Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-е. Препод. Акакій Синайскій.

(О добродѣтели послушанія и въ особенности о послушанш духовиымъ пастырямъ въ дѣлѣ спасенія).

I. Препод. нынѣ ублажаемый Акакій, жившій въ VI вѣкѣ, былъ ученикъ одного старца - инока и представилъ въ жизни своей образецъ дивнаго послушанія. Не смотря на то, что старецъ каждый день укорялъ и билъ его, препод. Акакій никогда не жаловался и въ точности исполнялъ приказанія старца. Когда его спрашивали, какъ онъ провелъ день, у него всегда былъ одинъ отвѣтъ: «слава Богу, благополучно». Между тѣмъ, синія полосы подъ глазами, раны на головѣ и на шеѣ ясно говорили о перенесенныхъ имъ побояхъ. Девять лѣтъ служилъ преп. Акакій жестокому старцу и затѣмъ скончался... Преп. Акакій претерпѣлъ до конца и спасся. Чрезъ пять дней по смерти преп. Акакія, старецъ отправился къ одному иноку и сказалъ: «отче, Акакій, ученикъ мой, умеръ». «Нѣтъ, не умеръ, спроси его и онъ самъ тебѣ это скажетъ». Когда старецъ спросилъ, то преп. Акакій сказалъ: «развѣ можетъ умереть дѣлатель послушанія? Готовъ, отче, еще служить тебѣ». Тогда старецъ раскаялся и поселился при гробѣ своего ученика.

II. Препод. Акакій своимъ живымъ примѣромъ учитъ насъ добродѣтели послушанія.

а) И во-первыхъ, дѣти должны оказывать послушаніе родителямъ. Если это есть, семья счастлива; если же нѣтъ, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ея члены не имѣютъ тогда ничего такого, что связывало бы и скрѣпляло бы ихъ въ одно цѣлое. И какъ стѣна, если между кирпичами вывѣтрился цементъ, должна развалиться, такъ и семья, если въ ней не стало смиренія и послушанія, должна разложиться: ея члены по необходимости должны разойтись и жить въ одиночку, каждый самъ по себѣ; ко вреду для себя и для семьи.

б) Во-вторыхъ, жена должна оказывать повиновеніе своему мужу, какъ слово Божіе заповѣдуетъ: жены, своимъ мужемъ повинуйтеся, якоже Господу, зане мужъ есть глава жены, якоже и Христосъ глава церкви (Ефѳс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то надъ семьею почиваетъ благословеніе Божіе, и такая семья даже въ самомъ бѣдномъ состояніи наслаждается любовію, миромъ и благоденствіемъ; а если жена смиреніе почитаетъ для себя униженіемъ и о повиновеніи не хочетъ слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни дѣтямъ не видать добра.

в) Въ-третьихъ, всѣ граждане должны въ полномъ смиреніи оказывать всякое послушаніе царю и всякому начальству, отъ него поставленному. Ибо что стало бы съ нами, если-бъ никто никакого начальства знать не хотѣлъ и никто никому повиноваться не сталъ? — Вотъ что было бы: настали бы раздоры, несогласія, взаимныя обиды, неизбѣжны были бы разбои, убійства, бунты, междоусобныя войны и проч., и наконецъ — гибель государства. Такъ говоритъ и слово Божіе: всякое царство, раздѣльшееся на ся, запустѣетъ, и всякъ градъ или домъ, раздѣливыйся на ся, не станетъ (Матѳ. 12, 25).

г) Въ-четвертыхъ, всѣ мы обязаны въ духѣ смиренія оказывать всякую покорность и послушаніе духовнымъ отцамъ своимъ.

Что такое послушаніе?

Это есть «отреченіе отъ своей воли и своего смышленія», это есть «недовѣріе къ себѣ самому во всемъ добромъ даже до конца жизни своей». Такъ говоритъ пр. Іоаннъ лѣствичникъ. Теперь спрошу: а мы развѣ въ правѣ слѣдовать своему смышленію въ дѣлѣ нашего спасенія? Развѣ намъ позволено и вѣровать, и спасаться, какъ намъ самимъ вздумается, а не какъ Богъ заповѣдалъ? Можемъ ли мы, если только гордое самомнѣніе не заглушило нашей совѣсти, положиться на свое мудрованіе, напримѣръ, въ истолкованіи св. писанія? А что, если ошибаемся? Если вмѣсто пользы получимъ вредъ душѣ? Если то, что почитаемъ добромъ, окажется на дѣлѣ вовсе не добромъ? Чѣмъ мы провѣримъ себя?.. Скажемъ: есть книги, читай, поучайся... Но все ли мы поймемъ въ книгахъ такъ, какъ понимать слѣдуетъ? Развѣ мы не можемъ и тутъ ошибиться? Нѣтъ, съ однимъ своимъ умомъ мы не далеко уйдемъ, а заблудиться очень легко можемъ... А если не вѣрить себѣ, то необходимо другого спросить. Кого же? Конечно того, кто на сіе отъ Бога поставленъ, — пастыря церкви, твоего духовнаго отца. Слышите, что Господь говоритъ Своимъ ученикамъ, а чрезъ нихъ и всѣмъ пастырямъ церкви: слушаяй васъ Мене слушаетъ, и отметаяйся васъ Мене отметается (Лук. 10, 16). Аще кто церковъ преслушаетъ, буди тебѣ яко язычникъ и мытарь! (Мѳ. 18, 17). Ясно, что каждому надобно быть послушникомъ церкви святой, послушнымъ чадомъ отца твоего духовнаго — пастыря церкви. Значитъ, не однимъ монахамъ прилично послушаніе, а каждому мірянину: они пребываютъ въ послушаніи у своихъ наставниковъ и старцевъ, а ты слушайся пастыря церкви; они во всемъ повинуются старцу, а ты — хотя въ главномъ, во всемъ томъ, что касается твоего спасенія — вопрошай отца твоего духовнаго, а еще лучше будетъ, если и въ житейскихъ твоихъ дѣлахъ будешь на все чрезъ него просить Божія благословенія.

Въ наше время такъ много бродитъ волковъ подъ видомъ овецъ, такъ много стало всякихъ суемудрыхъ лжеучителей, такъ много печатаютъ и пускаютъ въ народъ душевредныхъ книжекъ на соблазнъ людей православныхъ, что надо быть особенно осторожнымъ, чтобы не заразиться ядомъ ихъ лжеученій и не погубить своей души. И штундисты, и молокане, и пашковцы, и раскольники разныхъ толковъ — всѣ берутся толковать слово Божіе, и каждый толкуетъ какъ ему вздумается, и каждый старается перетянуть въ свою секту человѣка простого, неопытнаго... Берегитесь ихъ, братіямои возлюбленные! Не входите съ ними въ споры, если сознаете, что не сговорить вамъ съ ними... Идите лучше къ своему отцу духовному, повѣдайте ему свои недоумѣнія; онъ на то и поставленъ Богомъ, чтобы учить и руководить васъ; онъ и слово Божіе, и писанія св. отцевъ знаетъ лучше этихъ самозванныхъ учителей; а главное: благодать Божія, чрезъ таинство рукоположенія, отъ св. апостоловъ другъ-друга пріимательно на немъ почивающая, по вѣрѣ вашей вразумитъ его, что сказать тебѣ на пользу души. Вотъ въ томъ то и дѣло: если мы своимъ умомъ будемъ рѣшать вопросъ сомнительный, то тутъ есть опасность отъ самомнѣнія; а смиренному Богъ готовъ возвѣстить волю Свою и чрезъ малаго младенца: — Валааму Онъ возвѣстилъ ее даже чрезъ ослицу безсловесную, — тѣмъ паче вразумитъ насъ чрезъ Своего служителя, которому св. церковь вручила души его паствы на попеченіе...

III. Братія! Великое дѣло — добродѣтель послушанія! Нѣтъ пути въ царствіе небесное прямѣе сего пути! Будемъ же послушны церкви Божіей и пастырямъ, отъ Бога поставленнымъ: будемъ поменьше вѣрить себѣ и своему смышленію, и почаще просить совѣта у отца духовнаго, и Господь, за смиреніе наше, скажетъ намъ чрезъ него волю Свою святую, и яко добрыхъ послушниковъ, не лишитъ благой части въ царствіи Своемъ съ такими ревнителями послушанія, какимъ былъ пр. Акакій. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по № 401 «Тр. лист.» и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 624-625.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0