Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Первый день.

Поуч. 3-ье. День Покрова Божіей Матери.

(На чемъ основана наша вѣра въ Божію Матерь и почитаніе Ея?)

I. Событіе, которое положило начало нынѣшнему празднику, совершилось не у насъ въ Россіи, а въ Греціи. Было оно за тысячу слишкомъ лѣтъ до нашихъ дней. Въ царствованіе греческаго царя Льва мудраго сарацины вторглись въ предѣлы его царства и производили опустошенія. Православный народъ греческій возносилъ къ Богу искреннія молитвы объ избавленіи отъ враговъ. Такую молитву возносили разъ греки въ Константинополѣ во влахернскомъ храмѣ за всенощнымъ бдѣніемъ наканунѣ дня воскреснаго. И вотъ св. Андрей, Христа ради юродивый, среди пламенныхъ молитвъ возводитъ очи на небо и видитъ Матерь Божію, среди Предтечи Христова и апостола Іоанна Богослова, со множествомъ ангеловъ и святыхъ, молящуюся за весь родъ человѣческій и покрывающую народъ держимымъ Ею въ рукахъ, омофоромъ. Св. Андрей, исполненный величайшей радости, обращается къ ученику своему, святому Епифанію, и спрашиваетъ его, видитъ ли онъ дивное видѣніе? Епифаній отвѣчаетъ: «вижу, отче, и ужасаюся». Весь народъ узналъ объ этомъ видѣніи, возблагодарилъ Бога и выразилъ твердую надежду на покровъ небесной Заступницы. Войско греческое воодушевилось, и враги были прогнаны. Въ память этого событія былъ установленъ въ Греціи праздникъ, названный праздникомъ Покрова Божіей Матери и перешедшій къ намъ въ Россію. Православная Россія сама видѣла много примѣровъ чудеснаго заступленія, явленнаго нашему отечеству небесною Заступницею, а потому съ истиннымъ благоговѣніемъ празднуетъ праздникъ Покрова Божіей Матери и твердо хранитъ преданную намъ вѣру, что Приснодѣва Марія всѣмъ намъ можетъ оказать помощь и защиту, — что Она молитъ за всѣхъ насъ Сына Своего, Христа Бога нашего, и всѣмъ творитъ спастися, въ державный Ея покровъ прибѣгающимъ. И никогда не была и не будетъ напрасною наша вѣра въ силу Божіей Матери и тщетною надежда на Нее и молитва къ Ней.

II. Не взирая на все это, у иныхъ христіанъ возникаетъ вопросъ, на чемъ основана наша вѣра въ Божію Матерь и почитаніе Ея?

а) Наше почитаніе Божіей Матери зиждется на необычайномъ материнствѣ Ея. Изъ всего рода человѣческаго избирается чистѣйшая и святѣйшая Дѣва для того, чтобы стать вмѣстилищемъ Невмѣстимаго, содѣлаться Матерію Того, Кто Самъ есть Отецъ и Владыка всѣхъ людей, — вскормить и взлелѣять Того, Кто пятью хлѣбами могъ напитать тысячи людей, — именовать Своимъ сыномъ Того, Кто есть единородный Сынъ Божій отъ вѣка. На какую необычайную высоту вознесена была этимъ Богоизбранная Дѣва Марія! Не права ли христіанская церковь, признавшая, что Богоматерь должно чтить превыше не только всѣхъ земнородныхъ, а даже выше херувимовъ, серафимовъ и всѣхъ силъ небесныхъ? Развѣ тотъ, кто почитаетъ Богочеловѣка I. Христа, можетъ не чтить Его Матери, послужившей великой тайнѣ воплощенія? Послуживши этой великой тайнѣ, Пресвятая Дѣва Марія стала ближе всѣхъ людей къ Сыну Своему, Господу нашему. Кто же можетъ стоять къ Сыну ближе Его Матери? Потому Она можетъ испросить намъ у Сына Своего все, потребное для нашего блага и спасенія; Она можетъ ходатайствовать за насъ предъ Нимъ и испросить намъ избавленіе отъ всѣхъ бѣдъ и золъ, облегчающихъ насъ въ этой жизни. Мы отъ души молимся Ей: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» и отъ всего сердца взываемъ къ Ней: «о, всепѣтая Мати, отъ всякія избави напасти всѣхъ и будущія изми муки». При этомъ мы несомнѣнно вѣруемъ, что Она внемлетъ нашимъ усерднымъ моленіямъ и защищаетъ насъ отъ бѣдъ. Можно ли, бр., и не вѣрить въ это? Богоматерь стояла у креста Сына Своего и видѣла муки Его: видѣла, какъ окружающіе смѣялись и ругались надъ Нимъ, плевали на Него и били Его. Земля тряслась, и солнце померкло, чтобы покрыть тьмою страшное темное дѣло людской злобы. За кого же терпѣлъ тяжкія страданія ни въ чемъ неповинный Іисусъ? Несомнѣнно, Богоматерь узнала, какъ узнали это и всѣ св. апостолы, что Сынъ Ея принесъ Себя въ жертву для спасенія всего рода человѣческаго. Всѣ вѣрующіе во I. Христа не стали ли Ей дороги, какъ дѣти? Ставши Матерію Господа, настрадавшись вмѣстѣ съ Нимъ до самаго подножія креста и погребенія Его, не стала ли Она матерію всѣхъ вѣрныхъ чадъ Его? Голосъ Господа Іоанну со креста: «се Мати твоя» не есть ли голосъ, всѣмъ намъ вѣщающій: вотъ ваша Матерь, къ Ней обращайтесь въ вашихъ бѣдахъ и скорбяхъ, Ей молитесь о защитѣ и покровѣ, всего добраго для временной и вѣчной жизни у Нея просите. И слышитъ наше сердце этотъ завѣтъ Спасителя; мы молимся и отъ всего сердца взываемъ къ Богородицѣ: «Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, всѣхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже въ напастѣхъ и скорбѣхъ».

б) Но за чѣмъ я говорю объ этомъ вамъ, правосл. братіе? Не сомнѣваюсь, что изъ вашего сердца не одинъ разъ исторгалась искренняя молитва къ Божіей Матери и что впредь вы не престанете возносить молитвы къ Ней. Не разъ безъ сомнѣнія вы ощутительно видѣли въ своей жизни Ея милости къ себѣ. Говорю все это для того, чтобы предупредить васъ, что у насъ появились лжеучители, которые говорятъ, что Божію Матерь не должно почитать, такъ какъ объ этомъ почитаніи нигдѣ будто-бы не сказано въ священномъ писаніи. Дерзнетъ ли языкъ человѣка православнаго произносить такую хулу? Съ такими ученіями и идутъ къ намъ, какъ издавна ведется, иноземцы и иновѣрцы, въ сѣти коихъ, по простотѣ и недостаточному знанію православной вѣры, попадаютъ иногда и люди православные. Въ священномъ писаніи сказано достаточно о Матери Господа для того, чтобы основалось и утвердилось православное ученіе о Ней. Вспомните евангельскія повѣствованія о Благовѣщеніи, о Рождествѣ Христовомъ, о срѣтеніи въ храмѣ, о бѣгствѣ въ Египетъ и другія мѣста, гдѣ говорится о Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Если же что-нибудь въ священномъ писаніи и не досказано, какъ кажется иновѣрцамъ, то значитъ, не нужно было и досказывать того, что ясно само собою. Священное писаніе есть откровеніе Божіе человѣку; оно открываетъ то, чему Богъ благоволилъ учить людей. А нужно ли кого-нибудь изъ насъ учить, что, превознося величіе Сына, должно воздавать подобающее почтеніе и Его дивной Матери? Не будемъ забывать, бр., что Богъ лучше насъ знаетъ, чему нужно учить людей.

Кромѣ того, тутъ споръ нашъ съ иновѣрцами переходитъ къ другому вопросу о томъ, что источникомъ нашего вѣроученія служитъ не одно священное писаніе, а наравнѣ съ нимъ и священное преданіе, которое научило насъ чтить Матерь Божію.

III. Заключимъ наше поученіе словами св. ап. Іоанна Богослова: не всякому духу вѣруйте, но искушайте духи, аще отъ Бога суть (1 Іоан. 4, 1). И вы, бр., не всякому вѣрьте, кто вздумаетъ васъ учить, не будучи никѣмъ поставленъ на дѣло учительства церковнаго, и берегитесь, чтобы не завлекли васъ въ сѣти какой-нибудь секты безбожной, еретической, враждебной святой церкви и даже Самому I. Христу. Аминь. (Извлеч. изъ «Словъ, поуч. и рѣчей», прот. Е. Мегорскаго, С. Пб. 1893 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 362-363.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0