Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Первый день.

Поуч. 4-ое. Покровъ Пресвятыя Богородицы.

(О необходимости покровительствовать нуждающимся въ нашей помощи).

I. Нѣсколько столѣтій тому назадъ, въ настоящій день, блаженный Андрей удостоился, братія, дивнаго и вмѣстѣ утѣшительнаго видѣнія, — именно: когда онъ находился въ цареградскомъ влахернскомъ храмѣ Пресвятыя Богородицы и вмѣстѣ съ другими константинопольскими жителями умолялъ Господа отвратить бѣдствіе отъ греческой столицы, которой въ то время угрожали нашествіемъ страшные сарацинъг, тогда ему представилось, что отверзся сводъ храма, и онъ увидѣлъ на воздухѣ Матерь Божію съ ликомъ ангеловъ, пророковъ, апостоловъ и другихъ небожителей. Пресвятая Дѣва колѣнопреклонно молилась Богу и покрывала міръ христіанскій честнымъ Своимъ омофоромъ. Узрѣвъ это, блаженный Андрей сказалъ ученику своему Епифанію: «видишьли, брате, Царицу и Госпожу всѣхъ, молящуюся о всемъ мірѣ?» — «Вижу, отвѣчалъ Епифаній, и ужасаюся». — Это видѣніе сопровождалось избавленіемъ Царьграда и всей Греціи отъ нашествія варваровъ; поэтому св. церковь установила ежегодно праздновать его въ настоящій день въ память и назиданіе вѣрующимъ.

II. И мы, по примѣру Матери Божіей, должны посильно покровительствовать нуждающимся въ нашей помощи, должны помогать бѣднымъ, сирымъ и другимъ несчастнымъ.

а) Всѣ мы, — богатые и бѣдные, сильные и слабые, знаменитые и безвѣстные, мудрые и неразумные, — всѣ мы составляемъ одно великое семейство. Кто мы по природѣ нашей? Потомки одного Адама. Кто мы по благодати? Чада единаго Отца небеснаго. — Кто мы по конечному назначенію нашему? Сонаслѣдники царства небеснаго. Скажу болѣе, мы не только составляемъ одно семейство, но мы члены единаго тѣла, какъ гражданскаго — государства, такъ и духовнаго — церкви Христовой, у которой единая глава — Христосъ, а мы всѣ члены, какъ говоритъ апостолъ (Еф. 5, 23 и 30). Видите, какая тѣсная связь, какое сродство между нами! Поэтому, судите, не должны ли мы усердно вспомоществовать другъ другу, а въ особенности тѣмъ бѣднымъ и несчастнымъ братіямъ нашимъ, которые имѣютъ большую нужду въ нашей помощи? Очевидно, должны! Какъ въ обыкновенномъ тѣлѣ всѣ члены сочувствуютъ и помогаютъ одинъ другому, такъ и мы должны сострадать другъ другу и взаимно вспомоществовать въ нашихъ нуждахъ. Какъ въ обыкновенномъ семействѣ старшіе, здоровые братья и сестры, надзираютъ за младшими и немощными; такъ и мы должны пещись о меньшихъ братіяхъ нашихъ во Христѣ — о бѣдныхъ и несчастныхъ. Если же мы не будемъ дѣлать сего; то чрезъ это явно покажемъ, что мы дурные братья, худые христіане.

б) Мы тѣмъ охотнѣе должны вспомоществовать нуждающимся въ нашей помощи, что, оказывая необходимое пособіе имъ, мы по тѣсной связи, существующей между ими и нами, дѣлаемъ добро не только имъ, но и самимъ себѣ. И подлинно, не полезно ли для насъ, если эти несчастные, которые живутъ теперь въ тягость, а иные даже во вредъ нашему обществу, и, можетъ быть, погибнутъ безъ нашей помощи, — не полезно ли для насъ, если они при нашемъ пособіи сдѣлаются добрыми гражданами и будутъ посильно содѣйствовать общему и вмѣстѣ нашему благу? Не полезно ли для насъ, если они за добро, имъ оказанное, будутъ благодарить насъ, взаимно услуживать намъ, и станутъ призывать на насъ благословеніе Божіе?..

Но не одинъ гражданскій и духовный союзъ, между нами существующій, и не одно временное, общее и частное благо наше, побуждаютъ насъ усердно помогать нуждающимся въ нашей помощи. Къ этому есть и другія — важнѣйшія побужденія.

в) Почему Богъ, общій нашъ Отецъ небесный, не въ одной мѣрѣ надѣлилъ насъ дарами Своими? Но однимъ далъ ихъ болѣе, а другимъ менѣе? Для того, чтобы первые раздѣляли съ послѣдними избытокъ дарованныхъ имъ благъ и всѣ взаимно помогали другъ другу, по мѣрѣ ихъ средствъ и способностей. Это видно изъ разныхъ мѣстъ слова Божія. Такъ, напримѣръ, апостолъ говоритъ, что правители народные облечены отъ Бога властію во благое намъ — для того, чтобы они удерживали насъ отъ худыхъ поступковъ, поощряли къ доброй дѣятельности и защищали отъ злыхъ людей (Римл. 13, 3–4. 1 Петр. 2, 13–14). Тотъ же апостолъ въ другомъ мѣстѣ учитъ, что богатые не должны хранить богатства своего для себя только, но должны употреблять его на вспомоществованіе бѣднымъ и другія добрыя дѣла (1 Тим. 6, 17—18). Онъ же въ иномъ мѣстѣ внушаетъ сильнымъ и разумнымъ, чтобы они помогали слабымъ и скудоумнымъ, вразумляли безчинныхъ, утѣшали малодушныхъ, заступали немощныхъ (Римл. 15, 1. 1 Сол. 5, 14), да и всѣмъ намъ заповѣдуетъ: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ (Гал. 6, 2).

Изъ этого видите, братія, что оказывать необходимую помощь нуждающимся въ ней есть священная обязанность наша, — на это есть воля Божія, законъ Христовъ.

г) А чтобы мы усерднѣе исполняли эту священную обязанность, для этого Господь обѣщаетъ великую награду за исполненіе ея и тяжкое наказаніе за небреженіе о ней. Кто тѣ блаженные, которыхъ наречетъ Господь на всемірномъ судѣ Своемъ благословенными и введетъ въ царство небесное? Это добрые — сострадательные люди, вспомоществующіе бѣднымъ и несчастнымъ; это тѣ, которые питаютъ алчущихъ и жаждущихъ, принимаютъ въ домы свои странниковъ, одѣваютъ наготствующихъ, посѣщаютъ больныхъ, утѣшаютъ заключенныхъ въ темницахъ. А кто тѣ несчастные, которыхъ удалитъ Господь отъ лица Своего и ввергнетъ въ огнь вѣчный, уготованный діаволу? Это люди жестокосердые, которые не имѣютъ жалости къ бѣдствующимъ и отказываютъ имъ въ необходимой помощи. Идутъ сіи въ муку вѣчную, говоритъ Спаситель (Мѳ. 25, 34–46). Вотъ, какое страшное послѣдствіе будетъ имѣть наше несостраданіе къ бѣднымъ братіямъ, нуждающимся въ нашей помощи...

д) Впрочемъ, хотя бы и небыло ни награды за благотворенія бѣднымъ, ни наказанія за равнодушіе къ нимъ, ни другихъ побужденій оказывать имъ необходимую помощь: то и въ этомъ случаѣ мы должны сострадать и благотворить имъ потому, что о насъ самихъ милосердствуетъ и печется Отецъ небесный. Онъ солнце Свое сіяетъ на злыя и благія, дождитъ на праведныя и неправедныя. А что еще важнѣе, Онъ для спасенія нашего не пощадилъ Единороднаго Сына Своего, но за насъ предалъ Его,да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16. Римл. 8. 32). Что же? не должны ли мы подражать такой любви и благотворительности Его? не должны ли въ благодарность за нихъ сами благодѣтельствовать бѣднымъ людямъ, меньшимъ братіямъ Христовымъ? Непремѣнно должны! Это намъ внушаетъ и Спаситель, говоря: будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6; 36). Если же кто не сострадаетъ несчастнымъ и отказываетъ имъ въ необходимой помощи, то не только не достоинъ любви Божіей и тяжко грѣшитъ предъ Господомъ, но еще напрасно называется христіаниномъ и человѣкомъ. Кто сѣетъ скупо, говоритъ апостолъ, тотъ скупо и пожнетъ, а кто сѣетъ щедро, тотъ щедро и пожнетъ.Благотворенія и общенія не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Богъ (2 Кор. 9. 6. Евр. 13, 16). Если же кто имать богатство міра сего, говоритъ другой апостолъ, и видитъ брата своего требующа, и затворитъ утробу, или сердце свое, отъ него; како любы Божія пребываетъ въ немъ?Судъ безъ милости не сотворившему милости (1 Іоан. 3, 17. Іак. 2, 13).

III. А Ты, Мати Божія, «предстательство христіанъ непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное», моли Господа, преблагаго и милосердаго, да усилитъ въ насъ взаимную любовь и состраданіе къ бѣднымъ братьямъ нашимъ, дабы мы не по имени только, но и по дѣламъ своимъ были истинными Его послѣдователями и удостоились нѣкогда войти въ вѣчныя кровы, уготованныя на небѣ людямъ благотворительнымъ (Лук. 16, 1—9). Аминь. (Сост. по «Словамъ и бесѣдамъ» Платона, митр. кіевскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 363-365.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0