Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 2-е. Святая великомученица Екатерина.

(Обрученіе со Христомъ души христіанской).

I. Св. дѣва Екатерина, нынѣ ублажаемая, славилась богатствомъ, умомъ и красотой. Язычество, въ которомъ она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими вѣрованіями, ни обычаями. Много было искателей ея руки; но она отказывала, отвѣчая, что выйдетъ только за такого жениха, который бы не уступалъ ей ни образованностію, ни наружностью. Узналъ это одинъ старецъ, христіанинъ, и, вступивъ съ нею въ разговоръ, сказалъ, что есть женихъ, который несравненно превосходитъ ее и мудростію и красотою. Она стала просить, нельзя ли его видѣть. И вотъ, молясь предъ иконою Богоматери съ Предвѣчнымъ Мдаденцемъ, которую далъ ей старецъ, она заснула и видитъ во снѣ Царицу небесную и Божественнаго Ея Сына. Сколько ни старалась она разсмотрѣть Его, Онъ отвращалъ отъ нея лице Свое, и сказалъ, что она недостойна, чтобъ Онъ смотрѣлъ на нее. Какъ только настало утро, Екатерина повѣдала старцу свой сонъ и печаль свою. Онъ преподалъ ей подробныя наставленія въ вѣрѣ, и она приняла крещеніе. Возвратившись домой, она долго молилась, заснула и снова видитъ то же явленіе; но І. Христосъ, милостиво смотря на нее, сказалъ Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтобъ она была невѣста Моя». Божія Матерь взяла ея руку, и Спаситель возложилъ ей на палецъ драгоцѣнный перстень. Проснувшись, она къ удивленію нашла данный перстень на рукѣ своей, и уже о томъ только помышляла, чтобы сохранить вѣрность небесному Жениху.

Ни убѣжденія, ни соблазны, ни угрозы, ни мученія не могли преклонить ее къ отступничеству. Изнеможенная страданіями, покрытая ранами, она брошена была въ темницу, куда голубица приносила ей пищу, и гдѣ Самъ Женихъ небесный, окруженный ангелами, явился ей и, исцѣливъ ее, сказалъ: «не бойся: Я всегда съ тобою»!

II. а) Да не подумаютъ однакоже, что обрученіе со Христомъ есть отличительный признакъ только св. мученицъ и дѣвственницъ — подвижницъ; напротивъ, это есть украшеніе, это есть обязательство каждой души христіанской, истинно вѣрующей. Апостолъ пишетъ къ коринѳянамъ: «обручилъ я васъ единому мужу, чтобы представить васъ Христу, какъ чистую дѣву» (2 Кор. 11, 2). Но между христіанами коринѳскими были люди всякаго пола и возраста. Какъ же онъ ихъ обручилъ? Преподалъ имъ залогъ вѣры, раскрылъ предъ ними божественное достоинство Жениха небеснаго, богатство славы Его, и вѣчное блаженство душъ обручившихся Ему; а отъ нихъ взялъ обѣщаніе, что они пребудутъ вѣрны Ему.

Такъ и нынѣ для насъ вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ (Пс. 144, 13), и тотъ-же даровалъ намъ святый залогъ вѣры; а мы съ своей стороны при крещеніи дали Ему обѣщаніе вѣровать, какъ православная церковь учитъ, и жить, какъ законъ Его повелѣваетъ. Правда, всѣ крещены въ младенчествѣ, когда еще не могли ничего понимать. Но кому заграждены способы, пришедши въ возрастъ, уяснить себѣ, что вѣра православная есть самая чистая и святая? Только легкомысліе и развращеніе удаляютъ отъ Христа; а душа не омраченная сама стремится къ Нему. Когда І. Христосъ жилъ на землѣ, не мало было такихъ, которые ходили за Нимъ и казались Его учениками, а потомъ по разсѣянности и пристрастію ко грѣховнымъ удовольствіямъ оставляли Его. Спаситель спросилъ у апостоловъ: «не хотите ли и вы отойти?» Но они Ему отвѣтили: «Господи! къ кому намъ итти? Ты имѣешь глаголы жизни вѣчной» (Іоан. 6, 67). Такъ и мы, хотя въ младенчествѣ обручили свои души Христу, къ кому кромѣ Его пойдемъ, гдѣ найдемъ успокоеніе для совѣсти, питаніе для сердца, созданнаго вѣровать и любить? Не лучше ли теперь позаботиться о томъ, чтобы сохранить достоинство своего духовнаго уневѣщенія!

б) Если душа христіанская есть невѣста, обрученная Христу, то отличительное украшеніе невѣсты есть чистота. Въ мірѣ думаютъ, что только принявшіе на себя обѣтъ дѣвства должны хранить цѣломудріе. Нѣтъ, ни бракъ, ни дѣвство не для всѣхъ, а цѣломудріе для всѣхъ. Въ супружествѣ ли кто, или въ безбрачіи жизнь проводитъ, обязанъ всемѣрно соблюдать чистоту въ чувствахъ, мысляхъ и дѣлахъ. Ибо въ тотъ небесный городъ, куда мы призываемся, не имать внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные у Агнца, Христа, въ книгѣ жизни (Апок. 21). Аминь. (Сост. по слову Сергія, архіепископа казан., напечат. въ «Душеп. чт.» за 1880 г., мѣс. май, стр. 80–83).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 594-595.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0