Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. ап. Андрей Первозванный.

(О средствахъ къ поддержанію въ себѣ духовной радости).

I. Св. апостолъ Андрей первозванный, память коего совершается нынѣ, одинъ изъ двѣнадцати апостоловъ, былъ рыбарь изъ города Виѳсаиды. Онъ первый послѣдовалъ за І. Христомъ, почему называется первозваннымъ и привелъ къ Нему брата своего Симона-Петра. По сошествіи Святаго Духа на апостоловъ, св. Андрей проповѣдывалъ вѣру Христову по берегамъ Чернаго моря, прошелъ Понтъ, Виѳинію, Иверію и перенесъ проповѣдь свою въ Скиѳію (нынѣшнюю Новороссію). По преданію, онъ доходилъ до Кіева и предсказалъ, что на горахъ Кіевскихъ и во всей странѣ той возсіяетъ благодать Божія. Онъ основалъ церковь въ Византіи, для которой поставилъ епископомъ Стахія. Около 62 года, въ городѣ Патрасѣ, въ Ахаіи, скончался крестною смертію.

Предъ смертною казнію при видѣ креста, сдѣланнаго, по приказанію проконсула Ахаіи Егеата, въ видѣ буквы X (который впослѣдствіи между христіанами сталъ извѣстенъ подъ именемъ андреевскаго креста), св. ап. Андрей съ радостію воскликнулъ: «о, благій кресте, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый, и теперь-то приготовленный для желающей души! — Я прихожу къ тебѣ спокойный и радостный: и ты съ торжествомъ прими меня!» Такъ взываетъ св. Андрей первозванный, и въ ужасахъ крестной смерти поставляетъ свое блаженство!

II. Св. ап. Андрей первозвавный есть образецъ духовной радости христіанина: при видѣ страшнаго орудія своей мучительной смерти — креста, онъ не только не пришелъ въ уныніе и страхъ, но напротивъ весьма обрадовался, что чрезъ крестъ можетъ притти къ Господу своему въ Его блаженное царствіе.

И всякій христіанинъ можетъ всегда радоваться о Господѣ (Сол. 5, 17), въ скорби и въ счастіи, въ страданіяхъ и благополучіи, во время жизни и передъ смертію.

Какія же средства къ поддержанію въ себѣ духовной радости?

а) Радость, о которой говоримъ, можетъ быть поддержана въ насъ, во-первыхъ, благовременнымъ чтеніемъ слова Божія. Радуетъ человѣка пріобрѣтеніе золота, серебра и другихъ драгоцѣнностей; но слово Божіе радуетъ благочестиваго несравненно болѣе, сильнѣе, живѣе. Испыталъ на себѣ это пророкъ Давидъ. Онъ говоритъ, что законъ Господень для него вожделѣннѣе, дороже, пріятнѣе, радостнѣе паче тысящь злата и сребра (Псал. 118, 72). Дѣйствительно, законъ Божій — отрада для души. Онъ возвышаетъ человѣка отъ земли къ небу, даетъ ощущать не только праведнику, но и грѣшнику, великое духовное утѣшеніе. Веселится праведникъ, зря въ святомъ писаніи любовь Божію къ людямъ праведнымъ: утѣшается грѣшникъ, видя въ глаголахъ Господнихъ обѣщаніе милосердія Божія грѣшникамъ кающимся. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устомъ моимъ, восклицаетъ св. царь и пророкъ Давидъ (Псал. 118, 103).

б) Второе средство къ поддержанію радости духовной есть посѣщеніе храмовъ Божіихъ. Это дѣло такъ радостно для людей, сколько нибудь чистыхъ по сердцу, что одна мысль о приближающемся случаѣ быть во храмѣ Господнемъ, посѣтить церковное богослуженіе, веселитъ ихъ душу. Это видно изъ примѣра царствевнаго пророка Давида. Возвеселихся, говоритъ онъ, о рекшихъ мнѣ, въ домъ Господень пойдемъ (Псал. 11,12). По замѣчанію святаго Златоуста, и видимый храмъ Господень есть то-же, что небо. Отъ этого-то въ храмахъ Божіихъ особенно дѣйствуетъ благодать Божія и, касаясь сердецъ нашихъ, разсѣеваетъ томительный, душевный нашъ мракъ, непрерывно откуда то наносимый, низводитъ во глубину душъ нашихъ новый, свѣтлый лучъ вѣры и надежды на милость Божію и такимъ образомъ сердца тѣхъ благоговѣйныхъ посѣтителей церковнаго молитвословія, которые не имѣли веселія входя во храмъ, обвеселяетъ, а радость тѣхъ боголюбивыхъ участниковъ общественнаго богослуженія, которые и до входа во храмъ Божій имѣли въ сердцѣ своемъ благодатное веселіе, подкрѣпляетъ и возвышаетъ.

в) Третіе средство къ поддержанію духовной радости есть воздержаніе отъ излишняго употребленія пищи и питія. Объяденіе и пьянство омрачаютъ душу, отягощаютъ сердце, возмущаютъ совѣсть, а потому и отнимаютъ у человѣка радость: напротивъ, воздержаніе, содѣйствуя просвѣтлѣнію ума, освященію воли, укрощенію страстей, предохраненію насъ отъ грѣховъ, благопріятствуетъ вмѣстѣ и поддержанію душевнаго веселія въ человѣкѣ. Сверхъ сего, человѣкъ воздержный и трезвый удобнѣе можетъ сохранить и свое здоровье, и свой достатокъ, и свою честь и миръ съ ближними: а эти блага жизни, какъ извѣстно, много споспѣшествуютъ къ охраненію и продолженію радости нашего духа.

г) Дальнѣйшее средство къ поддержанію духовной радости есть молитва. Источникъ духовной радости есть Богъ. Молитва приближаетъ насъ къ Богу и, приближая къ Богу, поставляетъ насъ въ состояніе удобно почерпать въ Богѣ радость духовную. При молитвенной близости къ Богу, счастливы мы? счастіе наше еще болѣе возвышается отъ мысли о благоволеніи къ намъ Божіемъ; несчастны мы? несчастіе наше уменьшается отъ мысли о возможности получить помощь отъ Всемогущаго Создателя, рекшаго: просите, и дастся вамъ (Мат. 7, 7). И еще: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Мат. 11, 13). Сверхъ сего домашняя молитва сближая съ Богомъ и давая ощущать Его благость, возбуждаетъ къ Нему любовь; а гдѣ любовь къ Богу, тамъ радость всегда обильная и непрестанно возрастающая.

д) Болѣе удобное для многихъ средство къ поддержанію духовной радости есть милосердіе къ бѣднымъ и несчастнымъ, обнаруживаемое подаяніемъ, или привѣтливостію. Эта добродѣтель самая высокая. Ея преимущественно требовалъ І. Христосъ отъ Своихъ послѣдователей. Будите милосерди, говорилъ Спаситель ученикамъ Своимъ, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36). Поэтому милосердіе, какъ особенно любезная Богу добродѣтель, производитъ въ душѣ милосердаго христіанина сладкія ощущенія, тихую небесную радость.

е) Сильнѣйшее затѣмъ средство къ поддержанію духовной радости есть достойное пріобщеніе святыхъ таинъ тѣла и крови Христовой. Эта святыня есть свѣтъ, есть жизнь, есть сладчайшая радость души христіанской. Какъ въ огнѣ сгораетъ перо, такъ въ таинственномъ, радостотворномъ пламени сей тайны всѣ наши горести истребляются, сердце наше какъ-бы растопляется, смягчается, обновляется, дѣлается равнодушнымъ ко всему грѣховному, воскрыляется ко всему небесному, встрѣчаетъ вездѣ веселіе, торжествуетъ, блаженствуетъ. Слава милосердому Богу, низведшему въ сей тайнѣ рай на землю, и даровавшему намъ, въ таинственномъ Своемъ тѣлѣ и крови, вѣрное средство къ истребленію нашихъ горестей и неисчерпаемый источникъ духовной радости.

ж) Наконецъ, послѣднее и самое могущественное средство къ поддержанію въ себѣ духовной радости есть живое представленіе благъ жизни вѣчной въ царствіи Христа и Бога нашего, то средство,которое воодушевляло св. мучениковъ и давало силу дивному ихъ терпѣнію въ мукахъ за Христа.

«Какъ чувство здравія неотъемлемо отъ здороваго, такъ радость духовная отъ живущаго духомъ и похотей плотскихъ несовершающаго, говоритъ современный великій духовный писатель, епископъ Ѳеофанъ. Это радость спасеннаго, который видитъ ясно, что миновалъ пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама раждается и стоитъ. Заповѣдь апостола: всегда радуйтеся (1 Сол. 5, 18), можетъ быть есть болѣе признакъ, что если не радуетесь, то вы не стоите въ настоящемъ чинѣ.

По увѣренію Палладія еленопольскаго въ Лавсаикѣ, въ обители аввы Аполлоса было братій до пятисотъ, и они всѣ всегда радовались, несмотря на великія пустынныя лишенія, и радовались такою радостію, что никто здѣсь на землѣ не укажетъ такой радости и веселія тѣлеснаго. Между ними никого не было скучнаго и печальнаго, и авва Аполлосъ обычно говорилъ: «не должно на пути спасенія скорбѣть тѣмъ, которые имѣютъ наслѣдовать царство небесное; пусть стенаютъ язычники, пусть плачутъ іудеи, пусть скорбятъ грѣшники, а идущіе правымъ путемъ должны радоваться». (Лав. 47, стр. 168). (См» кн. «Толкованіе посланія къ галатамъ», еп. Ѳеофана, Москва, 1875 г., стр. 381).

III. Воспользуемся, возлюб. бр., этими средствами, достаточными къ поддержанію въ насъ радости духа, и возблагодаримъ Господа, подающаго намъ и радость и средства къ продолженію и возвышенію этой радости, необходимой для временнаго и вѣчнаго счастія душъ нашихъ. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по»Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск. и арзам., ч. І-я, изд. 4-е, 1853 г., съ дополн. изъ соч. епископа Ѳеофана въ указ. мѣстѣ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 626-628.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0