Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч.3-ье. День тезоименитства Его Императорскаго Высочества Наслѣдника Цесаревича и Великаго Князя Георгія Александровича.

(Благочестіе — условіе благоденствія русскаго народа).

I. Нынѣ, братія, на святой Руси день высокоторжественный, день тезоименитства Наслѣдника русскаго престола, Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Георгія Александровича. Нынѣ о русскомъ Царѣ и его Наслѣдникѣ всюду возносится молитва ко Господу Богу, какъ высшее выраженіе вѣрноподданнической любви и священнаго долга. О чемъ же молится Россія? Она благодаритъ Господа за сохраненіе драгоцѣнной жизни Авгуотѣйшаго Монарха и Его Наслѣдника, она умоляетъ Господа о дарованіи Имъ всѣхъ благъ: и небесныхъ и земныхъ, особенно потребныхъ правителямъ народовъ и царствъ. Такова, конечно, молитва о самомъ себѣ и Монарха нашего, горяча Его молитва и о ввѣренномъ Ему Богомъ народѣ русскомъ, о его счастіи и благоденствіи.

II. Что же необходимо со стороны самаго народа русскаго для его благоденствія? Много можно указать требованій, но есть одно основное, — это благочестіе въ соединеніи съ православной вѣрой.

На это требованіе указываетъ и одинъ изъ древнихъ и славныхъ царей народа еврейскаго, премудрый Соломонъ. Въ благословеніи правыхъ, говоритъ онъ, возвысится градъ, усты же нечестивыхъ раскопается (Притч. II, 11), т. е. если мы видимъ домъ, или весь, или градъ, или цѣлое царство процвѣтающими, то это значитъ, что тутъ невидимо хранится святое сѣмя благочестія, и наоборотъ, если видимъ тамъ различныя бѣдствія и несчастія, то значитъ, что чье нибудь нечестіе колеблетъ основанія дома, или общества и государства.

а) Подтвержденіе этой мысли мы видимъ во всей исторіи народовъ.

аа) За оскудѣніе благочестія народовъ ихъ постигаютъ великія бѣдствія.

Въ самомъ дѣлѣ, вспомните, что было на землѣ прекраснѣе Эдема, гдѣ Самъ Богъ насадилъ рай, и что могло быть прочнѣе такой обители? Но и рай заглохъ, и мѣсто его изгладилось потому, что обитатели его сдѣлались преступниками воли Божіей.

Затѣмъ, доколѣ свѣтъ вѣры еще не совсѣмъ угасъ, доколѣ не вся еще земля покрылась мракомъ нечестія, доколѣ множеству нечестивыхъ противопоставлялось хотя нѣкоторое число избранныхъ Божіихъ, дотолѣ міръ стоялъ; но какъ скоро избранные оскудѣли, и на всей землѣ остался уже одинъ праведникъ, тогда родъ человѣческій истребленъ потопомъ.

Послѣ столь страшнаго наказанія, когда вопіющіе грѣхи открылись опять въ Содомѣ и Гоморрѣ, сѣрный дождь истребилъ землю и ея обитателей, и тамъ, гдѣ были цвѣтущіе города, образовалось Мертвое море. Не погибли бы эти нечестивые города, если бы, по увѣренію Самого Бога, въ нихъ нашлось хотя десять праведниковъ

Такъ потрясается самое основаніе міра, коль скоро между людьми нѣтъ благочестія; падаютъ царства, когда люди теряютъ вѣру и нравственность.

бб) Подвергаются гнѣву Божію частныя общества иногда за неправду одного порочнаго человѣка.

Вы помните, когда народъ еврейскій, подъ предводительствомъ Іисуса Навина, безъ труда овладѣлъ однимъ изъ самыхъ укрѣпленныхъ хананейскихъ городовъ, Іерихономъ, къ общему ужасу встрѣтилъ онъ неожиданное сопротивленіе отъ малочисленныхъ жителей Гая, такъ что долженъ былъ отступить съ потерею трехъ тысячъ отборныхъ воиновъ. Отъ огорченія военачальникъ растерзалъ ризы свои, и въ молитвѣ просилъ Господа открыть ему, отчего городъ, обреченный Имъ Самимъ на плѣненіе, остался неодолимымъ. Оказалось, что, вопреки клятвенному обязательству ничего не брать изъ военной добычи, одинъ воинъ, по имени Аханъ, при взятіи Іерихона нарушилъ такое обязательство. Когда преступникъ былъ открытъ и наказанъ смертію, тогда гнѣвъ Божій миновалъ, и городъ взятъ былъ безъ усилія.

вв) Мы знаемъ съ другой стороны, что и за благочестіе одного милосердіе Божіе проливается на тысячи. Вспомнимъ исторію Іосифа. Едва этотъ прекрасный и благочестивый юноша вступилъ въ услуженіе къ царедворцу, какъ тотъ вскорѣ же замѣтилъ, что благословилъ Господь домъ его Іосифа ради. Мало того, благословеніе Іосифа доставило спасеніе цѣлой странѣ. Видите ли, брат., если мы принимаемъ въ свой домъ слугу, и тутъ необходимо быть внимательнымъ къ тому, благословеніе, или клятву несетъ этотъ, по-видимому, незначительный членъ дома. Какимъ бы малымъ довѣріемъ ни былъ облеченъ человѣкъ порочный, онъ всегда вреденъ, и не нужно забывать, что прекрасныя деревья часто сохнутъ отъ червей.

гг) А что сказать о томъ вліяніи, какое на домашнее и общественное благополучіе или несчастіе могутъ имѣть кровные члены семейства, а равно о той отвѣтственности, какая ожидаетъ родителей и воспитателей за ихъ религіозно-нравственное развитіе и направленіе? Первосвященникъ и судія израильскій Илій за то, что легко относился къ порочному поведенію своихъ дѣтей, былъ наказанъ мгновенною смертію, а дѣти, служившія пагубнымъ примѣромъ для народа, погибли на полѣ сраженія. Равно и весь народъ во времена судей и царей весьма часто подвергался несчастіямъ за нечестіе, которое наконецъ лишило его и гражданской самостоятельности.

б) Въ чемъ ветхозавѣтный, мудрѣйшій изъ царей, Соломонъ, видѣлъ причину благоденствія или несчастія своего народа, въ томъ слѣдуетъ находить его и нынѣ.

аа) Видѣлъ ли нынѣ кто, чтобы порочный человѣкъ благоденствовалъ? Если же и говорятъ, судя по внѣшней обстановкѣ, что онъ счастливъ, то не есть ли это злая насмѣшка надъ самымъ понятіемъ о счастіи? Что почести и богатство, коль скоро потеряно доброе имя? Что за жизнь, когда душа, терзаемая упреками совѣсти, испытываетъ однѣ пытки и страданія, а конецъ жизни, — смерть въ мученіяхъ, ибо смерть грѣшниковъ — люта.

бб) Видѣлъ ли кто, чтобы и въ наше время общество, созданное на ложныхъ началахъ порочной мысли и чувства, забывшее Бога и Его святое евангеліе, устояло и блаженствовало? Не разрушается ли оно, какъ разрушается трупъ отъ прикосновенія воздуха? Не такая ли участь ожидаетъ и современные народы, жизнь которыхъ не основана на твердомъ камнѣ вѣры и благочестія. Мы видимъ сильное колебаніе подъ ними почвы, готовое разразиться страшнымъ потрясеніемъ и разрушеніемъ. Что же послѣ этого значатъ возгласы тѣхъ ложныхъ жрецовъ науки, которые проповѣдуютъ, что вѣра въ откровеніе Божественное стѣсняетъ развитіе народовъ, ихъ государственную, гражданскую, семейную и личную жизнь, и силятся авторитетъ вѣры замѣниіь авторитетомъ ограниченнаго, заблуждающагося человѣческаго разума? Однимъ ослѣпленіемъ, глубокою нравственною порчею, непомѣрною гордостію, не признающею самыхъ убѣдительныхъ уроковъ исторіи, можно объяснить такую попытку. Пусть эти губители человѣческой жизни послушаютъ, что говорилъ одинъ изъ образованнѣйшихъ мужей своего времени, св. Климентъ римскій, который прекрасно выразилъ состояніе духа человѣческаго, ищущаго просвѣщенія, счастія и благоденствія одними собственными усиліями. «Отъ ранней юности, говоритъ онъ, приходилъ я въ недоумѣвіе: буду ли я чѣмъ-либо по смерти? Неужели тогда ничто уже не напомнитъ обо мнѣ, и безконечное время все приведетъ къ забвенію? Когда сотворенъ этотъ міръ, что будетъ по окончаніи міра? Мертвая ли тишина, или будетъ нѣчто, о чемъ теперь невозможно и помыслить. Въ отвѣтъ на такія и подобныя мысли я ничего не узналъ, хотя постоянно объ этомъ думалъ. Я обратился къ школамъ философскимъ, чтобы найти въ нихъ надежное познаніе, но не нашелъ тамъ ничего, кромѣ построенія и ниспровержевія ученій различныхъ мыслителей, не обрѣлъ ничего болѣе для себя, кромѣ головокруженія, и вздохнулъ изъ глубины души. Я не нашелъ ничего вѣрнаго, я не имѣлъ даже твердаго понятія о томъ, что такое добро и богопочтеніе, я не зналъ, смертенъ ли мой духъ, или безсмертенъ, я не зналъ, гдѣ найти твердое ученіе, на какой мысли успокоиться. И успокоился, и нашелъ разрѣшеніе всѣмъ своимъ сомнѣніямъ только тогда, когда увѣровалъ во Христа Спасителя и въ Его святое откровеніе». Гдѣ же и въ чемъ откровеніе стѣсняетъ разумъ, стѣсняетъ развитіе человѣческой жизни? Нѣтъ, Божественное откровеніе, возвѣщенное чрезъ пророковъ, и наконецъ принесенное міру Сыномъ Божіимъ, есть одна вѣчная истина, а гдѣ истина, тамъ свобода, гдѣ вѣра въ Божественное откровеніе, и жизнь по вѣрѣ, тамъ счастіе и благоденствіе частное, общественное и государственное.

III. Храни же, народъ русскій, крѣпко твое православіе, и подъ державнымъ скипетромъ твоего православнаго царя совершай твой жизненный путь. Не омрачай твоей славной исторіи измѣною вѣрѣ твоихъ славныхъ предковъ, не разрушай твоего благоденствія, не причиняй тяжкой боли сердцу твоего дорогого Царя. Твое привѣтствіе съ высокоторжественнымъ днемъ тезоименитства Его Наслѣдника будетъ отрадно Августѣйшему Монарху только тогда, когда Онъ увидитъ, что въ основу твоей жизни и дѣятельности личной, семейной, общественной и государственной, ты полагаешь вѣру и благочестіе.

Господи! спаси народъ русскій отъ ложныхъ и гибельныхъ путей, возрадуй сердце Царя, которому Ты Самъ вручилъ царство русское, храни драгоценнѣйшую для насъ жизнь Его, и продли ее на многіе и многіе годы. (Сост. по «Словамъ, поученіямъ и рѣчамъ» прот. П. Мазанова, законоучителя Полтавскаго Института благородныхъ дѣвицъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 609-612.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0