Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 1-ое. Праздникъ Знаменія Богоматери.

(Сила ходатайства Богоматери).

I. Къ числу древнихъ изображеній Божіей Матери принадлежитъ и икона Знаменія Ея, въ честь которой установлено нынѣшнее празднество. Всеблагому Господу угодно было прославить эту святую икону въ различныхъ странахъ нашего отечества многими знаменіями и чудесами, изъ коихъ одно, древнѣйшее и разительнѣйшее, содѣлалось началом настоящаго праздника.

Въ 1170 году по Р. X. великій князь суздальскій Андрей Георгіевичъ, составивъ неправедно союзъ со многими русскими князьями противъ Новгорода, послалъ сына своего Мстислава съ многочисленными соединенными войсками для покоренія сего города. Отовсюду стѣсненные осадою, жители Новгорода скоро увидѣли, что одинъ только Богъ можетъ избавить ихъ отъ угрожающихъ имъ бѣдствій. День и ночь отверстые храмы Божіи наполняются рыданіями и моленіями о небесной помощи. Третью уже ночь добродѣтельный архіепископъ Новгорода Іоаннъ стоитъ предъ иконою всемилостиваго Спаса на молитвѣ объ избавленіи отъ обышедшихъ золъ. Наконецъ молитва его принята Богомъ: архипастырь слышитъ голосъ, повелѣвающій ему изнести изъ церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улицѣ, икону Богородицы и поставить ее на стѣнѣ града. Обрадованный святитель посылаетъ избранныхъ лицъ изъ своего клира, дабы они принесли икону Богоматери въ соборную церковь. Но, при всѣхъ усиліяхъ ихъ поднять икону Владычицы, она остается неподвижною. Узнавъ объ этомъ, архіепископъ самъ идетъ въ указанную церковь и падаетъ въ слезахъ предъ иконою Богоматери. Во время молебнаго пѣнія, когда возглашена была пѣснь: предстательство христіанъ непостыдное, внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящій народъ въ ужасѣ взываетъ: «Господи, помилуй!» Архипастырь пріемлетъ святую икону на свои руки и износитъ ее на стѣну града. Между тѣмъ нападающіе враги дѣлаютъ въ это время страшный приступъ къ городу. Одна изъ пущенныхъ ими стрѣлъ ударила въ святую икону и ликъ Богоматери обратился къ городу. Слезы потекли изъ очей Пречистыя на фелонь святителя. Вдругъ тьма покрываетъ враговъ; ужасъ объемлетъ сердца ихъ; они въ смятеніи начинаютъ поражать другъ друга, осажденные устремляются на нихъ и довершаютъ пораженіе. Въ воспоминаніе сего событія и возглашается нынѣ пѣснь Богородицѣ: яко необоримую стѣну и источникъ чудесъ стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивныхъ ополченія низлагаемъ. Тѣмъ же молимъ Тя: миръ граду Твоему даруй и душамъ нашимъ велію милость.

Силы и чудеса отъ иконы Знаменія Божіей Матери явлены не въ одномъ только въ Новгородѣ, но въ послѣдствіи и въ другихъ странахъ обширнаго отечества нашего, особенно же въ областяхъ Курской и Тобольской. Великія благодѣянія отъ нея явлены и въ первопрестольномъ градѣ Москвѣ. Древній родъ бояръ Романовыхъ, по древнему достохвальному обычаю избирать покровителемъ дома кого-либо изъ святыхъ Божіихъ, содѣлываетъ икону Знаменія Богоматери родовымъ своимъ моленіемъ. И что же? Матерь Божія послѣ тяжкихъ испытаній, ниспосланныхъ Промысломъ землѣ русской, возвративъ въ руки русскихъ (22 октября 1612 года) Китай-городъ въ Москвѣ бывшій въ рукахъ польскихъ, чрезъ мѣсяцъ и пять дней — въ самый праздникъ иконы Знаменія Ея, — передаетъ ополченію русскому и священный Кремль, въ которомъ находился въ плѣну съ матерію своею юный Михаилъ Ѳеодоровичъ, — возводитъ сего именитаго юношу на престолъ Россіи и подъ скипетромъ преемниковъ его далеко распространяетъ предѣлы нашего отечества и возвеличиваетъ царство россійское. Поистинѣ Она есть царствія нерушимая стѣна и честный вѣнецъ царей благочестивыхъ (акаѳистъ).

II. а) Что можетъ быть сильнѣе ходатайства Матери Господа? Простиралъ древле къ небу Моисей руки свои на горѣ во время брани и молитвою его дарована побѣда Израилю на Амалика. А нынѣ не на землѣ, но на небѣ, и не рабъ Божій, но Сама Пресвятая Матерь Господа простираетъ пречистыя руцѣ Свои за прибѣгающихъ подъ кровъ Ея.

Сіи пречистыя руцѣ Богоматери простерты за каждаго, притекающаго къ Ней съ вѣрою. Что можетъ быть утѣшительнѣе и поучительнѣе сего видѣнія? За кого не умолятъ сіи пречистыя длани, подъятыя къ Сыну Ея? Какіе бы грѣхи ни тяготили души наши, какія бы бѣдствія ни окружали насъ, — отъ всякаго зла сильно избавить насъ ходатайство небесной Заступницы.

Но да не осудятъ насъ сіи пречистыя руцѣ, и нынѣ простираемыя Ею за насъ! Честнѣйшая херувимъ и славнѣйшая серафимъ ходатайствуетъ за насъ недостойныхъ и на свѣтозарномъ небѣ! Какъ же намъ, грѣшнымъ, не молиться за себя на сей темной землѣ? Пресвятая Богородице! Спаси насъ!

б) Но преисполненная любви Царица небесная не всегда и не ко всѣмъ посылаетъ Свою помощь такъ явно, какъ осажденнымъ новгородцамъ. Велики и неисчислимы были ихъ бѣдствія, но въ то же время горяча и неустанна была ихъ молитва, неумолкаемое призываніе милосердія Божіей Матери. Въ тяжелое время не объ однихъ бѣдствіяхъ войны скорбѣли они, а безъ сомнѣнія оплакивали горячими слезами и тѣ грѣхи свои, которыми были вызваны эти бѣдствія, и принесли въ нихъ искреннее покаяніе. Такъ и мы, христіане, призывая неоскудѣвающую въ Своихъ щедротахъ Владычицу, съ молитвою должны принести Ей покаяніе, сердце чистое и любовь къ жизни добродѣтельной. Только этимъ мы и можемъ снискать благоволеніе Пренепорочной; тогда и для насъ будетъ видимо проявленіе Ея къ намъ милосердія.

III. Пресвятая Богородица! Спаси насъ и сохрани отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. (Сост. по «Словамъ» Сергія, архіеп. владимірск. и др. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 615-616.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0