Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Третій день.

Св. мученикъ Діонисій ареопагитъ.

(Кто наслѣдуетъ животъ вѣчный?)

I. Св. Діонисій ареопагитъ, память коего совершается нынѣ, родился въ городѣ Аѳинахъ. Получивъ образованіе въ лучшей аѳинской школѣ, Діонисій не удовольствовался пріобрѣтенными познаніями и отправился въ Египетъ изучать мудрость жрецовъ и особенно астрономію. Въ бытность свою тамъ, онъ видѣлъ необыкновенное затмѣніе солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказалъ: «вѣроятно страждетъ Самъ Богъ». По возвращеніи въ Аѳины онъ былъ избранъ въ члены высшаго судебнаго мѣста — ареопага, почему и называется «ареопагитомъ». Когда ап. Павелъ посѣтилъ Аѳины, то онъ явился въ ареопагъ и началъ проповѣдывать Христа распятаго, и сообщилъ Діонисію о невѣдомомъ для него Богѣ, Спасителѣ міра. Діонисій крестился, быстро началъ преуспѣвать въ познаніи истиннаго Бога и былъ поставленъ епископомъ аѳинскимъ. Онъ удостоился быть при кончинѣ Божіей Матери, а потомъ отправился на проповѣдь по разнымъ странамъ. Зашедши въ Галлію, онъ усѣченъ былъ мечемъ въ г. Парижѣ.

II. Св. священномученикъ Діонисій, обратившійся отъ боговъ язычества къ вѣрѣ въ истиннаго Бога и своею мученическою смертію запечатлѣвшій свою живую и дѣятельную вѣру, наслѣдовалъ жизнь вѣчную.

Что же и намъ, братія-христіане, дѣлать, чтобы по примѣру св. священномученика Діонисія также наслѣдовать жизнь вѣчную? Запечатлѣть свою живую вѣру въ Бога мученическою смертію мы не можемъ теперь, ибо, благодаря Богу, теперь ни въ нашемъ отечествѣ, ни въ другихъ христіанскихъ странахъ, нѣтъ такого гоненія на христіанъ, какое было во времена язычества. Между тѣмъ всякій христіанинъ желаетъ послѣ смерти своей не лишиться царствія небеснаго. Что же нужно дѣлать для этого? Обратимся къ слову Божію и оно наставитъ насъ на всякую истину.

А. Чтобы вѣрно знать, что намъ должно дѣлать для полученія вѣчнаго живота или вѣчнаго блаженства, безъ сомнѣнія, всего надежнѣе обратить вниманіе на то, что признавалъ или предъявлялъ нужнымъ для полученія вѣчнаго блаженства Самъ I. Христосъ.

а) I. Христосъ предъявлялъ нужною для полученія живота вѣчнаго, или вѣчнаго блаженства, вѣру въ Него. Ибо такъ сказалъ Никодиму: якоже Моисей вознесе змію въ пустыни, тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому: да всякъ, вѣруяй въ Онь, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный. Тако бо возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ, вѣруяй въ Онь, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 14—16).

б) I. Христосъ объявлялъ нужною для полученія жизни вѣчной любовь къ Богу и ближнему, именно: когда спрашивалъ I. Христа законникъ: «что сотворивъ животъ вѣчный наслѣдую»? и когда Господь спросилъ его: «въ законѣ что написано?» а тотъ отвѣчалъ: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего, и отъ всея души твоея, и всею крѣпостію твоею, и всѣмъ помышленіемъ твоимъ: и ближняго своего яко самъ себе: тогда Господь ему сказалъ: сіе сотвори, и живъ будеши (Лук. 10, 25—28).

в) I. Христосъ предъявлялъ нужнымъ для полученія живота вѣчнаго соблюденіе всѣхъ заповѣдей Божіихъ, именно: когда нѣкоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивалъ Господа: что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный? тогда Господь ему сказалъ: аще ли хощеши внити въ животъ, соблюди, заповѣди (Матѳ. 19, 17).

г) I. Христосъ училъ, что животъ вѣчный получатъ оставляющіе и отвергающіе все, что препятствуетъ имъ прилѣпляться къ Нему всѣмъ сердцемъ. Ибо такъ Онъ сказалъ Своимъ ученикамъ: всякъ, иже оставитъ домъ, или братію, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, (безъ сомнѣнія въ томъ только случаѣ, если они отвлекаютъ его отъ Христа и христіанской жизни), или села, имене Моего ради, сторицею пріиметъ, и животъ вѣчный наслѣдитъ (Мѳ. 19, 29).

д) I. Христосъ предъявлялъ, что животъ вѣчный получатъ всѣ овцы, которыя внимательно слушаютъ Его слово и слѣдуютъ Ему въ жизни. Ибо такъ Онъ сказалъ: овцы Мои гласа Моего слушаютъ, и по Мнѣ грядутъ: и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ (Іоан. 10, 27. 28).

е) I. Христосъ училъ, что животъ вѣчный получатъ всѣ достойно причащающіеся Его св. тѣла и крови. Ибо такъ Онъ сказалъ: Азъ есмь хлѣбъ животный, сшедый съ небесе: аще кто снѣсть отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки. Ядый Мою плоть, и пiяй Мою кровь, живъ будетъ во вѣки (Іоан. 6, 51. 54).

ж) I. Христосъ предъявлялъ еще посредствомъ святого пророка въ завѣтѣ ветхомъ, что жизнь вѣчную получатъ приносящіе истинное покаяніе. Ибо такъ сказано: беззаконникъ аще обратится отъ всѣхъ беззаконій своихъ, яже сотворилъ, и сохранитъ вся заповѣди Моя, и сотворитъ судъ и правду и милость, жизнію поживетъ, и не умретъ (Іезек. 18, 21).

з) Наконецъ и св. апостолъ объявляетъ, что животъ вѣчный получатъ люди, дѣлающіе въ жизни добрыя дѣла; ибо такъ онъ сказалъ: Богъ воздастъ коемуждо по дѣломъ его: овымъ убо по терпѣнію дѣла благаго, славы и чести и нетлѣнія ищущимъ, животъ вѣчный (Рим. 2, 6. 7).

и) Вѣчную жизнь наслѣдовать могутъ только тѣ, которые живутъ въ оградѣ православной церкви, какъ вѣрныя и послушныя ея чада. Такъ какъ I. Христосъ по изреченію св. апостола Павла есть глава церкви и Той есть спаситель тѣла: то дабы имѣть участіе въ Его спасеніи, необходимо нужно быть членомъ Его тѣла, т. е. каѳолической церкви. Помните, братіе, что безъ послушанія св. православной церкви, безъ тѣснаго союза съ нею нельзя спастись, хотя бы кто и кровь свою пролилъ за I. Христа. Помните, возлюбленные, грозныя слова Спасителя: аще же и церковь преслушаетъ (братъ твой), буди тебѣ яко же язычникъ и мытарь (Мѳ. 18, 17). Берегитесь посему лжеучителей, желающихъ отторгнуть васъ отъ послушанія св. церкви!

Вотъ что намъ должно дѣлать, чтобы наслѣдовать животъ вѣчный.

Б. На вопросъ: что должно дѣлать, чтобы наслѣдовать животъ вѣчный, можно дать и другой отвѣтъ, со стороны противной, именно:

а) Вѣчнаго живота не наслѣдуютъ всѣ, невѣрующіе въ I. Христа: ибо иже не вѣруетъ въ Сына Божія, сказалъ Іоаннъ Креститель, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ (Іоан. 3, 36).

б) Вѣчнаго живота не наслѣдуютъ всѣ тѣ, которые въ настоящей жизни не ходятъ узкими вратами Господнихъ заповѣдей; ибо Господь сказалъ: узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ; а пространная врата и широкій путь вводяй въ пагубу (Матѳ. 7, 14. 13).

в) Вѣчнаго живота не наслѣдуютъ всѣ безпорядочно привязанные любовію къ чему нибудь созданному Богомъ, какъ ни было бы то намъ важно, или дорого, или любезно: ибо иже любитъ, говоритъ Господь, отца или матерь, паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 37).

г) Не наслѣдуютъ вѣчнаго живота всѣ остающіеся безъ истиннаго покаянія. Во грѣсѣ вашемъ умрете, сказалъ Господь нераскаяннымъ іудеямъ (Іоан. 8, 21).

д) Не наслѣдуютъ вѣчнаго живота всѣ не причащающіеся плоти и крови Господа I. Христа; ибо такъ сказалъ Господъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 53)

е) Наконецъ, не наслѣдуютъ живота вѣчнаго всѣ тѣ, которые, боясь трудностей, не преодолѣваютъ въ себѣ грѣховныхъ вожделѣній, но даютъ имъ дѣйствовать въ себѣ до конца жизни, и съ ними умираютъ. Ибо такъ сказалъ Господь: побѣждаяй наслѣдитъ вся: страшливымъ же и невѣрнымъ, и сквернымъ и убійцамъ, и блудъ творящимъ, и чары творящимъ, идоложерцемъ и всѣмъ лживымъ, часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и жупеломъ, еже есть смерть вторая (Апокал. 21, 7. 8).

III. Вѣруйте въ Господа всѣ, кто не желаетъ потерять живота вѣчнаго! Оставьте жизнь противную Его заповѣдямъ, и живите по заповѣдямъ Его, приносите истинное покаяніе, чаще причащайтесь тѣла и крови Его; — и вы непремѣнно будете имѣть животъ вѣчный. (Сост. свящ. Г. Д-ко съ дополн. по «Словамъ или бесѣдамъ на всѣ воскр. и праздн. Дни» Григорія, архіеп. казанск. и свіяжск., т. I, стр. 315–321).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 371-373.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0