ходяй по Мнѣ не имать ходити во тмѣ, но имать животъ вѣчный. Застигнутый ночною тьмою, путникъ не знаетъ самъ, куда и какъ онъ идетъ и куда, наконецъ, придетъ, сбивается съ дороги, блуждаетъ и спотыкается, заходитъ въ дебри и пропасти. Такъ бываетъ съ человѣкомъ и въ его нравственной жизни и дѣятельности, если эта жизнь и дѣятельность не управляются закономъ Божіимъ, не освѣщаются свѣтомъ евангелія Христова.

е) Для странника необходимы мѣста и времена отдохновенія для обновленія и укрѣпленія силъ къ продолженію пути. Такъ и для христіанина, шествующаго къ небесному отечеству, есть и мѣста и времена духовнаго отдохновенія. Это мѣсто духовнаго отдохновенія есть храмъ Божій, который Самъ Господь Богъ именуетъ Своимъ домомъ. Въ немъ души вѣрующихъ, какъ въ истинномъ дому Отца своего, обрѣтаютъ благодатное успокоеніе отъ тревогъ и грѣховъ при подножіи креста Христова — и безсмертную пищу животворящаго тѣла и крови Христовой, исцѣляющую всѣ недуги душевные, укрѣпляющую насъ въ немощахъ нашихъ, обновляющую духовныя наши силы, — и духовное питіе слова Божія, ободряющее духъ нашъ помощью отъ Господа, услаждающее сердце наше Божественными обѣтованіями, веселящее душу радостію о Господѣ.

ж) Странникъ, чѣмъ далѣе идетъ по пути своему, тѣмъ болѣе сокращается его путь, тѣмъ ближе онъ къ своему отечеству. Такъ и мы, братіе мои, чѣмъ болѣе продолжаемъ путь нашей жизни, тѣмъ болѣе приближаемся къ предѣлу ея — смерти, тѣмъ ближе подходимъ къ вратамъ вѣчности.

III. Долго ли еще остается намъ странствовать въ этомъ мірѣ, мы не знаемъ. Можетъ быть, нынѣшній годъ есть послѣднее поприще, которое приведетъ насъ ко гробу. Итакъ, готовъ ли духъ нашъ разрѣшитися отъ узъ плоти и со Христомъ быти? Готово ли сердце наше срѣтить Господа Іисуса Христа и соединиться съ Нимъ навѣки? Готовы ли мы явиться въ небесномъ отечествѣ нашемъ среди ликовъ св. ангеловъ и духовъ праведниковъ совершенныхъ и пріобщиться къ славному торжеству избранныхъ Божіихъ? На небѣ, въ дому Отца небеснаго, все готово, и тамъ уже ждутъ насъ, — будемъ готовы и мы: не вѣмы бо дне ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ! Аминь. (Сост. Г. Д. съ допол. по «Полному собр. проповѣд.» Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 373-375.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0