Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Первый день.

Поуч. 6-ое. Преподобный Романъ.

(Гдѣ получается истинное просвѣщеніе?)

I. Воспоминаемый нынѣшній день церковью, преподобный Романъ былъ церковнослужителемъ Софiйскаго храма въ Константинополѣ и жилъ въ Ѵ вѣкѣ. Отличаясь глубокимъ благочестіемъ, Романъ соблюдалъ строгій постъ, часто молился и велъ самый строгій образъ жизни. Подвижническая жизнь и послушаніе Романа расположили къ нему патріарха Евѳимія; но другимъ церковнослужителямъ не нравились любовь и расположеніе патріарха къ Роману и они завидовали послѣднему. Къ тому же Романъ не былъ такъ искусенъ въ чтеніи и пѣніи, какъ другіе клирики Софійскаго храма. Однажды наканунѣ дня Рождества Христова императоръ Анастасій слушалъ богослуженіе въ Софійскомъ храмѣ; клирики, желая посмѣяться надъ Романомъ, принудили его выйти на амвонъ и пѣть въ присутствіи императора, чего Романъ никакъ не могъ исполнить. Преподобный по окончаніи службы долго плакалъ и молился передъ иконой Богоматери. Въ ту же ночь явилась ему въ видѣніи Богоматерь и подала свитокъ, съ повелѣніемъ съѣсть; исполнивъ это, онъ получилъ даръ искуснаго чтенія и пѣнія. Прійдя въ слѣдующій разъ въ храмъ, онъ вошелъ на амвонъ и, когда настала его очередь, запѣлъ пѣснь: «Дѣва днесь пресущественнаго рождаетъ и земля вертепъ Неприступному приноситъ; ангели съ пастырями славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ; насъ бо ради родися отроча младо превѣчный Богъ.» Всѣ присутствовавшіе въ храмѣ съ удивленіемъ слушали пѣніе Романа, патріархъ же спросилъ его, откуда онъ научился этой дивной пѣсни. Романъ разсказалъ, какъ явилась ему въ чудесномъ видѣніи Богоматерь и сообщила ему даръ пѣснопѣнія. Тогда церковнослужители устыдились своихъ прежнихъ поступковъ съ преподобнымъ и просили у него прощенія во всѣхъ обидахъ и оскорбленіяхъ, которыя ему причиняли.

II. Изъ этого повѣствованія мы видимъ, братіе, Кто Податель премудрости и разума. Это Богъ — превѣчная Премудрость. И дѣйствительно, кому и когда отказалъ Богѣ въ благодати просвѣщенія? Кто изъ христіанъ не можетъ получить себѣ мудрости отъ Бога? Что говоритъ апостолъ? Аще кто отъ васъ лишенъ есть премудрости, да проситъ отъ дающаго Бога всѣмъ, не лицепріемнѣ, и дастся ему (Іак. 1: 5). Яко Господь даетъ премудрость и отъ лица Его полное познаиіе и разумъ (Притч. 2: 6), подтверждаетъ другой Богодухновенный наставникъ. Вотъ гдѣ должно получать себѣ образованіе и просвѣщеніе.

а) Богъ преподаетъ намъ такое ученіе, какого никто никогда не услышитъ ни въ какомъ самомъ блистательномъ человѣческомъ училищѣ, ученіе, сообщающее намъ такія истины, какихъ никакой высочайшій разумъ человѣческій ни измыслить, ни постигнуть не можетъ, ученіе, которое приводитъ насъ къ такому благополучію, къ такимъ благамъ, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце самому счастливѣйшему на свѣтѣ человѣку не взыдоша (1 Кор. 2: 9). Было бы только наше желаніе учиться, было бы только расположеніе имѣть разумъ Божій и творить волю Божію. Знаете, что случилось съ Корниліемъ сотникомъ? Онъ былъ язычникъ, но мужъ благоговѣйный и богобоязненный, любилъ молиться Богу и благотворить бѣднымъ. На доброе устремленіе сердца его къ небесному отозвалось небо; явился ему ангелъ Божій и повелѣлъ ему призвать къ себѣ апостола Петра, сказавъ: той речетъ тебѣ глаголы, въ нихже спасешися ты, и весь домъ твой. Св. Петръ, по призыву сотника, пришелъ къ нему въ домъ, проповѣдалъ Спасителя Христа, и всѣхъ увѣровавшихъ крестилъ во имя Христово (Дѣян. гл. 10). Вотъ и другое обстоятельство. Возвращался домой изъ Іерусалима вельможа Еѳіопской царицы и, сидя въ колесницѣ, читалъ книгу пророка Исаіи. Онъ былъ тоже язычникъ, но какъ видно, расположенъ былъ къ Богу Израилеву. И вотъ ангелъ Господень велитъ апостолу Филиппу итти на дорогу, по которой ѣхалъ вельможа. Филиппъ, подошедъ къ колесницѣ вельможи, услышалъ, что онъ читаетъ книгу пророка Исаіи. По устроенію Божію случилось такъ, что вельможа читалъ, въ книгѣ пророка, пророчество о страданіи Христовомъ. Филиппъ спрашиваетъ его: понимаешь ли ты, что читаешь? Тотъ отвѣчалъ ему: какъ я могу понимать, ежели кто-либо не объяснить мнѣ? Филиппъ объяснилъ вельможѣ пророчество, проповѣдалъ ему Іисуса Христа, Спасителя міра и крестилъ увѣровавшаго вельможу (Дѣян. гл. 8). Вотъ какъ чудно поучаетъ Богъ, какіе необыкновенные употребляетъ способы къ просвѣщенію человѣка, какъ скоро видитъ въ немъ доброе расположеніе и желаніе познать истину. Это было, какъ видите, еще во времена апостольскія. Да что я говорю? Даже одинъ изъ апостоловъ чудеснымъ образомъ просвѣщенъ былъ отъ Бога. Это — святый Павелъ. Господь Іисусъ, явленіемъ Своимъ обративъ его изъ Своего гонителя въ апостола, послалъ его для наученія къ апостолу Ананіи, и ученый фарисей (Филип. 3: 5) долженъ былъ переучиваться у простого, не книжнаго ученика Христова (Дѣян. гл. 9).

б) Скажете: «это — дѣла Божіи чрезвычайныя. Такихъ просвѣщенныхъ отъ Бога людей было, и ежели бываетъ, не много». Да. Богъ часто не творитъ чудесъ. И для чего? Онъ сотворилъ однажды навсегда величайшее чудо. Самъ, въ возлюбленномъ Сынѣ Своемъ, сошелъ на землю, просвѣтилъ всѣхъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй сидящихъ, научилъ ихъ познанію Бога, открылъ имъ святую волю Свою и показалъ путь ко спасенію. Съ тѣхъ поръ существуютъ и будутъ существовать до скончанія вѣка и поставляемые Богомъ учители и учрежденное Имъ всемірное училище для духовнаго образованія и спасительнаго просвѣщенія людей. Учители поставленные и поставляемые Богомъ — это св. апостолы, св. отцы и всѣ послѣдующіе пастыри церковные. Чему можно не научиться отъ этихъ учителей? Первые учители и Богопроповѣдники, апостолы устно научили и просвѣтили вѣрою всѣ народы; во всю землю изыде божественное вѣщаніе ихъ и въ концы вселенныя духоносные глаголы ихъ (Рим. 10: 18). А Богодухновенныя Писанія ихъ? Восемнадцать вѣковъ поучаютъ и просвѣщаютъ родъ человѣческій и обращаютъ его отъ тьмы въ свѣтъ и отъ области сатаны къ Богу (Дѣян. 26: 18). Отцы и пастыри церкви сколько трудились въ просвѣщеніи народовъ, и какія драгоцѣнныя сокровища христіанскаго вѣдѣнія оставили намъ въ своихъ безсмертныхъ твореніяхъ! Благодареніе Богу! Спасительная наука никогда не оскудѣвала между христіанами, и никто не могъ и не можетъ считать себя лишеннымъ способовъ къ уразумѣнію истины. Приди къ каждому служителю алтаря, великому или малому пастырю церкви, — и ты не останешься безъ христіанскаго наставленія и уясненія содержимой тобою вѣры. Тотъ только остается во тьмѣ, кто нейдетъ къ свѣту, или еще и не любитъ свѣта. А великое то училище христіанское, братіе? Разумѣю святую православную церковь. Чего тутъ нѣтъ? Какого разума божественнаго, какихъ высокихъ истинъ, какихъ невѣдомыхъ человѣческому уму таинъ Божіихъ не услышишь въ ней! Вездѣ и во всемъ сіяетъ свѣтъ Божественный, въ томъ, что читается, и въ томъ, что поется, и въ томъ, что совершается, — и это не разъ, не два, не одинъ день, не одинъ мѣсяцъ и годъ, а всегда, ежедневно, непрерывно и непрестанно. Сколько здѣсь назиданія уму, убѣжденія сердцу, оживленія и восторженія чувству! И ни отъ кого ничего не требуется. Святилище Божіе отверсто всегда для всѣхъ. Жаждущіе идите на воду; ядите и пійте безъ сребра и цѣны вино и тукъ, послушайте Мене, и снѣсте благая, и насладится во благихъ душа ваша (Исаія 54: 1, 2), вотъ голосъ общей для всѣхъ всебогатой любви Божіей и вмѣстѣ божественной наставницы нашей, святой православной церкви!

III. Таковы, братіе, наши учители и наше училище. Сюда будемъ прибѣгать для просвѣщенія и полученія жизни вѣчной, по слову Спасителя: се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его послалъ еси Ты, Іисуса Христа (Іоан. ХѴІІ, 3). Аминь. (Сост. по «Сѣят. благ.» прот. В. Нордова, т. II, изд. 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 367-369.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0