Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать восьмой день.

Преподобномуч. Стефанъ Новый.

(О пользѣ почитанія св. иконъ).

I. Преподобномученикъ Стефанъ новый, память коего совершается нынѣ, родился въ Константинополѣ въ 715 г. и былъ инокомъ Авксентіева монастыря близъ Никомидіи. За неподписаніе опредѣленій иконоборческаго собора, бывшаго при Константинѣ Копронимѣ, въ 754 году, онъ сосланъ былъ въ заточеніе, гдѣ продолжалъ обличать иконоборческую ересь. Вызванный въ Константинополь, святой Стефанъ заключенъ былъ въ темницу и въ 767 г. скончался мученически, пораженный въ голову тяжелымъ обрубкомъ дерева.

II. По поводу мученической кончины преподобнаго Стефана за истину иконопочитанія побесѣдуемъ въ настоящій разъ о пользѣ иконопочитанія, которое нѣкогда нужно было отстаивать цѣною жизни.

а) Св. иконы суть одно изъ наилучшихъ средствъ къ наученію православнаго народа св. истинамъ вѣры. Это самыя вразумительныя письмена для тѣхъ, кои не знаютъ письменъ. Такъ какъ таковыхъ всегда и вездѣ большая часть: то лишить храмы св. иконъ, значитъ лишить цѣлый народъ одного изъ самыхъ дѣйствительныхъ способовъ къ наставленію его въ вѣрѣ. Что можетъ сравниться съ назидательностію св. храма, украшеннаго, по надлежащему, св. иконами? Вступая въ священное окружіе его, человѣкъ невольно отдѣляется мыслію и чувствами отъ всего грѣховнаго міра; вступаетъ какъ бы въ видимое сообщество святыхъ; преносится духомъ въ церковь праведниковъ, на небесѣхъ написанныхъ. Что ни взоръ, то благочестивая мысль или святое чувство. Благоразумно ли закрыть этотъ источникъ святого воодушевленія?

И чѣмъ замѣнить его? искусственными ли колоннами, картинами, изображеніями природы? — Но они возбудятъ въ тебѣ удивленіе къ художнику, а не къ Господу; тогда какъ икона, даже безыскусственная, прямо заставляетъ думать о святомъ. Вотъ какъ изображаетъ пользу иконопочитанія великій богословъ православной церкви св. Іоаннъ Дамаскинъ:

«Поелику же Богъ, по Своему благоутробію, для нашего спасенія истинно содѣлался человѣкомъ, не явился только въ видѣ человѣческомъ, какъ являлся Аврааму и пророкамъ, но существенно и истинно сталъ человѣкомъ, жилъ на землѣ, обращался съ людьми, творилъ чудеса, страдалъ, былъ распятъ, воскресъ и вознесся на небо; и все сіе происходило на самомъ дѣлѣ, было видимо людьми и описано на памятованіе и въ наученіе намъ, не жившимъ тогда, чтобы не видѣвъ, но слышавъ и вѣровавъ, получили мы блаженство, обѣщанное Господомъ, а также поелику не всѣ умѣютъ читать и могутъ заниматься чтеніемъ; то отцы и разсудили всѣ дѣла Христовы, какъ достославныя, изображать на иконахъ, которыя бы служили краткимъ напоминаніемъ. Часто случается, что мы и не думаемъ о страданіяхъ Господа, но какъ скоро видимъ икону распятія Христова, воспоминаемъ о спасительномъ Его страданіи, падаемъ и поклоняемся не веществу, а Тому, Кто изображенъ, равно какъ поклоняемся не веществу, изъ котораго сдѣлано евангеліе или крестъ, но тому, что ими изображается... Тоже должно сказать и о Богоматери. Честь воздаваемая Ей, возводится къ воплотившемуся отъ Нея.

Подобнымъ образомъ подвиги св. мужей возбуждаютъ насъ къ мужеству, къ ревности, къ подражанію ихъ добродѣтели и къ славѣ Божіей, — ибо, какъ мы сказалн, честь, воздаваемая усерднѣйшимъ нашимъ сослужителямъ, доказываетъ любовь къ общему Владыкѣ, и почитаніе образа переходитъ къ Первообразному». («Точн. излож. правосл. вѣры», кн. IV, гл. XVI стр. 266–268. Москва, 1884 г.).

б) Затѣмъ спросимъ себя: не предъ иконами ли и не ихъ ли дѣйствіемъ рѣшалась судьба людей, даже цѣлыхъ народовъ? — Вспомните препод. Марію египетскую: кто возбудилъ въ душѣ ея святое дерзновеніе обѣщать предъ Богомъ исправленіе свой жизни? Взоръ на икону Богоматери, стоявшую надъ дверьми храма іерусалимскаго. Равно не память ли о сей иконѣ и обѣтѣ, предъ нею произнесенномъ, поддерживала ее потомъ въ продолженіе четыредесятилѣтнихъ неимовѣрныхъ подвиговъ пустынныхъ.

Судьба всего нашего отечества въ отношеніи къ вѣрѣ такъ же рѣшилась, можно сказать, не чѣмъ другимъ, а святою иконою. Ибо что особенно подѣйствовало на св. Владиміра, въ пользу восточнаго православія, когда онъ колебался и недоумѣвалъ въ избраніи вѣры? — То, что греческій философъ, убѣждавшій его къ принятію христіанства, заключилъ убѣжденія свои представленіемъ предъ великаго князя картины страшнаго суда. Св. икона прекратила наше колебаніе; св. икона сдѣлала насъ христіанами, и при томъ православными. Послѣ сего, если бы и всѣ прочіе народы христіанскіе, по неразсудной гордости, перестали поклоняться иконамъ: то православному отечеству нашему, изъ одной благодарности, подобало бы никогда не оставлять къ нимъ должнаго почтенія.

в) Теперь спросимъ себя: что пріобрѣли протестанты на землѣ и наши русскіе еретики — штундисты, отвергнувъ необдуманно почитаніе св. иконъ? Возвысились въ понятіяхъ о предметахъ вѣры? Напротивъ, видимо приблизились къ опасности потерять вѣру въ самые существенные догматы христіанства и охладѣли въ чувствѣ до того, что съ равнодушіемъ слушаютъ и читаютъ самыхъ ожесточенныхъ хулителей имени Христова. Гдѣ же мнимая выгода отъ неиконопочитанія? Развѣ въ томъ, что храмы начали походить своею внутренностію на мѣста простыхъ собраній, такъ что ихъ завсегда тотъ-часъ можно обратить на какое угодно употребленіе.

Недальновидные, обнаживъ безразсудно церковь свою, думали укрыться съ сею наготою подъ сѣнію заповѣди Моѵсеевой: не сотвори себѣ кумира, ни всякаго подобія! да не поклонишися имъ, ни послужиши имъ! (Исх. 20, 4, 5). Но богомудрый законодатель еврейскій запрещаетъ, очевидно, тѣ кумиры и изваянія, кои были въ употребленіи у язычниковъ, и представляли собою ихъ божества нечистыя, но не запрещаетъ священныхъ изображеній предметовъ святыхъ. Доказательствомъ послѣдняго суть златыя изображенія херувимовъ, кои, по повелѣнію Самого Бога, поставлены Моисеемъ въ скиніи свидѣнія, и притомъ въ святѣйшемъ ея мѣстѣ — надъ ковчегомъ завѣта, куда именно обращались лицемъ всѣ молящіеся.

III. Итакъ съ какой стороны ни разсматривать почитаніе св. иконъ, оно представляется достойнымъ всякаго уваженія, однимъ изъ благолѣпныхъ украшеній церкви, однимъ изъ дѣйствительнѣйшихъ средствъ къ назиданію въ вѣрѣ и добрыхъ нравахъ. Послѣ сего остается только съ благодарностію правильно пользоваться симъ средствомъ, стоившимъ такъ дорого защитникамъ иконопочитанія, кои полагали, и многіе положили, за него души свои. То есть, какъ пользоваться? — Обращая молитвы, прошенія и благодаренія свои не столько къ иконамъ, сколько чрезъ нихъ къ тѣмъ св. лицамъ, кои на нихъ изображены, — возбуждаясь зрѣніемъ святыхъ лицъ и ихъ святыхъ подвиговъ, на иконахъ изображенныхъ, къ подражанію ихъ вѣрѣ и добродѣтелямъ; — не простирая чествованія св. иконъ до обожанія вещества, ихъ составляющаго, и не приписывая имъ другихъ необыкновенныхъ качествъ, кромѣ тѣхъ, кои зависятъ отъ невидимой благодати Божіей, чрезъ нихъ дѣйствующей. (Сост. Гр. Дьяченко по проповѣдямъ Иннокентія херсонскаго т. III, съ дополн. изъ «Точн. изложенія вѣры» св. I. Дамаскина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 622-624.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0