Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 4-ое. День тезоименитства Его Императорскаго Высочества Наслѣдника престола Георгія Александровича [1].

(О почитаніи родителей).

I. Въ этотъ высокоторжественный день, возлюбленные братіе, когда св. церковь молится о здравіи и благоденствіи нашего Благочестивѣйшаго Государя Императора, истиннаго Отца великаго семейства, называемаго государствомъ, и Наслѣдника Его престола, умѣстно будетъ побесѣдовать съ вами о почитаніи родителей. Это потому, что если дѣти научатся почитать своихъ родителей, отцовь семейства, то онн будутъ воздавать истинное почитаніе и великому Отцу своему, Государю Императору, который для государства — этого великаго семейства, то же, что и родной отецъ для семьи.

II. Почитаніе родителей — это любовь, соединенная съ уваженіемъ; любовь есть уваженіе и почитаніе. Слово «почитай» заключаетъ въ себѣ слово «люби», потому что безъ любви нѣтъ истиннаго почитанія.

а) Непочитаніе родителей, по ученію слова Божія, есть признакъ полной нравственной распущенности, есть величайшее нравственное преступленіе.

Въ первой главѣ посланія къ римлянамъ св. апостолъ Павелъ, рисуя картину языческой развращенности, завершаетъ ее слѣдующимъ описаніемъ: «люди сдѣлались дерзкими, надменными, тщеславными, изобрѣтательными на зло, непослушными родителямъ».

Хотя дѣтская привязанность врожденна, но все же воспитаніе можетъ возвысить, увеличить и облагородить ее. Евреи, мудростью которыхъ мы можемъ воспользоваться, требовали дѣтской привазанности съ усиленной настойчивостью. Эта привязанность составляла основу древней прекрасной патріархальной жизни.

Книги: «Притчей» и «Екклезіаста» полны похвалъ дѣтской привязанности и строго угрожаютъ непослушнымъ и непочтительнымъ дѣтямъ. Въ еврейской исторіи прекрасный Іосифъ выставляется не только образцомъ юношеской чистоты, но и сыновней любви. Съ другой стороны, ненависть къ памяти красиваго, но испорченнаго Авессалома такъ велика, что до настоящаго времени евреи учатъ своихъ дѣтей плевать на его могилу, когда они проходятъ по долинѣ Іосафата, и бросать камнемъ въ мѣсто упокоенія непокорнаго сына (2 Цар. XVIII, 17).

б) И какъ не почитать, т.-е. какъ не любить родителей и не повиноваться имъ, когда родители готовы отдать жизнь свою за дѣтей?

Въ исторіи библейской и гражданской есть множество прекрасныхъ примѣровь глубокой любви родителей къ дѣтямъ. Вспомните изъ Библіи о пораженномъ Ааронѣ при смерти его двухъ первенцевъ Надава и Авіуда отъ огня Господня, «и Ааронъ молчалъ» (Лев. X, 3). Вспомните о плачѣ Іакова по его погибшемъ сынѣ Іосифѣ: «съ печалью сойду къ сыну моему въ преисподнюю» (Быт. XXXVII, 35). Вспомните о Давидѣ, разразившемся рыданіемъ о своемъ умершемъ сынѣ; онъ стоналъ сдавленнымъ отъ ужаса голосомъ: «сынъ мой Авессаломъ! сынъ мой, сынъ мой Авессаломъ! О, кто далъ бы мнѣ умереть вмѣсто тебя, Авессаломъ, сынъ мой, сынъ мой!» (2 Цар. XVIII, 33).

Вспомните изъ исторіи Греціи о знаменитомь Перикл, возлагавшемъ вѣнокъ на чело своего умершаго сына и отвернувшемся, чтобы въ горести скрыть свое лицо; его желѣзное сердце, перенеся всѣ ужасы войны и чумы и ропотъ своего народа, было разбито послѣднимъ горемъ.

Наши родители любятъ насъ, своихъ дѣтей, несмотря на всю нашу заурядность, на всѣ наши дурныя качества, своенравіе и безсердечіе.

в) Не должны ли послѣ этого и дѣти быть снисходительны къ прегрѣшеніямъ своихъ родителей? Священное писаніе еще въ очень раннее время дѣлаетъ намъ предостереженіе по этому поводу. Когда Ной лежалъ обнаженный въ своей палаткѣ, его сынъ Хамъ заслужилъ вѣчное проклятіе своими грубыми насмѣшками, которыя оскорбили нравственное чувство даже въ томъ суровомъ мірѣ. Симъ же и Іафетъ заслужили вѣчное благословеніе за свою неизмѣнную почтителъность, вслѣдствіе которой они покрыли наготу своего отца.

Поэтому, во имя всѣхъ тѣхъ нѣжныхъ воспоминаній, всего священнаго семейной жизни, будемъ помнить, что въ своей семьѣ всегда и вездѣ мы должны нести «бремена другъ друга» (Галат. ѴІ, 2), что грѣхъ и порокъ одного лица всегда будутъ и останутся позоромъ и страданіемъ всей семьи. Родственныя узы, соединяющія насъ съ каждымъ отдѣлънымъ членомъ семьи, — узы неразрушимыя.

г) Св. ап. Павелъ называетъ пятую заповѣдь «первой заповѣдью съ обѣтованіемъ» (Ефес. ѴІ, 2), и мы обратимся теперь къ этому обѣтованію. «Почитай отца твоего и мать твою (чтобы тебѣ было хорошо и), чтобы продлились дни твои на землѣ, которую Господь, Богъ твой, дастъ тебѣ» (Исх. XX, 12).

Это можно повѣрить и на отдѣльныхъ случаяхъ; такъ сынъ, любящій и уважающій своихъ родителей, будетъ, какъ и должно предполагать, имѣть болѣе удачъ и болѣе счастья во всѣхъ отношеніяхъ, чѣмъ дурной сынъ.

Задолго до пророка Моисея нѣкій египетскій мудрецъ написалъ, что «сынъ, слѣдующій словамъ своего отца, достигнетъ вслѣдствіе этого глубокой старости». (Lenormant, «Hist Anc», 1, 342). Это такъ уже въ порядкѣ вещей.

Заслуженный офицеръ арміи разсказывалъ, что опытъ его долгой жизни подтвердилъ ему то же самое, о чемъ говорилъ и старый адмиралъ, замѣтившій на мичманахъ, служившихъ у него подъ начальствомъ, что изъ тѣхъ, кто писалъ домой еженедѣльно нѣжныя письма своимъ родителямъ, никто никогда не погибалъ.

Блудные сыновья навлекаютъ на себя проклятіе. «Укажите мнѣ сына, любящаго свою мать», говоритъ одинъ изъ современныхъ писателей, «и я вамъ укажу преданнаго друга, нѣжнаго супруга. Укажите мнѣ человѣка, для котораго любовь къ семьѣ не имѣетъ никакой прелести, потому что это слишкомъ низко для него, и я вамъ посовѣтую никогда не довѣрять ему того, что можетъ составить счастье другихъ». Вы помните великое благословеніе, которое произнесъ пророкъ Іеремія (Іер. ХХХѴ) надъ дѣтьми Іонадава, сына Рехавова, потому что они повиновались приказанію отца.

Но, главнымъ образомъ, обѣщаніе пятой заповѣди относится къ народамъ, и исторія подтверждаетъ его исполненіе. Краеугольнымъ камнемъ общественнаго блага считали камень семейнаго очага. Народъ, воспитывающій дурныхъ сыновей, конечно, не будетъ имѣть и хорошихъ гражданъ.

д) И если это такъ, то ослабленіе связи между родителями и дѣтьми всегда опасный и дурной признакъ. Безъ сомнѣнія, намъ необходимо быть осторожными въ этомъ отношеніи.

Еще на памяти живущихъ, что почтеніе, уваженіе и повиновеніе приказаніямъ и волѣ родителей прежде были глубже, чѣмъ теперь. Люди прошедшаго поколѣнія были бы возмущены и оскорблевы теперешнимъ грубымъ и непочтительнымъ обращеніемъ съ родителями, непристойными и малоуважительными выраженіями, въ которыхъ многіе юноши отзываются обыкновенно о своихъ родителяхъ.

Множество молодыхъ людей, недостойныхъ завязать ремень обуви своего отца, отъ котораго они во всемъ зависятъ, считаютъ какъ бы унизительнымъ употреблять прекрасное, старинное, почтительное названіе «батюшка». Это нѣжное и милое названіе замѣняется какой-либо недостойной и холодной кличкой. Во всѣхъ слояхъ общества найдутся отцы, любящіе и балующіе своихъ дѣтей, старающіеся сдѣлать ихъ счастливыми, работая для нихъ, окружая ихъ всякимъ попеченіемъ, доставляя имъ всякое удовольствіе, — дѣти же ихъ принимаютъ всю эту любовь и самоотреченіе, какъ нѣчто самое обыкновенное и должное вслѣдствіе ихъ преимуществъ, и не даютъ ничего взамѣнъ.

Юноша изъ рабочаго класса, въ шестнадцать лѣтъ зарабатывающій себѣ пропитаніе, часто возмущается, если родители обращаются къ нему съ малѣйшей просьбой, еслибы даже они были стары и нуждались.

Сынъ ремесленника, получившій такое воспитаніе, какого не было у самого его отца, стыдится послѣдняго, если онъ неправильно произноситъ слова или не знаетъ всѣхъ условій «хорошаго тона».

Дочь, вслѣдствіе своихъ ограниченныхъ и поверхностныхъ познаній, считаетъ себя госпожей, смотритъ свысока на свою мать, какъ на лицо, на которое она можетъ возложить всѣ домашнія хлопоты, сама же она занимается чтеніемъ чувствительныхъ романовъ или бренчаніемь на фортепіано.

«Новое поколѣніе», говоритъ нѣкій прекрасный проповѣдникъ, «глубоко заблуждается, считая себя всегда умнѣе старыхъ людей».

О, какъ бы намъ всегда хотѣлось убѣдить васъ всѣхъ обращать болѣе вниманія на исполненіе пятой заповѣди! Каждый изъ васъ чье-нибудь дитя; и если весь міръ справедливо возненавидитъ васъ, то всегда найдется нѣкто — вашъ отецъ или ваша мать — который, независимо отъ хорошихъ или дурныхъ отзывовъ о васъ, будетъ продолжать любить васъ.

«О, если у тебя еще есть мать», говоритъ одинъ ученый, «благодари за это Господа». Вы же, возлюбленные во Христѣ юноши, которыхъ еще оба родители живы, не огорчайте ихъ на старости лѣтъ своей неблагодарностью, такъ какъ это можетъ ихъ свести въ могилу преждевременно.

е) Многіе люди долгіе годы мучились угрызеніями совѣсти за свою неблагодарность родителямъ. Шотландскій король Іаковъ IV въ юности подымалъ оружіе противъ своего отца. Всѣ его зрѣлые годы были долгимъ горькимъ искупленіемъ этого грѣха. Въ воспоминаніе о немъ онъ носилъ подъ своей одеждой желѣзный поясъ, и къ этому поясу онъ прибавлялъ каждый годъ по новому звену въ 1 унцію для того, чтобы его раскаяніе съ каждымъ годомъ его жизни становилось все сильнѣе.

Одинъ ученый разсказывалъ своимъ друзьямъ слѣдующее. «Пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ я совершилъ преступленіе противъ сыновней обязанности, которое съ тѣхъ поръ лежало тяжело на моей душѣ. Отецъ мой былъ книгопродавцемъ и стоялъ обыкновенно на одной городской площади, гдѣ открывалъ ларь для продажи своихъ книгъ. Разъ, будучи больнымъ, онъ просилъ меня замѣнить его. Гордость помѣшала мнѣ исполнить мой долгъ, и я отказался. Въ память этого неповиновенія я пошелъ сегодня на эту площадь и, придя на рынокъ въ самое горячее время, обнажилъ себѣ голову и простоялъ такь цѣлый часъ передъ ларемъ, которымъ прежде пользовался мой отецъ, подвергаясь насмѣшкамъ проходящихъ и суровости погоды. Я стоялъ, сокрушаясь сердцемъ, и надѣюсь, что это наказаніе будетъ искупленіемъ моего единственнаго, какъ мнѣ кажется, неповиновенія отцу». Многіе ли изъ слушателей, чувствуя себя значительно хуже въ своихъ грѣхахъ, чѣмъ упомянутыя здѣсь лица, уподоблялись имъ въ своемъ раскаяніи? (См. Дух. нравств. бесѣды Фаррара).

IIІ. Христолюбивые братія! сыны православной церкви! мы всѣ блудные сыновья Бога, блудные сыновья Того небеснаго Отца, Которому Его единственный Божественный Сынъ оказывалъ на землѣ повиновеніе съ такой любовью и такимъ благоговѣніемъ! Будемъ искать помощи у Святаго Духа для исполненія Его заповѣдей. «Дѣти повинуйтесь своимъ родителямъ въ Господѣ, ибо сего требуетъ справедливость» (Ефес. VI, 1). Будемъ, бр., крѣпко помнить это великое наставленіе великаго апостола. Да покаются и исправятся всѣ, кто не былъ почтителенъ къ своимъ родителямъ!

Какъ необходимо для каждаго изъ насъ воскликнуть предъ Господомъ: «встану, пойду къ отцу моему и скажу ему: отче! я согрѣшилъ противъ неба и предъ тобою» (Лук. XV, 18). (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн).

Примѣчаніе:
[1] Это поуч. предназначается для внѣбогослужебн. собесѣдованій.

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 612-614.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0