Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 2-е. День Знаменія Пресвятой Богородицы.

(У кого намъ искать помощи противъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ?)

I. Въ нынѣшній день великое, народное торжество было нѣкогда въ древнемъ Новгородѣ. Великое было торжество, но и величайшее совершилось чудо.

Однажды враги многочисленные и страшные приступили къ этому древнему городу, обложили его отовсюду своею ратію, огнемъ и мечемъ грозили сокрушить его. Смутились и устрашились бѣдные новгородцы; ратныя силы ихъ были невелики, средствъ къ защитѣ не было никакихъ, помощи ждать также было не отъ кого; что дѣлать въ такомъ положеніи? на что рѣшиться? Послѣ долгихъ и многихъ совѣщаній и размышленій положили они наконецъ: прибѣгнуть къ милосердому Господу Богу, обратиться съ усердною мольбою къ небесной Заступницѣ, возбранной Воеводѣ — Матери Божіей. И вотъ цѣлый народъ подвигся на моленіе, старъ и малъ потекли въ храмы Божіи, на стогнахъ и распутіяхъ раздались молитвенные вопли и стенанія, жаркія слезы, теплыя мольбы потекли къ небесамъ; — и, посудите, какъ важна, какъ много значитъ у Бога на теплой вѣрѣ основанная, любовью поспѣшествуемая, надеждою воскрыляемая, единодушная, общественная молитва! — Въ одну ночь, послѣ такой общественной, пламенной молитвы, архипастырь новгородскій въ сонномъ видѣніи получилъ повелѣніе изнести заутра на городскую стѣну икону, на которой изображена была Матерь Божія съ воздѣтыми горѣ руками. Пробудившись, архипастырь принялъ это велѣніе съ несомнѣнною вѣрою и заутра, дѣйствительно, съ подобающею честію, изнесъ на стѣну града святую икону и поставилъ оную лицомъ къ молящемуся народу, когда началось молебное пѣніе ко Пресвятой Богородицѣ, враги, замыслившіе сдѣлать въ это время рѣшительный приступъ къ городу, вдругъ смутились, смѣшались, дрогнули и, поражаемые невидимою силою, разсыпались и побѣжали! Слабой рати новгородской оставалось только поражать бѣгущихъ и собирать сокровища вражескаго стана; — и вотъ въ Новѣгородѣ, за день предъ симъ уныломъ и скорбномъ, — теперь всеобщее веселіе, восторгъ, торжество величайшее! Были предъ нимъ враги для него непобѣдимые, — и они разсѣяны, былъ голодъ и нужда, — теперь изобиліе во всемъ; было уныніе и страхъ, — вдругъ радость и веселіе несказанное! Такъ Матерь Божія спасла древнихъ новгородцевъ отъ враговъ многочисленныхъ и страшныхъ; такъ Она проявила имъ Знаменіе Своей чудодѣйственной помощи и силы; такъ и неоднократно спасала Она наше отечество въ годину крамолъ междоусобныхъ и въ тяжкія нашествія враговъ иноплеменныхъ. Такъ же точно спасаетъ Она и теперь всѣхъ насъ, христіане, отъ всякихъ бѣдъ и злоключеній житейскихъ и отъ всѣхъ враговъ нашихъ и видимыхъ, и невидимыхъ. —

II. а) Окружали и утѣсняли древнихъ новгородцевъ враги, окружаютъ и угнетаютъ и насъ враги: видимые, общественные, семейные, житейскіе, съ ихъ злобою, ненавистію, мщеніемъ и зложеланіемъ; — враги невидимые, съ ихъ искушеніями и соблазнами, для насъ по большей части почти незамѣтными, — съ ихъ стрѣлами разженными, во дни и въ нощи противъ насъ летящими. — Опасны враги видимые и трудно бороться съ ними; еще опаснѣе враги невидимые и несравненно труднѣе противоборствовать имъ. — Воюетъ противъ насъ наша собственная плоть съ ея страстями и поползновеніями, — и кто не знаетъ, какъ трудно бороться съ этимъ врагомъ домашнимъ! Нападаетъ на насъ и міръ съ своими удовольствіями и очарованіями; — воюетъ непрестанно, сильно воюетъ противъ насъ нашъ древній, злѣйшій, непримиримый врагъ — діаволъ; — сѣтями невидимыми опутываетъ онъ нашу душу, соблазняетъ сердце, разжигаетъ плоть, — и кто не чувствовалъ неотразимой силы его нападеній! Такъ много и у насъ враговъ сильныхъ, страшныхъ, опасныхъ! И не временное плѣненіе готовятъ они намъ; не въ темницу временную ввергнутъ они насъ; нѣтъ, разожгутъ для насъ жаркія страсти наши — огонь геенскій, несгораемый, скуютъ насъ удовольствія мірскія плѣнницами мрака вѣчнаго, низринетъ насъ діаволъ въ темницу адскую, въ геенну вѣчную! Вотъ чѣмъ угрожаютъ намъ враги наши, — вотъ какія ужасныя послѣдствія ожидаютъ насъ при нашей оплошности въ войнѣ съ ними! Какъ же препобѣдить враговъ этихъ лютыхъ? Какими средствами избавиться отъ ихъ нападеній неотразимыхъ?

б) Не было у древнихъ новгородцевъ никакихъ естественныхъ средствъ, чтобы избавиться отъ враговъ, на нихъ воевавшихъ. Мало естественныхъ средствъ и у насъ, христіане, противъ враговъ невидимыхъ. Можно вооружаться разсудкомъ противъ нападенія страстей; но вооруженіе это слабо, ненадежно, и часто, часто измѣняетъ намъ среди самой битвы. — Можно вооружаться противъ соблазновъ мірскихъ твердостію воли, благодушнымъ терпѣніемъ, довольствомъ своимъ положеніемъ; но похоть очесъ и гордость житейская легко ослабляютъ наше вооруженіе и, почти безъ сопротивленія, восхищаютъ насъ въ плѣнъ свой. Можно вооружаться противъ діавола — молитвою и постомъ; но молиться Богу — трудъ для многихъ утомительный, — бремя не легкое; молитвы наши, по большей части, бываютъ кратковременны, непостоянны, разсѣянны и невнимательны; а посты отъ многихъ уже не считаются и христіанскою обязанностію; есть и такіе люди, что христіанскіе посты находятъ для своего здоровья даже вредными, — вотъ какъ мы небрежемъ и злоупотребляемъ нашими единственными, спасительными средствами противъ злѣйшаго врага — діавола! Какъ же намъ избѣжать его сѣтей, когда мы и выпутываться изъ нихъ не стараемся?

III. Остается одно — обратиться, подобно благочестивымъ новгородцамъ, къ милосердому Господу Богу; прибѣгнуть съ искреннею мольбою къ общей нашей Ходатаицѣ и Молитвенницѣ Матери Божіей! Она всѣмъ христіанамъ Заступница усердная, Помощница скорая, Матерь любвеобильная! Она — всѣхъ обуреваемыхъ пристанище; Она — страстей нашихъ укрощеніе и помысловъ погашеніе, Она — невидимыхъ враговъ мученіе и лукавыхъ духовъ прогонительница! къ Ней-то, нашей милосердой Помощницѣ, обратимся и нынѣ и непрестанно будемъ обращаться изъ глубины души зовущи: Владычице, помози на ны милосердовавши, — потщися, погибаемъ отъ множества прегрѣшеній, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы, — и будемъ вѣрить при этомъ несомнѣнно, что много можетъ молитва Матери Божіей къ милосердію Владыки всѣхъ Бога; будемъ искренно надѣяться, что и намъ, недостойнымъ, откроетъ когда либо Матерь любвеобильная чудо дѣйственное Знаменіе Своей небесной помощи! Аминь. (Сост. по «Душепол. чтен.» за 1894 г., ноябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 616-618.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0