Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать шестой день.

Поуч. 1-ое. Препод. Алипій столпникъ.

(Уроки изъ его жизни: а) нѣтъ разумнаго основанія бояться такъ называемыхъ «нечистыхъ мѣстъ» и б) кладбище — весьма назидательный учитель для христіанъ).

I. Пр. Алипій, память коего совершается нынѣ, проводилъ свою святую уединенную жизнь на одномъ изъ древнихъ языческихъ кладбищъ. Это мѣсто было для всѣхъ страшно; никто не жилъ по сосѣдству съ этимъ кладбищемъ. Алипій зналъ, что всѣ избѣгаютъ этой пустыни — и поселился въ ней. Онъ избралъ себѣ для жилья одинъ гробъ, надъ которымъ возвышался каменный столбъ съ идоломъ. Но святый идола сбросилъ, а на мѣсто его утвердилъ крестъ и не боялся никакихъ ужасовъ. Чрезъ нѣсколько времени онъ устроилъ здѣсь и церковь.

II. Двѣ душеспасительныя истины предлагаетъ намъ жизнь препод. Алипія.

а) Первая та, что всякое мѣсто освящается богоугодною жизнію и посему не должно бояться такъ называемыхъ «нечистыхъ мѣстъ», противъ которыхъ у христіанина есть всесильное оружіе — крестъ Христовъ. У нашего простого народа есть вѣра въ такъ называемыя нечистыя мѣста, съ которыми онъ связываетъ разные страхи и ужасы.

Иногда даже новопостроенный домъ оказывается на недобромъ мѣстѣ и его стараются перенести на другое. Кто твердо вѣруетъ въ Бога, надѣется на Него и, когда нападаетъ страхъ, не забываетъ осѣнить себя крестомъ, того Богъ сохранитъ во всякомъ мѣстѣ и благополучно устроитъ жизнь его. Вотъ нѣсколько примѣровъ силы крестнаго знаменія, которое не только разгоняетъ мнимые страхи и вселяетъ въ душу христіанина миръ и спокойствіе, но и способно прогонять діавола, виновника всякаго зла.

Юліанъ отступникъ рѣшился нѣкогда «въ одной изъ недоступныхъ для народа страшныхъ пещеръ, совѣщаться съ подземными демонами о будущемъ». Но вдругъ «храбреца объемлетъ ужасъ; съ каждымъ шагомъ ему становится страшнѣе... Пораженный нечаянностію, какъ неопытный въ такомъ дѣлѣ, онъ прибѣгаетъ ко кресту, сему древнему пособію, и знаменуется имъ противъ ужасовъ. Знаменіе подѣйствовало: демоны побѣждены, страхи разсѣялись. Но отступникъ порывается итти далѣе: и опять тѣ же ужасы. Онъ еще разъ крестится — и демоны утихаютъ» («св. Григ. наз. или Богослова, слово 1, обличит. на царя Юліана»).

Преп. Антоній В. неоднократно крестнымъ знаменіемъ отгонялъ отъ себя духовъ злобы и всегда говорилъ имъ: «если вамъ дана отъ Господа такая власть, то вотъ я: поглотите меня. А если нѣтъ, то къ чему напрасно трудитесь? Вѣдь вамъ не устоять предъ силою крестнаго знаменія!» («Ч.-М.»1 янв. 17 дня).

Св. Симеону столпнику діаволъ подалъ однажды огненную колесницу съ огненными конями, какъ бы для взятія его на небо; но лишь только сей угодникъ Божій оградилъ себя крестнымъ знаменіемъ, какъ исчезли и кони, и колесница («Чет.-Мин.» 1-го сент.).

б) Другой урокъ, который мы извлекаемъ изъ жизни препод. Алипія, тотъ, что кладбище весьма назидательный учитель нашъ. Нѣтъ сомнѣній, что препод. Алипій для того именно и избралъ кладбище мѣстомъ своихъ подвиговъ, чтобы оно постоянно напоминало ему о суетности и кратковременности земной жизни человѣка, о смерти, тлѣніи и страшномъ судѣ Божіемъ. Поминай послѣдняя твоя — и во вѣки не согрѣшиши — вотъ что напоминало препод. Алипію кладбище.

Бросимъ и мы взоръ на христіанское кладбище, дабы чрезъ размышленіе о немъ и намъ извлечь духовную пользу.

На кладбищахъ погребаются люди всякаго рода. Тутъ похоронены христіане всякаго возраста, всякаго состоянія и пола: погребены юноши и дѣвицы, младенцы и старцы, мужчины и женщины, богатые и бѣдные, знатные и незнатные, добрые и злые.

Что теперь остается отъ всѣхъ этихъ покойниковъ? Ежели раскроемъ могилы, то тотчасъ отвратимъ взоръ, потому что увидимъ истлѣвающіе, или уже истлѣвшіе трупы, исчезнувшія, или страшно обезображенныя лица, съѣдаемое или съѣденное червями тѣло, голыя или разрушающіяся кости, нѣкоторые лоскутья сгнивающаго платья и остатки гробовъ. Въ могилахъ уже не найдемъ красоты, которая прежде такъ много и такъ многихъ занимала и привлекала къ себѣ. Въ могилахъ нѣтъ богатства, къ которому многіе изъ погребенныхъ были сердечно привязаны. Вообще въ могилахъ нѣтъ ничего, чѣмъ нѣкоторые люди, живя на землѣ, такъ много занимаются: нѣтъ земныхъ почестей, нѣтъ земной славы, нѣтъ любимой перемѣны платья, нѣтъ пріятныхъ сборищъ, яствъ, питій, забавъ и увеселеній. Погребенные должны были оставить и оставили все земное. Теперь остается у нихъ только душа, а съ душею ихъ дѣла, за которыя они должны получить, а частію уже и получаютъ, праведное воздаяніе отъ Господа Бога.

Скоро и всякій изъ насъ пойдетъ на то или другое кладбище, подобно нашимъ предшественникамъ. Скоро и насъ постигнетъ смертная болѣзнь, и насъ вынесутъ изъ нашего дома въ гробѣ, отпоютъ и зароютъ въ могилу. Скоро и наши тѣла будутъ съѣдены червями, а наши души будутъ судимы на общемъ страшномъ судѣ, и вмѣстѣ съ воскресшими тѣлами пойдутъ или въ вѣчное блаженство, или въ вѣчную муку. Многіе изъ лежащихъ на этомъ кладбищѣ умерли очень рано, не смотря на то, что были, по-видимому, крѣпки и здоровы, умерли въ такія лѣта, въ которыя отнюдь не думали умереть. Такъ и нѣкоторые изъ насъ умрутъ гораздо скорѣе, нежели думаютъ, — умрутъ, не смотря на то, что теперь, по-видимому, очень крѣпки и здоровы. Для нѣкоторыхъ изъ насъ насталъ уже послѣдній годъ, для иныхъ, можетъ быть, послѣдній мѣсяцъ, или даже послѣдняя недѣля, или послѣдній день. А чрезъ пятьдесятъ, шестьдесятъ или семьдесятъ лѣтъ ни одного изъ насъ не останется въ живыхъ, а всѣ здѣсь или въ другомъ мѣстѣ будутъ лежать въ землѣ.

Это истинно такъ! Но если это истинно такъ, то не всякому ли изъ насъ должно всевозможно стараться о пріобрѣтеніи вѣчнаго спасенія, вѣчныхъ благъ? Такъ какъ мы должны будемъ оставить все земное, то для чего намъ такъ усильно домогаться земного, чего бы то ни было? Такъ какъ наше тѣло будетъ съѣдено червями, то какъ могутъ нѣкоторые изъ насъ гордиться своею красотою? И для чего они такъ заботливо утучняютъ свое тѣло? Ежели, по воскресеніи тѣла, всѣ мы должны будемъ стать на общій страшный судъ, и, смотря по тому, сообразно ли мы живемъ съ Христовымъ ученіемъ или несообразно, итти либо въ вѣчное блаженство, либо въ вѣчныя муки: то какъ нѣкоторые изъ насъ не только не стараются жить по ученію Христову, но и не думаютъ о томъ? Плоть и міръ, конечно, весьма привлекательны; но то, чѣмъ они впослѣдствіи награждаютъ преданныхъ себѣ — невыразимо ужасно. Какъ они, всѣ міролюбцы и плотоугодники, могутъ быть такъ крайне жестоки къ самимъ себѣ!

III. Возлюбл. во Христѣ братіе! Будемъ, сколько возможно, чаще обращать вниманіе на кладбище и учиться святой жизни, дабы потомъ получить вѣчно блаженную жизнь на небесахъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 605-607.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0