Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать пятый день.

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Петръ, архіепископъ александрійскій.

(Уроки изъ его жизни: а) послушаніе велѣніямъ предержащей власти и б) необходимость жертвовать своею личною безопасностью ради общаго блага).

I. Священномучен. Петръ, память коего совершается нынѣ, будучи архіепископомъ александрійскимъ, во дни жестокаго гоненія Діоклитіанова, съ полнымъ самоотверженіемъ охранялъ стадо свое, укрѣплялъ его на подвигъ мученическій и смѣлою проповѣдію своею о Христѣ не могъ не обратить на себя вниманія языческаго правительства. Царь Максиминъ, жившій въ то время въ Никомидіи, приказалъ воеводѣ александрійскому взять св. Петра и связаннаго привести къ нему. При исполненіи этого повелѣнія воевода встрѣтилъ сильное препятствіе въ народѣ, который возмутился и не хотѣлъ разстаться съ своимъ пастыремъ. День и ночь преданные ему христіане оставались при домѣ, гдѣ содержался святитель до времени новаго приказанія царя. Услышавъ о возмущеніи народномъ, царь немедленно велѣлъ умертвить св. Петра и всѣхъ сопротивляющихся царскому указу. Не смотря на то народъ, въ множествѣ стекшійся къ мѣсту заключенія святителя, обнаружилъ рѣшительное намѣреніе не выдавать своего пастыря врагамъ. Видя такую рѣшимость въ народѣ и желая отстранить ужасное кровопролитіе, могущее произойти вслѣдствіе мятежа, св. Петръ неоднократно увѣщевалъ народъ, чтобы отдали его въ руки законнаго правительства. Все было напрасно, народъ кричалъ: «пусть насъ напередъ всѣхъ перебьютъ, но мы не отступимъ отъ пастыря нашего». Святитель Христовъ, принявъ твердое намѣреніе лучше одному пострадать, чтобы отвратить общественное бѣдствіе и гибель многихъ, посылаетъ одного изъ приближенныхъ слугъ своихъ къ воеводѣ съ предложеніемъ, чтобы онъ, если хочетъ исполнить царскую волю, то пришелъ бы ночью и, подкопавшись съ задней стороны подъ стѣну темницы, взялъ бы его и поступилъ съ нимъ, какъ будетъ угодно. Воевода такъ дѣйствительно и исполнилъ. Такимъ образомъ святитель Христовъ Петръ, пострадавъ за вѣру Христову какъ истинный и вѣрный послѣдователь Христовъ, вмѣстѣ съ тѣмъ исполнилъ долгъ самоотверженія, какъ гражданинъ, членъ общества, ради сохраненія общественной тишины.

II. Это поведеніе святителя указываетъ намъ, братіе, на двѣ добродѣтели, обязательныя для всѣхъ христіанъ.

а) Во-первыхъ, мы обязаны повиноваться властямъ.

аа) Этого требуетъ слово Божіе. Св. ап. Петръ такъ научаетъ христіанъ этой добродѣтели: «будьте покорны всякому человѣческому начальству, для Господа: царю ли, какъ верховной власти, правителямъ ли, какъ отъ него посылаемымъ, для наказанія преступниковъ и для поощренія дѣлающихъ добро. Ибо такова есть воля Божія, чтобы мы, дѣлая добро, заграждали уста невѣжеству безумныхъ людей. Какъ свободные, не какъ употребляющіе свободу для прикрытія зла, но какъ рабы Божіи. Всѣхъ почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 посл. Петр. 2, 13—17).

«Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ, учитъ другой первоверховный апостолъ, ибо нѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію. А противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе». (Рим. 13, 1—3).

Безъ сомнѣнія святитель Петръ строго слѣдовалъ этимъ апостольскимъ наставленіямъ, почему ни на минуту не поколебался въ своемъ повиновеніи властямъ, видя въ нихъ орудія Божественнаго міроуправленія.

бб) Подобнымъ же образомъ учатъ и св. отцы церкви о нашемъ долгѣ повиноваться властямъ. Такъ св. Григорій Богословъ учитъ: «между нашими законами есть одинъ законъ — законъ похвальный и прекрасно поставленный Духомъ, Который далъ Свои законы, сличивъ возможное и наилучшее. По сему закону какъ рабы должны быть послушны господамъ (Еф. 6, 5), жены — мужьямъ, церковь — Господу, ученики — пастырямъ и учителямъ; такъ и всѣ, обязанные давать дань, — повиноваться всѣмъ властямъ предержащимъ не токмо за гнѣвъ, но и за совѣсть (Рим. 13, 5, 6), и не дѣлать закона ненавистнымъ, дѣлая зло, не доводить себя до меча, но, очищаясь страхомъ, заслуживать похвалу отъ власти. Одно и тоже правило, но оно щадитъ прямое и отсѣкаетъ лишнее. Одно солнце, но оно свѣтитъ здоровому зрѣнію, а омрачаетъ слабое». («Твор. св. Григорія Богосл.», изд. 3, ч. 11, стр. 77).

б) Во-вторыхъ, поведеніе святителя Петра александрійскаго, добровольно отдавшагося исполнителю царской воли, дабы предотвратить всеобщее кровопролитіе, научаетъ всѣхъ членовъ общества жертвовать своею личною безопасностію ради общаго блага.

аа) На это есть прямая заповѣдь Божія: «любовь познали мы въ томъ, что Онъ положилъ за насъ душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьевъ» (I Іоан. III, 16), говоритъ св. Іоаннъ Богословъ, возлюбленный ученикъ Господа нашего І. Христа.

Только тогда мы будемъ истинными христіанами и только тогда Господь признаетъ въ насъ Своихъ истинныхъ учениковъ.

бб) Тому же учитъ и здравый смыслъ. Ничто такъ не вредитъ благополучію общественному, какъ своекорыстіе и стремленіе къ достиженію личныхъ выгодъ и удобствъ, съ пренебреженіемъ объ общей пользѣ. Миръ, тишина и соединенное съ симъ благосостояніе общества только тѣмъ и поддерживаются, когда члены общества «не ищутъ своихъ си, но еже ближняго кійждо" (1 Кор. 10, 24), уступаютъ требованіямъ общественнаго порядка и подчиняютъ свои личныя желанія закону, дѣйствующему въ обществѣ. Не говоря уже объ исключительныхъ случаяхъ самопожертвованія на пользу общества, напримѣръ въ званіи воинскомъ, когда всякій членъ общества на призывъ государя и отечества къ защитѣ отъ враговъ и внѣшнихъ и внутреннихъ долженъ отзываться съ полною готовностію и безотвѣтностію, много случаевъ самопожертвованія, уступчивости, миролюбія представляется намъ и въ обыденной жизни, когда только соблюденіемъ этихъ свойствъ въ взаимныхъ отношеніяхъ можно устроить крайне необходимый миръ и счастіе въ быту семейномъ и общественномъ. Напротивъ, много зла и несчастія происходитъ между людьми на каждомъ шагу отъ своекорыстія, неуступчивости, неспособности къ самопожертвованію. «Откуда въ васъ вражды и распри? не отсюда ли, отъ вожделѣній вашихъ, воюющихъ въ членахъ вашихъ» (Іак. 4, 1)?

III. Итакъ, если желаете тихаго и безмолвнаго житія, старайтесь подавлять свои своекорыстныя желанія, Бога бойтесь, царя чтите и повинуйтесь всякой власти, отъ Бога установленной для нашего же блага. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ заимствованіемъ нѣкоторыхъ мыслей изъ № 45 «Моск. Е. В.» за 1879 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 600-602.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0