Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 4-е. Св. муч. Іаковъ персіянинъ.

(Какая причина отступленія отъ вѣры у современныхъ христіанъ?)

I. При персидскомъ парѣ Издегердѣ, въ четвертомъ вѣкѣ, жилъ добрый христіанинъ, по имени Іаковъ, память коего совершается нынѣ. Онъ былъ богатъ и знатенъ и занималъ важную должность при дворѣ царя, который очень любилъ его. Но вотъ вдругъ Издегердъ сталъ жестоко преслѣдоватъ христіанъ, требуя, чтобы они отреклись отъ Христа; и Іаковъ не устоялъ противъ угрозъ и противъ опасенія лишиться всѣхъ преимуществъ своихъ, и согласился совершить языческій обрядъ, требуемый царемъ.

Когда объ этомъ узнали мать и жена Іакова, онѣ глубоко огорчились, потому что обѣ были ревностныя христіанки. Онѣ въ то время не были при Іаковѣ, но написали ему письмо, въ которомъ строго укоряли его за отступничество.

Это письмо оченъ смутило и взволновало Іакова. «Если мать и жена отвращаются отъ меня, подумалъ онъ, что будетъ со мною, когда Господь придетъ судить живыхъ и мертвыхъ и воздастъ каждому по дѣламъ его?» Раскаяніе и глубокое сокрушеніе пробудились въ душѣ отступника. Онъ лилъ горячія слезы, и все помышлялъ о томъ, какъ бы загладить преступленіе свое. Молитва постоянная и надежда на Господа ободрили Іакова, и когда, чрезъ нѣкоторое время царь вопросилъ его о вѣрѣ, онъ съ твердостію отвѣчалъ, что вѣруетъ во І. Христа. Царь сталъ грозить ему смертію. «Это не страшитъ меня», отвѣчалъ христіанинъ; «смерть есть только временный сонъ, отъ котораго всѣ возстанутъ».

Царь повелѣлъ отрѣзать у него всѣ члены одинъ за другимъ. Но и этотъ страшный приговоръ не поколебалъ твердости Іакова; онъ радовался, что Господь даетъ ему средство хотя нѣсколъко загладить грѣхъ отступничества своего, и молилъ только Бога о терпѣніи.

Началась страшная казнь, отъ которой содрогались всѣ присутствовавшіе; у мученика отрѣзали одинъ за другимъ пальцы одной руки, потомъ другой; затѣмъ руки и ноги; онъ только славословилъ Господа и не обращалъ вниманія на увѣщанія друзей, которые умоляли его спасти жизнь свою. Казнь продолжаласъ долго; но твердость мученика ни на мигъ не поколебалась; уже едва живой, онъ находилъ силы славить Бога, и восклицалъ: «святъ, святъ, святъ еси Богъ Вседержителъ, восхваляемый небесными силами; призри на меня, Богъ живыхъ и мертвыхъ, и услышь моленіе мое. Уже отняты всѣ члены мои, и тѣло мое почти мертво; не имѣю ногъ, чтобы стать передъ Тобою; не имѣю рукъ, чтобы поднять ихъ къ Тебѣ, Творцу моему; не имѣю колѣнъ, чтобы припасть и поклониться Тебѣ; я поверженъ передъ Тобою, Владыко мой, какъ домъ разрушенный и дерево, лишенное вѣтвей. Молю Тебя, не оставь меня до конца и милостиво выведи изъ темницы душу мою». Едва онъ окончилъ молитву, какъ нанесли ему смертный ударъ; христіане честно похоронили тѣло святого мученика.

Такъ глубоко сознавалъ грѣхъ своего временнаго отступленія отъ святой вѣры св. муч. Іаковъ, вынужденный къ тому угрозами царя и опасеніемъ лишиться земного благополучія и самой жизни и загладившій его дивнымъ христіанскимъ терпѣніемъ при перенесеніи самыхъ ужасныхъ страданій.

II. Братіе христіане! Спросимъ себя: нѣтъ ли и среди насъ отступниковъ отъ святой вѣры и церкви, но отступниковъ не временныхъ и раскаивающихся, но постоянныхъ и упорныхъ? Мы — христіане, давшіе во св. крещеніи обѣты Христу, пріобщившіеся Его благодатныхъ даровъ, мы христіане — родившіеся и возросшіе на лонѣ нашей матери св. церкви, мы — давно приступившіе ко Христу — не отступаемъ ли отъ Него своею невѣрностію? По милости Божіей, много есть избранныхъ, истинныхъ чадъ церкв; но мало ли есть въ наши времена христіанъ только по имени? Мало ли есть христіанъ, зараженныхъ невѣріемъ, слѣдовательно, если не явныхъ, то тайныхъ отступниковъ отъ Бога?

Какая же причина нашего отступленія отъ Бога? Насъ не преслѣдуютъ и не предаютъ страшнымъ мукамъ за І. Христа, какъ то вынесъ св. мученикъ. Главная причина тому — въ порочности и испорченности сердца, имѣющаго сильное вліяніе на разумъ нашъ. Сердце, по слову премудраго, есть исходище живота (Притч. 4, 23), т. е., источникъ, изъ котораго истекаютъ мысли, желанія, чувствованія и побужденія; отъ него не только исходитъ, но и направляется нравственная дѣятельность всѣхъ силъ души, такъ что каковыми предметы ощущаетъ сердце, такими являются они въ умѣ, волѣ, воображеніи и чувствахъ. Вотъ почему одинъ изъ отцевъ церкви (св. Григорій великій) называегъ сердце жилищемъ ума, а другой замѣчательный подвижникъ (св. Макарій великій) изображаетъ разумъ дѣйствующимъ въ сердцѣ, уподобляя разумъ солнечному свѣту, а сердце оку, въ которомъ сосредоточивается свѣтъ ума, отчего этотъ свѣтъ и отражается по свойству сердца. И какъ въ тѣлѣ, если не поврежденъ тѣлесный органъ — сердце, кровь течетъ правильно и тѣло здорово, а при поврежденіи сердца подвергается порчѣ и все тѣло: такъ и въ душѣ: если свѣтло и чисто духовное око — сердце, то чистъ и свѣтелъ умъ, и наоборотъ — испорчено сердце — больше или меньше испорченъ умъ. Такъ тѣсна связь между убѣжденіями нашего ума и состояніемъ нашего сердца.

а) Исторія и частный опытъ показываютъ, что люди благочестивые никогда не были и не бываютъ вольнодумцами и отступниками отъ вѣры; образованіе и въ наукахъ и искусствахъ только усиливаетъ ихъ вѣру, а не ослабляетъ ее. Они собственною жизнію дознаютъ благотворность христіанскаго ученія и церковныхъ постановленій; они глубоко и неотразимо чувствуютъ, что сердцемъ вѣруется въ правду (Рим. 10, 10), а не умомъ, который можетъ и долженъ принять и усвоить себѣ открытыя Богомъ высокія истины, но никакъ не долженъ отвергать того, чего не понимаетъ. И развѣ можно человѣку понять всѣ тайны, которыя по существу своему необходимы въ божественномъ откровеніи? Якоже отстоитъ небо отъ земли, тако отстоитъ путь Мой отъ путей вашихъ, и помышленія ваша отъ мысли Моея (Ис. 55, 9), говоритъ Господь. Есть тайны, въ которыя и ангелы желаютъ приникнуть (1 Петр. 1, 12): уму ли нашему имѣть притязаніе на постиженіе непостижимаго?

б) Но и ясно разумомъ познанная истина божественная обезображивается и низвращается человѣкомъ, у котораго испорчено сердце. Вода самая чистая и пріятная на вкусъ дѣлается мутною и непріятною, если будетъ храниться въ нечистомъ сосудѣ; тоже можно сказать и о чистѣйшихъ, божественныхъ истинахъ вѣры: въ развращенномъ сердцѣ, сами по себѣ неповреждаемыя, онѣ истолковываются или видоизмѣняются по вкусу порочныхъ людей, которые истину Божію обращаютъ въ ложь, ибо осуетишася помышленіями своими, и омрачися неразумное ихъ сердце (Рим, 1, 21. 25). Да и можетъ ли охотно содержать въ чистомъ и полномъ видѣ святыя истины вѣры человѣкъ развращенный, когда онѣ требуютъ святости жизни и совершенно противоположны его дурному настроенію? Пріятно ли, напр., вѣровать въ будущую жизнь, въ строгое воздаяніе за всѣ дѣла по смерти, въ вѣчность мученій для непокаявшихся грѣшниковъ, тому, кто чувствуетъ и вполнѣ сознаетъ, что онъ по своимъ дѣламъ достоинъ ада? Вотъ для успокоенія себя, для оправданія своихъ преступленій, онъ увѣряетъ себя и другихъ, что нѣтъ ада, не будетъ вѣчныхъ мученій и духъ нашъ разліется яко мягкій воздухъ (Прем. Сол. 2. 3). Рече безуменъ въ сердце своемъ: нѣсть Богъ (Псал. 13, 1): нѣтъ, говоритъ безумный и при томъ только въ сердцѣ своемъ, нѣтъ Бога, нѣтъ оправданія для насъ чрезъ Сына Божія, нѣтъ таинственнаго дѣйствія благодати — и спасенія во Христѣ вѣрою. Какое заблужденіе и какое несчастіе! Да, — несчастіе, потому что безъ вѣры никогда человѣкъ не можетъ быть спокоенъ и счастливъ внутренно, какая бы счастливая обстановка ни окружала его. И горе, если еще невѣрующій вноситъ свои заблужденія въ семейства, если заражаетъ своимъ вольнодумствомъ неопытныхъ юношей! Аще кто соблазнитъ единаго малыхъ сихъ вѣруюищхъ въ Мя, говоритъ Господь, уне есть ему (лучше было бы ему), да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6).

III. Смотрите же, возлюбл. братія, чтобы въ комъ-либо изъ васъ не было сердца лукаваго и невѣрнаго, дабы вамъ не отступить отъ Бога живаго (Евр. 3, 12), не лишиться общенія со Христомъ, не потерять вѣнца, уготованнаго для вѣрующихъ въ вѣчномъ царствѣ Божіемъ. Но еслибы по несчастію кому-либо случилось временно отступить отъ вѣры, тотъ пусть знаетъ, какой это тяжкій грѣхъ и какъ святые, напр. Іаковъ персіянинъ, нынѣ прославляемый, много страдали, чтобъ очиститься отъ этого ужаснаго грѣха. Да побудитъ же насъ это къ глубокому сердечному покаянію и исправленію. Пусть всегда будутъ въ нашей памяти слова Спасителя: буди вѣренъ даже до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота (Апок. 2, 10), — и вѣнецъ дастся намъ, если сохранимъ для Господа сердце чисто: ибо чистіи сердцемъ Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8), а съ Нимъ и въ Немъ получатъ вѣчное блаженство. Аминь. (Сост. съ доп. по Словамъ и рѣч. Леонтія, м. московск. и Ч. М.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 620-622.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0