Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Первый день.

Поуч. 2-е. Покровъ Пресвятыя Богородицы.

(Уроки изъ празднуемаго событія).

I. Нѣкогда въ настоящій день во влахернской константинопольской церкви, въ навечеріе недѣльнаго дня, совершалось обыкновенное всенощное богослуженіе, при коемъ, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди пѣснопѣній и молитвъ сей человѣкъ Божій, въ 4 мъ часу ночи, вдругъ узрѣлъ на воздухѣ Богоматерь среди Предтечи Христова и Іоанна Богослова, со множествомъ ангеловъ и святыхъ молящуюся за родъ человѣческій, и покрывающую находившихся въ храмѣ людей Своимъ пречистымъ омофоромъ. Полный духовной радости, прозорливецъ обратился къ другу и ученику своему по духу, святому Епифанію, и спросилъ его: видитъ ли онъ чудо? — «Вижу, отче», отвѣчалъ Епифаній, «и ужасаюся». Когда узнано было о такомъ чудѣ и прочими находившимися въ храмѣ, то всѣхъ объялъ радостный трепетъ; въ умиленіи сердца начали благодарить Бога и славить всемірную заступницу: — а благочестивый царь Левъ и св. патріархъ Тарасій положили ежегодно воспоминать сіе утѣшительное событіе.

II. а) Первое, на чемъ должно остановиться здѣсь наше вниманіе, есть самое явленіе Богоматери съ ликами ангеловъ и святыхъ.

Итакъ, не напрасно вѣруемъ мы, что небожители пріемлютъ великое участіе въ событіяхъ міра человѣческаго, что старшіе братія наши на небѣ пекутся о спасеніи насъ — малолѣтныхъ на земли! На что же имъ и употреблять свое могущество и свою близость къ престолу благодати, если не на вспоможеніе намъ, борющимся въ морѣ житейскихъ напастей и попеченій? И мы, при всей холодности земного сердца, не можемъ безъ чувства состраданія взирать на несчастныхъ, и не рѣдко оказываемъ помощь: существамъ ли небеснымъ остаться праздными зрителями нашей духовной и тѣлесной бѣдности и не простереть надъ нами своего благодатнаго покрова.

Не напрасно, значитъ, вѣруемъ и тому, что силы небесныя присутствуютъ съ нами въ храмахъ! Гдѣ же и имъ быть постояннѣе, какъ не тамъ, гдѣ особенно присутствуетъ ихъ Царь и Господь? Мы не видимъ ихъ, потому что сіяніе небесной славы не выносимо для бреннаго ока; но они видятъ насъ и все наше, самыя наши мысли и желанія. Придетъ время, — и мы увидимъ ихъ; вступимъ, если будемъ того достойны, въ самый богосвѣтлый кругъ ихъ: — а до того времени должны вѣровать въ ихъ присутствіе невидимое, и, вѣруя, какъ можно чаще посѣщать храмы Божіи.

б) Второй предметъ, стоющій благочестиваго вниманія въ явленіи Богоматери, есть тотъ видъ, въ коемъ Она представилась на воздухѣ прозорливцамъ. Какъ Мать Царя небеснаго, Она могла бы явиться сѣдящею на престолѣ и съ высоты его низпосылающею благословенія на родъ человѣческій; но является — молящеюся!

Если и на небѣ нельзя сдѣлать ничего безъ молитвы, если и для честнѣйшей херувимовъ и славнѣйшей безъ сравненія серафимовъ нужна молитва, то какъ необходима, братіе, молитва для насъ! И какъ много посему теряютъ тѣ, кои небрегутъ о семъ дарѣ Божіемъ! А небрегутъ многіе! Есть люди, кои вовсе не молятся. Иные молятся, но съ принужденіемъ, съ тягостію. Молитва кажется имъ тяжелою данію — работою на господина. И въ самомъ дѣлѣ, молиться, не чувствуя нужды въ молитвѣ, не зная за чѣмъ и для чего молишься, — тяжело. Но кто виновенъ въ томъ, что манна небесная въ нашихъ устахъ превращается въ горечь? Истинная молитва сладка и питательна, и нѣтъ человѣка изъ молящихся, который когда-либо не испыталъ этой сладости. Если же молитва дѣлается горькою, то потому, что у насъ испорченъ духовный вкусъ. Намъ тяжело поднимать очи къ небу потому, что они засыпаны прахомъ земныхъ заботъ. Кто умираетъ съ голоду, тотъ съ крикомъ будетъ требовать пищи, только бы увидѣлъ человѣка; утопающій простираетъ руки и къ неодушевленнымъ вещамъ; равно, кто почувствуетъ голодъ духовный, у того уста сами собою разверзутся на молитву:, кто чрезъ самоуглубленіе, чрезъ самоиспытаніе, чрезъ размышленіе о своемъ предназначеніи, увидитъ себя въ безднѣ грѣха, того очи и руки невольно поднимутся къ небу.

в) Посмотримъ теперь на тѣхъ людей, которые удостоились созерцать покровъ Пресвятыя Дѣвы. Въ храмѣ влахернскомъ было множество народа; былъ царь, за свои познанія, прозванный мудрымъ:, былъ патріархъ, который потомъ за святость жизни причтенъ къ лику святыхъ; были люди славные и богатые: но никто изъ нихъ не видѣлъ того, что происходило на воздусѣ; только Андрей и Епифаній удостоились быть свидѣтелями чуда, люди самые послѣдніе, и во время ихъ земной жизни многими презираемые. Такъ небо близко и открыто для всякаго достойнаго, хотя бы онъ былъ между людьми ничѣмъ!

Особенно замѣчательная черта въ характерѣ св. Андрея та, что онъ былъ юродивъ, то-есть, ради Христа казался лишеннымъ ума. — И вотъ, сей-то по-видимому лишенный ума, но на самомъ дѣлѣ умный, проникнутый глубокимъ смиреніемъ христіанинъ видитъ первый то, что превыше всякаго ума! Изъ этого познаемъ величіе смиренія и безуміе человѣческой гордости, которой страдаютъ многіе мудрые вѣка сего.

III. Молитвами Пресвятыя Богородицы и всѣхъ святыхъ да сохранитъ насъ Господь отъ всѣхъ бѣдъ, наипаче же отъ грѣховъ, удаляющихъ насъ отъ благодатнаго покрова Заступницы рода христіанскаго. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ проп. Иннокентія, арх. херс, т. II).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 360-361.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0