Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. ап. Андрей Первозванный.

(Призывъ вѣрующихъ ко спасенію и наше равнодушіе къ этому призыву).

I. Однажды, въ первый годъ Своего общественнаго служенія роду человѣческому, І. Христосъ проходилъ по берегу Галилейскаго озера. Онъ былъ тогда еще мало извѣстнымъ для міра Проповѣдникомъ и только собиралъ вокругъ Себя первыхъ послѣдователей, Своихъ учениковъ. Увидѣвши двухъ юношей-братьевъ, Симона, называемаго Петромъ, и Андрея, закидывавшихъ въ море сѣти, впослѣдствіи ап. Андрея первозваннаго, память коего совершается нынѣ, Спаситель, какъ бы мимоходомъ, сказалъ имъ: «идите за Мною, и Я сдѣлаю васъ ловцами человѣковъ». Братья не стали разспрашивать своего Божественнаго повелителя, кто Онъ, какою силою приказываетъ имъ и куда поведетъ ихъ за Собою, но тотчасъ оставили свои сѣти и послѣдовали за Спасителемъ. Идя съ ними далѣе, І. Христосъ увидалъ еще двухъ братьевъ — Іакова и Іоанна, сидѣвшихъ вмѣстѣ съ отцомъ своимъ Зеведеемъ въ лодкѣ и занимавшихся починкою сѣтей. Прозирающій сердца и утробы человѣческія, Сынъ Божій призвалъ и этихъ юношей: и они тотчасъ же съ полною готовностію откликнулись на призывавшій ихъ голосъ: оставили отца, лодку и сѣти и пошли за Іисусомъ.

Вотъ евангельская исторія призванія къ апостольству первыхъ учениковъ Спасителя. Какъ, по-видимому, она проста, но въ самомъ дѣлѣ какъ поучительна она для насъ, христіанъ! «Посмотри, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, какова была вѣра и послушаніе призванныхъ. Всѣ эти четыре человѣка были люди небогатые, снискивали себѣ пропитаніе рыбною ловлею и заняты были своимъ дѣломъ въ то время, какъ мимо ихъ проходилъ Спаситель. Однако всѣ они, какъ только услышали призваніе Спасителя, не замедлили, не отложили до другого временй, не сказали: вотъ мы сходимъ домой и посовѣтуемся съ родственниками, но, оставивъ все, послѣдовали за Нимъ въ ту же минуту. Такъ сильна была ихъ вѣра въ Искупителя, такъ чиста была ихъ душа, что они по первому голосу безошибочно узнали въ призывавшемъ ихъ Того, о Комъ писали Моисей и пророки, но Кого впослѣдствіи отвергли книжники и законники іудейскіе».

II. Не всякій ли изъ насъ, исповѣдующихъ Бога и Христа, призванъ со дня своего крещенія къ послѣдованію за Христомъ? Не всякій ли долженъ стремиться къ небесной славѣ, по примѣру Христовыхъ апостоловъ, вслѣдъ за святыми угодниками Божіими, ублажаемыми св. церковію? Правда, мы не слышимъ изъ устъ Самого Спасителя призывающаго насъ голоса, какъ это было съ апостолами Петромъ и Андреемъ. Но этого достойны были только люди, которымъ предназначено было уловить вселенную, собрать изъ людей стадо Христово. Для насъ же вполнѣ достаточно и того призыва, который мы слышимъ въ переданныхъ намъ апостолами рѣчахъ и словахъ Спасителя.

а) Кто слушаетъ въ храмѣ Божіемъ чтеніе евангелія, тотъ долженъ слушать его такъ, какъ будто бы говорилъ Самъ І. Христосъ. Нужно помнить, что въ церкви невидимо всегда присутствуетъ между нами Самъ Господь по непреложному Его обѣщанію: «гдѣ собраны будутъ двое или трое во имя Мое, тамъ Я посреди ихъ». Здѣсь, въ церкви Божіей, божественный голосъ Христа раздается во всемъ: и въ совершаемыхъ предъ нашими глазами священнодѣйствіяхъ, и въ чтеніи божественныхъ писаній, и пѣніи умилительныхъ церковныхъ пѣсней, и въ созерцаніи святыхъ иконъ. Все это говоритъ нашему сердцу, чтобы мы оставили пристрастіе къ суетѣ мірской, прилѣпились ко Христу и неотступно слѣдовали за Нимъ, исполняя Его святую волю. Онъ стоитъ при дверяхъ сердца каждаго изъ насъ и стучитъ, и если кто отверзетъ двери, входитъ къ тому и вечеряетъ съ нимъ (Апок. 3, 20).

б) Что другое, какъ не призывъ Божій къ покаянію, означаютъ внезапно постигающія насъ несчастія въ этой жизнм, страшныя явленія природы, случающіяся съ нами по временамъ, нежданныя милости или угрызенія нашей совѣсти? Посему, если кто услышитъ такой призывъ или изнутри себя, или откуда-либо со стороны, если кому придетъ мысль начать «жить по-божьи», тотъ пусть немедленно приводитъ эту мысль въ исполненіе, тотъ пусть не отлагаетъ святой своей рѣшимости ни подъ какимъ предлогомъ, ни на одинъ день и часъ, но, «оставльше вся абіе», слѣдуетъ за Христомъ. Не говори: вотъ поживу еще годъ для міра, вотъ устрою свои дѣла, а тамъ и примусь за угожденіе Богу. Нѣтъ, какъ поступили Симонъ и Андрей, услышавъ призывъ Спасителя, такъ должны поступать и мы. Они даже и сѣтей своихъ не прибрали, но просто бросили ихъ, такъ и мы должны немедля разстаться со всѣмъ, что стоитъ помѣхою на пути ко спасенію, отречься отъ мірскихъ узъ и удовольствій. Въ самомъ дѣлѣ, хорошо ли для христіанина неправедныя дѣла ежечасно, ежеминутно допускать, а сдѣлать что-либо доброе, послужить Богу, поработать для спасенія своей души, отлагать до будущаго времени? (См. Воскр. день за 1892 г.).

III. Какъ же мы относимся, братіе-христіане, къ обращаемому къ намъ призыву Христа Спасителя? Слѣдуемъ ли за Нимъ, нашимъ Искупителемъ, такъ поспѣшно и безповоротно, какъ апостолы Петръ, Андрей, Іаковъ и Іоаннъ?

а) Къ сожалѣнію, между нынѣшними христіанами совсѣмъ почти не стало апостольской ревности. Нынѣ почти совсѣмъ не слышно, чтобы кто-либо изъ насъ оставилъ свои житейскія занятія, все свое имущество и всецѣло посвятилъ себя на служеніе Богу и Христу. Нынѣ, напротивъ, многіе не хотятъ посвящать на богоугодныя спасительныя дѣла даже нѣсколькихъ минутъ, отказываются ради Христа удѣлять на пользу нуждающагося ближняго и малой доли своихъ достатковъ. Большинство же изъ насъ, современныхъ христіанъ, правда, съ умиленіемъ и покорностію, принимаютъ божественное призываніе ко спасенію, но отлагаютъ исполненіе спасительныхъ совѣтовъ съ часу на часъ, годъ отъ году на неопредѣленное время.

б) Мірскія удовольствія, житейскія нужды и грѣховныя привычки до того привязываютъ къ себѣ наши сердца, что изъ-за нихъ мы нерѣдко какъ бы совсѣмъ забываемъ законъ Христовъ, и не еже бо хощемъ, доброе творимъ, но еже не хощемъ злое, сіе содѣваемъ. Какъ часто изъ-за какого-либо мелочного и ничтожнаго дѣла многіе рѣшаются и службу Божію опустить, а иногда и ближняго обидѣть. Да, если заглянуть въ нашу жизнь, то мы согласимся, что насъ отвлекаютъ отъ Бога большею частію самыя мелочныя вещи, что между нами изъ-за самыхъ пустыхъ дѣлъ возникаютъ иногда несогласія и распри. А вѣдь они всегда влекутъ насъ къ дѣламъ и поступкамъ, вовсе неизвинительнымъ для послѣдователей І. Христа, Учителя взаимнаго мира и любви.

Итакъ, христіанинъ, блуждающій по стогнамъ и распутіямъ суетнаго вѣка сего, перестань говорить въ оправданіе своего нерадѣнія и безпечности о спасеніи, что мы люди грѣшные, что мы не можемъ быть святыми. Нѣтъ, не только можемъ, но и должны сдѣлаться святыми съ помощію призывающей ко спасенію и всеосвящающей благодати Божіей. (Сост. по указ. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 628-630.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0