Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 36.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 4-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Уроки изъ ея жизни: а) молитва къ Царицѣ небесной о нашей вѣрности І. Христу; б) необходимость самоотверженія христіанина; в) путь въ рай есть путь скорбный и другого пути въ него нѣтъ).

I. Нынѣ ублажаемая св. великомученица Екатерина была дѣвица царскаго рода, изъ города Александріи, дочь царя Консты. Отецъ ея былъ язычникъ, а мать — тайная христіанка. Ея поразительная красота, блестящее образованіе, богатство и знатность рода, сдѣлали ее предметомъ общаго вниманія, и молодые люди спѣшили къ ней съ предложеніемъ брачнаго союза, но Екатерина, не смотря на всѣ доводы родныхъ, отвергла бракъ. Мать, послѣ долгихъ убѣжденій, рѣшилась отправиться съ нею къ своему духовному отцу, надѣясь, что онъ уговоритъ ее подчиниться совѣтамъ матери, но старецъ, пораженный разумными отвѣтами дѣвицы - язычницы, одобрилъ ея намѣренія и долго бесѣдовалъ съ нею о Богѣ истинномъ и о спасеніи грѣшнаго міра кровію Богочеловѣка. Прощаясь, онъ вручилъ ей икону Пресвятой Богородицы съ Предвѣчнымъ Младенцемъ, и при этомъ сказалъ: «возьми эту священную икону и горячо молись предъ ней. Это изображеніе Матери Того Божественнаго Младенца, о Которомъ я тебѣ говорилъ, зовутъ Ее Дѣвою Маріей. Если ты помолишься Ей съ вѣрою, то я увѣренъ, что Она исполнитъ желаніе твое, и ты увидишь лице Сына Ея». Екатерина всю ночь, вся въ слезахъ, молилась, наконецъ изнемогла и заснула. И видитъ она во снѣ Царицу небесную, держащую Предвѣчнаго Младенца, Который отвращаетъ лицо Свое отъ нея, какъ недостойной смотрѣть на него, и слышитъ повелѣніе итти къ тому старцу, отъ котораго получила икону. Съ радостію она поспѣшила къ своему наставнику; онъ раскрылъ ей истины евангельскаго ученія и, видя ея пламенную вѣру, крестилъ. Послѣ принятія крещенія, св. Екатерина еще усерднѣе молилась предъ священнымъ изображеніемъ, и вторично удостоилась видѣть во снѣ Божію Матерь и Предвѣчнаго Сына Ея, съ любовію теперь на нее смотрѣвшаго и вручившаго благоговѣйной молитвенницѣ чудный перстень, который остался на ея рукѣ и послѣ пробужденія. Съ этой минуты она всѣ силы своей души посвятила самоотверженной христіанской жизни.

Между тѣмъ въ Александрію прибылъ гонитель христіанъ, императоръ Максиминъ, и звалъ весь народъ на языческій праздникъ для участія въ языческихъ жертвоприношеніяхъ. Явилась и Екатерина. Подойдя къ царю, она сказала ему: «стыдно тебѣ, царь, молиться бездушнымъ богамъ; не будь виновникомъ погибели такого множества людей; познай единаго истиннаго Бога, безначальнаго и безконечнаго, Имъ же и цари царствуютъ и міръ стоитъ». Царь не нашелся, что отвѣчать, и велѣлъ явиться ей во дворецъ. Во дворцѣ онъ спросилъ ее: кто она, чья дочь и какое ея ученіе? — «Я, отвѣчала Екатерина, дочь царя Консты. Изучая мудрость земную, я познала слабость и заблужденія ума человѣческаго и, наученная однимъ старцемъ мудрости небесной, сдѣлалась невѣстою Христа, Который еще чрезъ пророковъ Своихъ сказалъ: погублю премудрость премудрыхъ и разумь разумныхъ отвергну. Познай и ты Бога истиннаго, и оставь безсмысленное поклоненіе гнуснымъ кумирамъ». — Не говори оскорбительно о богахъ, сказалъ разгнѣванный царь, и, боясь обнаружить полное свое безсиліе, призвалъ пятьдесятъ языческихъ философовъ состязаться съ св. Екатериною о вѣрѣ. Долго длился споръ, и святая привела ихъ къ сознанію своихъ заблужденій: всѣ они признали ученіе христіанское истиннымъ, увѣровали во І. Христа и приняли смерть мучениковъ. Тогда твердую исповѣдницу заключили въ темницу и морили голодомъ. Августа, жена царя, въ сопровожденіи военачальника Порфирія и нѣсколькихъ воиновъ, посѣтила св. Екатерину въ темницѣ. Пораженная величіемъ лица святой и ея вдохновенною рѣчью, она возвратилась домой съ рѣшимостію быть христіанкою. Страданія въ темницѣ не поколебали твердую вѣру святой. Тогда царь велѣлъ ее всенародно колесовать; но орудіе разлетѣлось на части. Народъ, видя чудо, кричалъ: «великъ Богъ христіанскій!» Царица вышла изъ дворца и, порицая своего супруга за его жестокость и слѣпоту душевную, объявила себя христіанкою и, осужденная на смерть, съ радостію пошла на казнь. Военачальникъ Порфирій похоронилъ тѣло царицы, и затѣмъ и самъ съ воинами былъ казненъ за вѣру во Христа. Не помня себя отъ гнѣва, царь приказалъ привести св. Екатерину въ судилище. «Много ты мнѣ причинила горя, сказалъ ей царь; ты лишила меня жены и самаго мужественнаго военачальника, и мнѣ слѣдовало бы умертвить тебя, но поклонись моимъ богамъ и я раздѣлю съ тобою мое царство». — «Царство мое на небѣ, царство вѣчное, блаженное, отвѣчала исповѣдница, и всѣ предложенія твои, какъ недостойныя истинной христіанки, я отвергаю, напрасно ты убѣждаешь меня». Тогда гнѣвный царь произвесъ смертный приговоръ. Толпа, провожавшая св. Екатерину къ мѣсту казни, рыдала. «Не плачьте обо мнѣ, говорила святая; это минуты моего торжества; скоро я увижу Божественнаго моего Жениха Христа; плачьте лучше о себѣ, о своемъ горькомъ заблужденіи». Прійдя на мѣсто казни, св. Екатерина такъ молилась: «Господи, благодарю Тебя, что Ты укрѣпилъ мой духъ. Простри ко мнѣ пречистыя руки Твои и пріими душу мою; прости всѣ согрѣшенія мои, и да омоетъ ихъ кровь, которую я проливаю за Тебя». Окончивъ молитву, она преклонила подъ мечъ свою священную главу. Мощи ея чудно перенесены были на Синайскую гору.

II. Таково величіе духа человѣческаго, просвѣщеннаго свѣтомъ евангельскаго слова; такова дивная сила вѣры въ небесныя обѣтованія Искупителя; таково могучее вліяніе святой, вѣрующей души на убѣжденія и жизнь другихъ. Запечатлѣйте, братія возлюбленные, въ сердцѣ своемъ чудный образъ св. великомученицы.

а) Молитесь, подобно св. великомученицѣ Екатеринѣ, святѣйшей Матери Сына Божія, чтобы по Ея могущественнымъ молитвамъ вы съ такою же силою вѣры, надежды и любви всецѣло были преданы Божественному Искупителю міра, пролившему за грѣхи всего человѣчества Свою безцѣнную кровь, чтобы всегда были самыми искренними и твердыми Его исповѣдниками, чтобы не измѣнили своему Спасителю при всѣхъ несчастіяхъ и страданіяхъ, неизбѣжныхъ въ жизни каждаго, при наплывѣ въ душѣ всякаго рода сомнѣній и заблужденій ума и сердца, при разнообразныхъ вѣяніяхъ ложной, развращенной мысли, которая и въ наше время, какъ самый жестокій гонитель, фанатически преслѣдуетъ высокія, завѣтныя христіанскія вѣрованія и убѣжденія.

Молитесь же, братія, предъ Заступницею рода человѣческаго, чтобы въ сердцѣ вашемъ во всю жизнь неугасаемо горѣла святая православная вѣра и преданность церкви, какъ самый вѣрный и драгоцѣннѣйшій залогъ частнаго и общественнаго блага, земного и небеснаго блаженства.

б) Научимся, братія мои, самоотверженной любви къ Господу нашему у св. великомученицы Екатерины.

Что же побуждало ее жертвовать богатствомъ, славою, честію, наконецъ жизнію за исповѣданіе Господа I. Христа? Любовь къ Нему, какъ своему Божественному Жениху. Исповѣдничество и мученичество ея ради Христа есть плодъ всецѣлой любви къ Господу. Самоотверженіе есть естественное дѣйствіе сей же любви. Она есть корень и основаніе всѣхъ самоотверженныхъ дѣйствій христіанина. Вотъ почему Спаситель и говоритъ: аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе (Матѳ. 16, 24).

Итакъ, если мы не имѣемъ самоотверженія, — если не хотимъ ради Бога, ради славы Божіей, за свое исповѣданіе — пожертвовать выгодами земными, потерпѣть страданія — значитъ, мы не любимъ своего Господа всѣмъ сердцемъ своимъ, значитъ, мы любимъ себя болѣе, или точнѣе, земныя блага и выгоды жизнй.

аа) Посмотримъ ближе на самихъ себя. Есть ли у насъ та твердость воли, которая не преклоняется ни предъ какими препятствіями, ни предъ какими злоключеніями, когда нужно проповѣдывать истину и стоять за правду? Есть ли у насъ то чувство благочестія, которое не дозволяетъ никакой двусмысленности въ поведеніи, въ словахъ и дѣлахъ, а напротивъ требуетъ выраженія его открытаго, не стѣсняющагося никакими обстоятельствами неблагопріятными? Едва ли многіе могутъ дать на это положительный отвѣтъ. Не обыкновенно ли случается такъ, что изъ боязни потерять свои выгоды земныя, мы рѣшаемся молчать, когда надобно возвышать, яко трубу, гласъ свой за правду? Часто храбрые на словахъ, мы дѣлаемся вполнѣ уступчивы, когда угрожаютъ намъ какія-либо непріятности въ открытой борьбѣ за истину, или за честь и пользу ближняго, страдающаго невинно.

Братія! не подобаетъ такъ быть.

бб) Нерѣдко видимъ на дѣлѣ и то, что имѣющіе въ сердцѣ и вѣру, и любовь къ Господу, изъ-за какого-то ложнаго стыда, дабы не отстать отъ другихъ, поддакиваютъ разсужденіямъ о предметахъ вѣры неправильнымъ, оскорбительнымъ для Бога, кажутся раздѣляющими совершенно ложныя мнѣнія, въ ущербъ своей совѣсти, но въ угоду и изъ ласкательства другимъ по чему-нибудь нужнымъ имъ людямъ. Есть ли тутъ самоотверженіе? Нѣтъ его въ таковыхъ христіанахъ ни сколько. А І. Христосъ сказалъ: иже аще постыдится Мене и Моихъ словесъ, сего Сынъ человѣческій постыдится, егда пріидетъ во славѣ Своей, и Отчей, и святыхъ ангелъ (Лук. 9, 26).

вв) Еще чаще бываетъ съ нами крайняя неровность въ образѣ нашей жизни. Найдетъ бѣда, постигнутъ насъ несчастія, мы дѣлаемся набожными, молимся, даже плачемъ предъ Богомъ, прося Его милости. Но пройдетъ гроза, обстоятельства перемѣнились, счастіе улыбнулось намъ, и мы забываемъ Бога, прежняго благочестія какъ не бывало; образъ жизни измѣнился, сердце, размягченное скорбями и бѣдствіями, опять ожесточилось въ своихъ чувствованіяхъ къ Богу и людямъ. А такое непостоянство — крайне непріятно Богу и очень предосудительно для насъ. (См. «Слова и рѣчи» Леонтія, митр. моск., т. ІI, стр. 37—38)

в) Научимся, наконецъ, братія-христіане, у св. великомученицы Екатерины той истинѣ, что путь въ рай есть путь скорбный и другого пути нѣтъ въ него.

Да, путь въ рай есть путь скорбный, и другого пути въ него нѣтъ. И входитъ въ рай только тотъ, кто съ терпѣніемъ и безъ ропота, ради Бога, перенесетъ всѣ скорби мірскія и этими добродѣтелями: терпѣніемъ и безропотностію, діавола, заграждающаго путь въ рай, побѣдитъ. Вотъ два примѣра, объясняющіе эту истину.

Когда св. мученица Перпетуя, отвергши идольское нечестіе, увѣровала во Христа и крестилась, тогда она имѣла слѣдующее видѣніе: узрѣла она златую лѣстницу, которая простиралась отъ земли до неба; по обѣимъ сторонамъ лѣстницы лежало множество желѣзнаго оружія: мечей, ножей, бритвъ, копій, крюковъ, гвоздей и другихъ орудій казни; подъ лѣстницею же на первой ступени ея былъ огромный, пресмыкающійся змѣй, не допускавшій къ лѣстницѣ желавшихъ входить по ней. Но вотъ является одинъ изъ крестившихся вмѣстѣ съ Перпетуей святый юноша, по имени Сатиръ, не обращаетъ никакого вниманія на змія, смѣло идетъ вверхъ по лѣстницѣ и достигаетъ вершины ея. Сверху Сатиръ сказалъ Перпетуѣ: «Перпетуя, я жду тебя; но остерегайся, чтобы не ужалилъ тебя змій». Перпетуя отвѣчала: «надѣясь на помощь Господа І. Христа, я не боюсь змія!» И съ этими словами смѣло стала на голову змія, затѣмъ стала восходить по лѣстницѣ, и, когда достигла вершины ея, увидѣла прекрасныя селенія райскія и множество людей, бывшихъ въ нихъ. Этимъ видѣніе кончилось, и Перпетуя убѣдилась изъ него, что на землѣ ее ждутъ однѣ лишь скорби и страданія. И въ убѣжденіи своемъ она не обманулась; ибо сначала претерпѣла узы и темницу, а за ними приняла и мученическую смерть за Христа. (Ч.-М. 1 Февраля).

Другой примѣръ: разъ св. Андрей, Христа ради юродивый, увидѣлъ себя въ чертогахъ райскихъ предъ Царемъ. Царь далъ ему вкусить сначала нѣчто весьма горькое, и сказалъ: «таковъ скорбный путь служащихъ Мнѣ въ настоящей жизни!» потомъ подалъ другую снѣдь слаще манны, сказавъ: «такова пища Моимъ служителямъ, претерпѣвшимъ все до конца!» (См. кн. нашу: «Уроки и примѣры христ. вѣры», 4 изд., стр. 697—8).

Эти примѣры, надѣемся, сильны для того, чтобы убѣдить васъ въ истинѣ, что подлинно путь въ рай есть путь скорбный и что другого пути въ него нѣтъ. Если же такъ, то и представляйте чаще, что земля не рай, а изгнаніе изъ рая; оставьте заблужденіе усиливаться мѣсто изгнанія паки обратить въ рай сладости и чаще приводите себѣ на память слова Спасителя: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. ХУІ, 33). Аминь, аминь глаголю вамъ, яко восплачете и возрыдаете (Іоан. XVI, 20). Когда все это постоянно будемъ содержать въ умѣ и сердцѣ, тогда и духъ мужества и терпѣнія въ насъ явится, и намъ несравненно легче будетъ переносить всѣ горести и безпокойства, которыя здѣсь встрѣчаются на каждомъ шагу, и въ бѣдствіяхъ мы останемся непоколебимыми, какъ скала, и поймемъ, что истинное счастіе не на землѣ, а на небѣ, что царство наше, наше истинное блаженство на небѣ за гробомъ, царство вѣчное, блаженное, какъ отвѣчала св. великомученица Екатерина на обольщенія своего мучителя. А когда поймемъ и усвоимъ это, тогда не только не станемъ малодушествовать въ бѣдствіяхъ, но и при нихъ же будемъ иногда имѣть такія отраду и утѣшеніе, о которыхь человѣкъ плотскій и грѣховный и помыслить не можетъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 597-600.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0