Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 2-е. Святитель Иннокентій иркутскій.

(Побужденія для христіанина къ терпѣнію скорбей).

I. О жизни нынѣ прославляемаго святителя Иннокентія иркутскаго къ сожалѣнію сохранилось весьма немного подробностей. Онъ былъ современникомъ святыхъ Димитрія ростовскаго и Митрофана воронежскаго, родился въ Малороссіи и получилъ образованіе въ кіевскомъ братскомъ училищѣ. Тамъ же онъ постригся въ иноки въ печерскомъ монастырѣ, послѣ чего былъ призванъ въ Москву, гдѣ его ученость и добродѣтели обратили на него вниманіе митрополита Стефана Яворскаго, который поручилъ ему преподаваніе философіи въ духовной академіи. Затѣмъ онъ былъ посвященъ въ епископа переяславскаго; но вскорѣ новая дѣятельность открылась ему.

При Петрѣ Великомъ христіанская вѣра быстро распространилась въ Сибири; и императоръ Петръ, желая усилить дѣятельность китайской миссіи, хотѣлъ, чтобы былъ русскій епископъ въ Пекинѣ. Для этого епископъ Иннокентій былъ назначенъ и отправился въ путь; но переговоры съ китайскимъ богдыханомъ, т. е. императоромъ, не привели къ соглашенію; онъ отказался принять въ Пекинѣ епископа. Пока велись эти переговоры, въ продолженіе нѣсколькихъ лѣтъ, Иннокентій пребывалъ то въ Иркутскѣ, то въ Селенгинскѣ, и дѣятельно занимался просвѣщеніемъ язычниковъ: бурятъ и тунгусовъ. Чрезъ нѣсколько лѣтъ, уже при императрицѣ Екатеринѣ, онъ былъ наименованъ епископомъ иркутскимъ. Живя въ Воскресенской обители, онъ съ горячею ревностію трудился для блага общаго, проповѣдывалъ слово, основалъ училище, въ которомъ новообращенные учились закону Божію и русскому языку.

Много трудовъ подъялъ святитель, много было ему огорченій, много онъ вынесъ скорбей, и великое достоподражаемое явилъ въ нихъ терпѣніе; въ акаѳистѣ, сочиненномъ въ Иркутскѣ, славится его достохвальное терпѣніе среди горькихъ испытаній, которымъ онъ подвергался, частію отъ начальника миссіи, частію отъ невѣрующихъ. «Витійство человѣческое не возможетъ изрещи всѣхъ скорбей, лишеній, униженій, болѣзней и страданій, ради спасенія паствы твоей подъятыхъ; но мы, терпѣнію твоему дивящеся и любовію побѣждаемы, съ благодарственнымъ чувствомъ вопіемъ: радуйся, воине Христовъ непобѣдимый; радуйся, яко ярость неблагомыслящихъ потерпѣлъ еси, гнѣвающихся неправедно; радуйся, угнетенныхъ и страждущихъ рабовъ скорое заступленіе; радуйся, яко кореніе и терніе невѣрія трудолюбно посѣкалъ еси!»

Послѣ четырехъ лѣтъ апостольскихъ трудовъ святитель почилъ мирно, въ 1731-мъ году.

Черезъ тридцать лѣтъ послѣ его кончины, по случаю работъ, производившихся въ церкви, гдѣ покоился святитель, гробъ его былъ открытъ; онъ былъ цѣлъ, и святыя мощи его были обрѣтены нетлѣнными. Жители Иркутска сохранили благодарную память о святомъ мужѣ, который столько трудился для ихъ блага; многіе приходили молиться къ его гробницѣ. Чудесныя исцѣленія и явленія засвидѣтельствовали о новомъ угодникѣ Божіемъ; въ 1805-мъ году мощи иркутскаго святителя были торжественно открыты, и было положено совершать его память 26-го ноября, въ день его преставленія.

«Восхвалимъ новаго апостола Христова», восклицаетъ святая церковь, «и грядущаго со евангеліемъ въ землю языковъ чуждихъ, облагоухавшаго вѣрою послѣдніе концы Россіи, процвѣтившаго яко кринъ на востокѣ царство сибирское, на языки, не напоенные струями благодати, одождившаго глаголы премудрости небесныя». (См. Избр. житія святыхъ, Бахметьевой, м. ноябрь).

II. Въ день святителя Иннокентія иркутскаго, прославляемаго за особенное свое терпѣніе, которое онъ проявилъ въ благовѣстническихъ своихъ трудахъ, на мѣстѣ своего служенія, побесѣдуемъ, братіе, о терпѣніи, которое необходимо и для всякаго истиннаго христіанина, въ какомъ бы званіи и состояніи онъ ни былъ.

Слово Божіе, указывая на примѣръ I. Христа, научаетъ насъ, что христіанину непремѣнно нужно терпѣть много скорбей въ жизни.

Въ евангеліи читается: се восходимъ въ Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ архіереемъ и книжникомъ; и осудятъ Его на смерть, и предадятъ Его языкомъ. И поругаются Ему, и уязвятъ Его, и оплюютъ, и убіютъ Его. (Марк. 10, 33). Чему поучаютъ насъ, бр., эти слова Господа? Тому, что какъ Сынъ Божій путемъ креста и страданій вошелъ во славу Отца Своего, такъ и мы непремѣнно тѣмъ же путемъ должны итти въ царство небесное. Въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33), учитъ Господь. Вси хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ гоними будутъ (2 Тим. 3, 12), говоритъ св. апостолъ Павелъ. Но, конечно, вы согласитесь, что для того, чтобы путь скорбный имѣлъ цѣну въ очахъ Божіихъ, необходимо, чтобы онъ пройденъ былъ съ терпѣніемъ. А гдѣ мы возьмемъ терпѣніе?..

а) Во-первыхъ, въ примѣрѣ Самого Господа Іисуса Христа. Родился Онъ въ убогомъ вертепѣ и положенъ былъ въ убогихъ ясляхъ. Тотчасъ послѣ рожденія искали убить Его, и Онъ долженъ былъ бѣжать въ чужую, далекую страну. Всю жизнь Свою Онъ не имѣлъ гдѣ приклонить главы. За неисчислимыя благодѣянія платили Ему однимъ зломъ. Насмѣхались надъ Нимъ, поносили, злословили, били, плевали въ лицо и наконецъ распяли на Голгоѳѣ между злодѣями. Будемъ чаще представлять Его, насъ ради обнищавшаго, принявшаго зракъ раба, отягченнаго клеветами, проникнутаго скорбію за грѣхи наши до глубины души, покрытаго ранами, удрученнаго поруганіями, распятаго, всѣми оставленнаго, и все это принявшаго за наши грѣхи, и — тогда, увидя всю ничтожность своихъ скорбей въ сравненіи съ скорбями Спасителя, мы меньше будемъ унывать и ослабѣвать въ нихъ, намъ легкимъ покажется предлежащій подвигъ спасенія.

б) Второй урокъ терпѣнія мы можемъ взять отъ святыхъ угодниковъ. Иніи изъ нихъ, говоритъ апостолъ Павелъ, избіени быша, не пріемша избавленія. Друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею. Каменіемъ побіена быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша. Проидоша въ милотехъ и козіихъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бѣ достоинъ весь міръ. Въ пустынехъ скитающеся и въ горахъ, и вертепахъ, и пропастехъ земныхъ. (Евр. 2, 35—38). И все это они переносили съ радостью. Радуюся во страданіяхъ моихъ, писалъ тотъ же апостолъ. (Кол. 1, 24). Они, сказано объ апостолахъ, послѣ того, какъ ихъ били въ синедріонѣ, «идяху, радующеся отъ лица собора, яко за имя Господа Іисуса сподобишася безчестіе пріяти» (Дѣян. 5, 41). Опять, сравнивая свои скорби со скорбями святыхъ, мы не можемъ не увидѣть, что наши тернія суть розы въ сравненіи съ ихъ страданіями. А чрезъ это исчезнетъ наше малодушіе, умолкнетъ ропотъ, и въ насъ родится духъ мужества и терпѣнія.

в) Третье побужденіе къ терпѣнію мы можемъ получить изъ размышленія о пользѣ терпѣнія для нашей души. Область терпѣнія велика, — она захватываетъ всю жизнь человѣка. Въ особенности въ часто постигающихъ всѣхъ и каждаго болѣзняхъ человѣкъ можетъ ощутительно замѣтить пользу терпѣнія. Болѣзни съ терпѣніемъ переносимыя пріучаютъ насъ къ преданности промыслу Божію, отучаютъ насъ отъ излишняго и вреднаго пристрастія къ землѣ и плоти, укрощаютъ страсти, служатъ средствомъ къ угашенію праведнаго на насъ движимаго гнѣва Божія за наши беззаконія и т. д. Святые такъ и смотрѣли на болѣзни.

Былъ одинъ мужъ, который часто страдалъ отъ разныхъ недуговъ. Случилось, что въ одинъ годъ его не постигла никакая болѣзнь. Благочестивый человѣкъ началъ плакать и скорбѣть, говоря: «оставилъ меня Господь н не восхотѣлъ въ нынѣшній годъ посѣтить меня»!

Другой, равный ему въ терпѣніи, во время тяжкой болѣзни, отказался отъ предложеннаго ему братомъ въ утѣшеніе яства, сказавъ: «повѣрь, братъ, тридцать лѣтъ желалъ бы я провесть въ этой болѣзни».

Думаемъ, что эти люди не переносили бы такъ благодушно страданій, если бы не надѣялись за терпѣніе ихъ получить отъ Господа болѣе воздаяній, чѣмъ за другія добрыя дѣла. (См. Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отцовъ).

Здѣсь нельзя не привести слѣдующаго мудраго наставленія одного нашего пастыря, показывающаго всю пользу терпѣливаго перенесенія болѣзней.. «Когда страдаетъ отъ болѣзней плоть твоя, помни, что страдаетъ первый врагъ твоего спасенія, который болѣзнію обезсиливается, и терпи великодушно болѣзнь свою во имя Гопода Іисуса Христа, насъ ради претерпѣвшаго крестъ и смерть; еще помни, что всѣ наши болѣзни суть наказаніе Божіе за грѣхи; онѣ очищаютъ, примиряютъ насъ съ Богомъ и вводятъ снова въ любовь Его. Помни, что въ болѣзни Господь съ тобою: съ нимъ есмь въ скорби (Пс. 90, 15), что она произошла отъ мановенія Владыки, отечески наказующаго насъ. Вѣруя — во время благополучное, смотри, не отпадай во время напасти, но, какъ мученикъ, будь постояненъ въ вѣрѣ, надеждѣ и любви». (См. кн. «Моя жизнь во Христѣ», прот. кронштадтскаго Іоанна Сергіева, т. II, изд. 1. 1892 г., стр. 69).

г) Наконецъ, четвертое ободреніе къ терпѣнію мы можемъ найти въ мысли, что всѣ скорби вѣка сего временны, что онѣ замѣнятся радостями нескончаемыми, и что будетъ время, когда Господь навсегда отретъ слезы нашихъ очей (Апок. 7. 17). Св. Андрей Христа ради юродивый видѣлъ себя въ чертогахъ царскихъ передъ царемъ. Царь далъ ему вкусить сначала нѣчто весьма горькое, и сказалъ: «таковъ скорбный путь служащихъ Мнѣ въ настоящей жизни!» Потомъ подалъ другую снѣдь слаще манны, сказавъ: «такова пища моимъ служителямъ, претерпѣвшимъ все до конца».

III. Будемъ же, бр., помнить, что если съ терпѣніемъ все перенесемъ здѣсь ради Бога, то вмалѣ наказани бывше, великими облагодѣтельствовани будемъ; и что если со Христомъ постраждемь въ настоящей жизни, то съ Нимъ и прославимся въ будущей. Аминь, аминь, глаголю вамъ, говоритъ Онъ, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а міръ возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша въ радость будетъ (Іоан. 16, 20). Претерпѣвый до конца той спасенъ будетъ. Въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша, братіе — христіане! (Іоан. 16, 22). Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 607-609.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0