Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 3-е. Праздникъ Знаменія Богоматери.

(Пророчество Богоматери о Самой Себѣ).

I. Въ день праздника Знаменія Богоматери, установленнаго по случаю чудеснаго избавленія новгородцевъ отъ нападенія враговъ въ XII столѣтіи, прилично обратить ваше вниманіе на небесную славу Богоматери, пророчество о которой нѣкогда было произнесено Самой Богоматерью, предчувствовавшей Духомъ Святымъ, что Господь прославитъ Ее предъ міромъ христіанскимъ въ многочисленныхъ чрезъ Нее Своихъ милостяхъ, которыя изобильно изольются на всѣхъ, притекающихъ къ Ея предстательству предъ Богомъ.

Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди (Лук. 1, 48), сказала Пресвятая Дѣва Марія, когда праведная Елисавета, при встрѣчѣ съ Нею, исполнившись Духа Святаго, назвала Ее Матерію Господа. Не отъ собственнаго разума и сердца возникла въ смиренной Маріи такая мысль о будущей Ея всемірной славѣ. Прославляя Господа, прославляющаго Ее, Она говоритъ только о Своемъ смиреніи, видитъ Себя только рабою Его: призрѣ на смиреніе рабы Своея. При такомъ глубокомъ чувствѣ смиренія могла ли Она помышлять о будущей славѣ Своей? Воистину Духъ Святый, пріосѣнившій Ее со времени зачатія Ею Сына Божія, открылъ Ей будущее, и вотъ Она, по Его внушенію, изрекаетъ пророчество о томъ, что ожидаетъ Ее въ церкви Христовой. Если же такъ, если по вдохновенію Духа Божія сказала Она: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди, то чью волю исполняютъ всѣ ублажающіе Пресвятую Дѣву Марію? — Конечно, волю Духа Божія. Кому не повинуются тѣ, которые отрекаются почитать Пресвятую Богородицу? — Не повинуются Духу Божію.

Да, если еврей не ублажаетъ Матери Господа моего: это понятно, онъ не вѣруетъ въ евангеліе, онъ не знаетъ Духа Святаго, глаголавшаго въ евангеліи. Но если христіанинъ не чтитъ Благословенной: не знаю, какъ назвать его?

Грустно, больно, тяжело видѣть такого христіанина!

II. а) Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. Кого ублажатъ? Ту, отъ Нея же родися Іисусъ глаголемый Христосъ (Мѳ. I, 16). Іисусъ не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ. Во утробѣ Дѣвы Маріи человѣчество чистое, безгрѣшное, соединилось съ Божествомъ истиннымъ. Господь съ Тобою, сказалъ ангелъ Маріи: Господь съ Тобою не только Своею благодатію, но и совершеннымъ въ Тебѣ вочеловѣченіемъ. Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Нѣтъ и нельзя представить себѣ выше той чести, какой удостоилась Она — Матерь Богочеловѣка. Единородный, предвѣчный, единосущный Сынъ предвѣчнаго Бога Отца пріялъ во чревѣ Маріи человѣческое естество. Непостижимо снисхожденіе Сына Божія! Чудно, несравненно величіе Дѣвы Маріи! Истинно — Она честнѣйшая херувимъ и славнѣйшая безъ сравненія серафимъ!...

б) Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди. И какъ не ублажать Ее всѣмъ родамъ, когда вси роди спасены Сыномъ Ея? Для чего Сынъ вѣчнаго Бога Отца сталъ Сыномъ Ея? Для того, чтобы обновить растлѣнное грѣхомъ естество человѣческое; для того, чтобы спасти человѣка отъ грознаго проклятія правды Божіей; для того, чтобы принести Себя въ жертву Богу Отцу за грѣшныхъ людей. Марія, Матерь Божія, есть Богомъ избранное орудіе спасенія людей, вѣчнымъ совѣтомъ Божіимъ назначенное для дѣла Божія. Если же Пресвятая Дѣва Марія удостоена высочайшаго избранія Божія быть Матерію Сына Божія и Спасителя міра, то почему это сдѣлано? По особенной благодати Божіей? Точно, это особенная Божія благодать. Но можетъ ли Божія благодать противорѣчить правдѣ Божіей? — Конечно, не можетъ. Итакъ, Матерь Божія превыше всѣхъ превознесена избраніемъ Божіимъ потому, что выше всѣхъ была достойною этого избранія. Не пристанетъ корабль съ сокровищами къ берегу, если берегъ не имѣетъ пристани. И тайна небесная возвратилась бы на небо, если бы Дѣва Марія не была достойною принятія сей тайны. Спаситель явился не прежде, какъ явилась Богоизбранная Марія. Развѣ не нужно было, чтобы среди людей грѣшныхъ явилось достойное вмѣстилище для Бога воплощеннаго? И долго очищалось и освящалось человѣчество въ святыхъ Божіихъ ветхозавѣтныхъ, пока наконецъ явилась чистѣйшая Агница среди чистыхъ агнцевъ Божіихъ — родилась святая Дѣва Марія, достойная содѣлаться вмѣстилищемъ Божества.

в) Св. евангелисты мало говорятъ намъ о Матери Божіей. Но они ясно говорятъ о Ея ангельской чистотѣ и непорочности и о Ея дивномъ смиреніи. И можно ли сказать что нибудь выше того, что говоритъ о Ней благовѣствующій ангелъ, указавшій въ Ней ангельскую чистоту и непорочность, говорящій о Ней, какъ о Дѣвѣ — Матери Сына Божія: Духъ Святый найдетъ на Тя и сила Вышняго осѣнитъ Тя, сказалъ Ей небесный вѣстникъ на Ея недоумѣніе: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю; евангелисты говорятъ о Ея великомъ смиреніи и тѣмъ показываютъ, что вся слава Дщери Царевы внутрь, что величіе Ея духа тѣмъ особенно велико, что оно скрывалось въ глубинѣ духа. Яко призрѣ на смиреніе рабы Своея, свидѣтельствуетъ Сама Пресвятая Дѣва предъ лицемъ Божіимъ въ Своей вдохновенной пѣсни. И это подтверждаетъ вся евангельская жизнь Ея. Она не искала дѣлить славу Сына Своего, когда народъ славилъ Его за чудеса, когда встрѣчалъ Его съ восклицаніями восторга: осанна Сыну Давидову! Когда же ослѣпленные враждою безславятъ Божественнаго Сына Маріи, когда они кричатъ: неистовъ есть, тогда видимъ съ Іисусомъ и Матерь Его (Мр. 3, 21, 30). Она же стоитъ при крестѣ Его, въ виду ожесточенныхъ враговъ Его, стоитъ тогда, какъ самые близкіе ученики оставили Его. Вотъ — Ея путь къ славѣ небесной? Не больше ли говорятъ намъ евангелисты о высокихъ достоинствахъ Пресвятой Дѣвы Маріи — своимъ молчаніемъ, чѣмъ сколько они могли сказать своими словами? Въ молчаніи соблюдала Она вся глаголы Сына и Бога Своего (Лк. 2, 19). Прежде нежели чудесами явилъ Онъ славу Свою и вѣроваша въ Него ученицы Его (Іоан. 2, 11), Она уже столько вѣровала въ чудодѣйственную силу Его, что убѣдила Его совершить первое чудо въ Канѣ галилейской. Такъ ранѣе другихъ и совершеннѣе другихъ вѣровала въ Него Матерь Его и знала Его, и однако же оставалась въ Своемъ глубокомъ смиреніи мало замѣтною. Какое дивное величіе смиренія!

Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссалъ (Лк. 11, 27), воскликнула въ восторгѣ духа нѣкая жена усладившаяся бесѣдою Христовою. Что это значитъ? Ясная похвала Матери І. Христа, и похвала, замѣченная евангелистами. Никто не посмѣетъ сказать, что эти слова жены, слушавшей Спасителя, исходили не отъ благочестиваго сердца; никто не скажетъ и того, что евангелистъ записалъ эти слова безъ всякой цѣли. Напротивъ, соображая слова сей благоговѣйной жены съ пророческимъ изреченіемъ Самой Дѣвы Маріи о будущей славѣ Ея, мы видимъ въ словахъ жены начало исполненія пророчественныхъ словъ Самой Матери Божіей о Ея всемірной славѣ.

III. Итакъ, св. евангелисты не скрыли отъ насъ ни высокихъ достоинствъ, ни славы Матери Божіей. Они сказали о Ней столько, сколько было сіе угодно Господу Богу. Сынъ Божій считалъ нужнымъ, чтобы до прославленія Его человѣчества небесною славою не говорили о Его земной славѣ: тѣмъ болѣе такъ подобало быть въ отношеніи къ Матери Его. Только теперь, когда Она переселилась на небо, подобало исполниться во всей полнотѣ Ея пророческому слову: отнынѣ ублажатъ Мя вси роди.

Теперь какъ не ублажать Ея, когда Она, пребывая въ славѣ Сына Своего, ходатайствуетъ за насъ предъ Нимъ, какъ Матерь всѣхъ вѣрующихъ вь Сына Ея? Она любитъ насъ какъ братій во Адамѣ, какъ дѣтей въ Сынѣ Ея І. Христѣ. Она ходатайствуетъ о насъ предъ Сыномъ по праву Матери, молитъ Отца небеснаго по праву любви Своей и Его къ бѣднымъ странникамъ земли. Сынъ любитъ Ее какъ Мать; Онъ показалъ Ей любовь Свою и на землѣ, когда въ самыхъ болѣзняхъ крестной смерти Своей заботился о Ней и сказалъ возлюбленному ученику: се Мати твоя! (Іоан. 19, 27). Онъ исполняетъ прошенія Ея какъ Матери, Коей повиновался въ земной жизни Своей (Лк. 2, 51). Какъ же не быть Ей сильною ходатаицей за насъ грѣшныхъ на небѣ? Если ангелы молятся за насъ, и молитвою своею преклоняютъ Господа ко услышанію нашихъ молитвъ, то ужели ходатайство Матери Сына Божія не будетъ услышано предъ престоломъ Сына и Бога Ея? О, какъ велико Ея ходатайство за насъ! Кто прибѣгалъ къ Ней и не услышанъ былъ? Кто не испыталъ на себѣ милостей Ея? Сколъко знаменій Ея помощи небесной! Сколько иконъ, чрезъ которыя Она являетъ дивныя чудеса Свои! Нѣтъ града, нѣтъ веси въ православномъ отечествѣ нашемъ, гдѣ бы не славились благодѣянія Ея, гдѣ бы въ честь Ея не было храмовъ. Въ глубинѣ сѣвера, среди льдовъ, согрѣваетъ Она вѣру благодѣяніями Своими; каждый день мы испытываемъ помощь Ея — тамъ или здѣсь, явно или тайно, въ кругу семейномъ или въ глубинѣ уединенной души. Обратимся же къ Матери нашей съ вѣрою теплою, съ надеждою крѣпкою и съ простотою дѣтскою.

Мати Божія, Мати всѣхъ уповающихъ на Тя! На Тя уповаемъ мы, немощныя чада церкви православной, не остави насъ въ скорбяхъ нашихъ, спаси сильнымъ предстательствомъ Своимъ! Аминь. (Сост. по «Словамъ и рѣч.» Филарета, архіеп. черниговскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 618-620.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0