Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 3-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Можно ли вѣрить всякому сну?)

I. Въ жизни св. великомученицы, нынѣ прославляемой, есть одно весьма замѣчательное событіе. Будучи язычницей, она увидѣла однажды слѣдующій сонъ: она увидѣла во снѣ Царицу небесную и Божественнаго Ея Сына. Сколько ни старалась она разсмотрѣть Его, Онъ отвращалъ отъ нея лицо Свое, и сказалъ, что она недостойна, чтобы Онъ смотрѣлъ на нее. Лишь только настало утро, Екатерина разсказала этотъ дивный сонъ одному христіанскому старцу — священнику, который, преподавъ ей ученіе христіанской вѣры, предложилъ ей креститься. Эго она съ радостію исполнила. На другой день св. Екатерина снова видитъ сонъ, но уже въ другомъ видѣ: І. Христосъ, милостиво смотря на нее, сказалъ Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтобы она была Моя невѣста». Божія Матерь взяла ея руку, и Спаситель возложилъ ей на палецъ драгоцѣнный перстень. Проснувшись, она къ удивленію нашла данный перстень на рукѣ своей и съ тѣхъ поръ всею своею жизнію — мыслями, словами и дѣлами служила своему небесному Жениху, за Котораго она и пострадала, удостоившись вѣнца великомученицы.

Разсказанныя здѣсь сновидѣнія св. великомученицы, очевидно, посланныя ей силою призывающей и спасающей благодати Божіей, наводятъ нашу мысль на вопросъ: можно ли вѣрить всякому сну? Вопросъ этотъ заслуживаетъ того, чтобы посвятить на размышленіе о немъ нѣсколько минутъ.

II. Сновидѣнія бываютъ трехъ родовъ: одни изъ нихъ происходятъ отъ Бога или добрыхъ ангеловъ, какъ то мы и видѣли изъ жизни св. великомученицы Екатерины, другіе отъ ангеловъ злыхъ или діавола, а третьи — сны обыкновенные, отъ природы.

а) Наши сны, какіе видимъ мы каждую ночь, бываютъ большею частію обыкновенные: намъ грезится большею частію то, что мы видимъ или слышимъ въ обыкновенной нашей жизни, и потому-то у богача напр. бываютъ свои сны, какихъ не видитъ бѣднякъ; у бѣдняка — свои, какихъ не видитъ богачъ; у женщинъ — свои, у дѣтей свои, и пр. и пр. Само собою разумѣется, что такимъ снамъ вѣрить не должно, потому что — чему тутъ вѣрить? — Многіе скажутъ, что «бываетъ иногда, что сны и исполняются точно такъ, какъ толкуютъ ихъ». — Правда, что и бываетъ, да только бываетъ иногда, а не всегда. А еслибы каждый нашъ сонъ долженъ былъ что-нибудь значить, то не иногда, а всегда долженъ бы онъ былъ исполняться на дѣлѣ.

б) Кромѣ обыкновенныхъ сновъ есть еще, какъ мы сказали, и другіе сны: одни отъ злыхъ ангеловъ или бѣсовъ, а другіе отъ ангеловъ добрыхъ и отъ Бога. Что бываютъ сны отъ діавола, — отъ которыхъ сохрани насъ, Боже, вотъ примѣръ. Жилъ одинъ монахъ на горѣ Синайской, и тамъ много подвизался; но при всемъ своемъ благочестіи тотъ имѣлъ недостатокъ, что вполнѣ вѣрилъ снамъ. Вотъ діаволъ и воспользовался этимъ, и разъ представилъ ему во снѣ, будто на одной сторонѣ — св. апостолы, мученики и всѣ христіане находятся во тьмѣ — въ аду и терпятъ самыя страшныя мученія; а на другой — евреи во свѣтѣ наслаждаются блаженствомъ. Проснулся бѣдный монахъ, повѣрилъ сну, пошелъ къ жидамъ, и не только принялъ еврейскую вѣру, а еще женился на еврейкѣ... Затожъ и наказалъ его Господь: года черезъ три прежній праведникъ, еще живой, началъ гнить, тѣло его точили черви, и въ такомъ несчастномъ положеніи онъ умеръ. Вотъ какіе столпы можетъ колебать сила бѣсовская!.. Да и не мудрено: діаволъ вѣдь яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити, и потому готовъ пользоваться всякимъ случаемъ, чтобы сдѣлать намъ какое-нибудь зло; а тутъ во снѣ и представляется ему удобный случай внушать душѣ нашей разные грѣховные помыслы и желанія, такъ какъ сонный человѣкъ ничѣмъ не можетъ отогнать его отъ себя — ни крестомъ, ни молитвой, потому что не можетъ въ ту пору ни молиться, ни креститься. Но церковь святая, точно нѣжная мать, заботится объ насъ, чтобы предостеречь насъ отъ этого опаснаго врага: она велитъ каждому изъ насъ — предъ тѣмъ, какъ надо лечь въ постель, сначала поцѣловать крестъ свой на груди, потомъ перекрестить постель свою отъ ногъ до головы и во всѣ стороны, и въ тоже время читать молитву: да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его. Вся эта молитва направлена противъ нечистой силы, напр. да погибнутъ бѣси отъ лица любящихъ Бога... Радуйся пречестный и животворящій кресте Господень, прогоняй бѣсы, и проч. А молитвы, да крестнаго знаменія діаволъ боится, какъ огня. Такъ, разъ явился онъ св. Сνмеону столпнику, который спасался на столпѣ, и явился ему въ видѣ свѣтлаго ангела, да еще съ огненными конями и съ огненною колесницею, и, искушая его, завелъ съ нимъ такую рѣчь: «вотъ, Сνмеонъ, ты угодилъ Богу такъ, какъ Илія пророкъ, и потому я посланъ сюда на землю, чтобы восхитить тебя, какъ Илію, на этой колесницѣ на небо»... Святой повѣрилъ-было, но лишь только перекрестился и сказалъ: Господи, благослови (т. е. перейти со столпа на колесницу), какъ вдругъ не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, — все исчезло. Такимъ образомъ могутъ быть сновидѣнія и отъ діавола, и такимъ сновидѣніямъ, разумѣется, вѣрить не должно, потому что діаволъ никогда правды не скажетъ. А чтобы онъ не могъ искушать насъ во снѣ, для этого непремѣнно, какъ мы сказали, надо молиться предъ сномъ, да перекрестить постель свою, читая молитву: да воскреснетъ Богъ.

Какъ же можно узнать, что такой-то сонъ отъ діавола? Это можно указать по двумъ признакамъ.

Первый признакъ: если тебѣ пригрезится что-нибудь во снѣ противное либо вѣрѣ, либо церкви святой, либо жизни благочестивой, либо что-нибудь подобное, а между тѣмъ предъ сномъ ничего подобнаго у тебя и въ головѣ не было, то это значитъ,что этотъ сонъ отъ лукаваго.

Второй признакъ: если послѣ пробужденія отъ такого сна съ тобою дѣлается какое-то смущеніе души, какая-то тоска на сердцѣ, то, опять, этотъ сонъ не отъ Бога. Вотъ, если эти два признака имѣются, то можно думать, что такой сонъ есть навожденіе дьявольское.

в) Перейдемъ теперь къ сновидѣніямъ отъ ангеловъ добрыхъ и отъ Самого Бога. Что бываютъ такія сновидѣнія, объ этомъ, кажется, и говорить нечего. Въ св. писаніи столько подобныхъ примѣровъ, что трудно было бы передать всѣ разомъ. Мы приведемъ толъко нѣкоторые изъ нихъ. Напр. св. патріархъ Іаковъ, когда шелъ въ Месопотамію и легъ спать въ пустынѣ, то видѣлъ во снѣ лѣстницу, досягавшую отъ земли до неба; ангелы Божіи восходили и спускались по ней, а на верху ея стоялъ Самъ Господь, Который благословлялъ Іакова и обѣщалъ отдать эту землю ему и его потомству. И обѣщаніе это исполнилось. — У этого патріарха было 12 сыновей; одинъ изъ нихъ былъ Іосифъ, котораго братья ненавидѣли за то, что отецъ больше любилъ его, чѣмъ ихъ, — за его простосердечіе и невинность, и потому тайно отъ отца продали его въ дальнюю сторону. Но Богъ все Свое строитъ: предъ этимъ Іосифъ видѣлъ два замѣчательные сна: одинъ тотъ, будто онъ на полѣ вязалъ съ братьями снопы, будто его снопъ сталъ прямо, а снопы братьевъ окружили его снопъ и поклонились ему. Сонъ этотъ означалъ, что его братья будутъ кланяться ему. Другой сонъ — тотъ, будто солнце, луна и одиннадцать звѣздъ поклонились предъ нимъ. Это значило, что не только братья, но и отецъ съ матерью придутъ къ нему съ поклономъ. И тотъ, и другой сонъ сбылись въ свое время. Конечно, это были люди праведные, да святые; а намъ грѣшнымъ, скажете, гдѣ же видѣть такіе сны? Правда, такіе необычайные сны всего чаще могутъ быть праведникамъ, потому что они и на яву несравненно ближе насъ бываютъ къ Богу, Который и посылаетъ имъ такіе сны. Впрочемъ, Богъ ко всѣмъ такъ милостивъ, что подобные сны могутъ быть и грѣшникамъ. Для примѣра возьмемъ Навуходоносора, царя вавилонскаго: великій онъ былъ грѣшникъ, — а и онъ видѣлъ замѣчательные сны. Фараонъ, царь египетскій, былъ тоже большой грѣшникъ, а и онъ видѣдъ тоже необыкновенный сонъ.

III. Такъ, братіе, будемъ помнить, что сны бываютъ трехъ родовъ: одни отъ Бога и ангеловъ добрыхъ, — такимъ снамъ надо вѣрить; другіе — отъ нечистой силы, — такимъ снамъ вѣрить не должно; а третьи — отъ насъ самихъ, и такимъ снамъ тоже вѣрить не должно, хоть бываетъ иногда и то, что во снѣ наша душа можетъ иногда предчувствовать что-нибудь, только въ этомъ случаѣ надобно намъ быть очень осторожными, потому что премудрый сынъ Сираховъ сказалъ: якоже емляйся за стѣнь, и гоняй вѣтры, такожде емляй вѣру сномъ. Волшебства и обаянія и сонія суетна суть; аще не отъ Вышняго послана будутъ на посѣщеніе, не вдаждь въ ня сердца твоего: многихъ бо прельстиша сонія, и отпадоша надѣющеся на ня (34, 25-27). Это значитъ: вѣрить снамъ тоже, что хвататься за тѣнь и гнаться за вѣтромъ. Волшебства, гаданія и сны суетны; и если сны не отъ Бога посланы, то не вѣрь имъ, потому что многіе обольстились сновидѣніями и погибли, потому что вѣрили имъ. Стало быть, еслибы кому изъ насъ довелось видѣть какой-нибудь сонъ необыкновенный, то лучше всего не самимъ толковать его; есть у насъ Богомъ поставленный пастырь церкви, онъ хоть не святой, а все-таки гораздо больше, нежели мірянинъ, знакомъ съ душою человѣка и ея жизнію по указанію слова Божія и ученію церкви, притомъ, сонъ вѣдь видитъ душа, а душа ему-то и ввѣряется отъ Бога, и потому къ нему-то и можно обращаться въ подобныхъ случаяхъ съ просьбою, а не къ гадальщицамъ или знахарямъ, которые знаютъ не больше, какъ и всѣ мы, и только обманываютъ людей простодушныхъ. (Сост. Г. Д. съ дополн. по «Душ. чт.» 1881 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 595-597.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0