Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать четвертый день.

Поуч. 1-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Уроки изъ ея жизни: а) внѣшнія достоинства не имѣютъ значенія и б) необходимость терпѣнія).

I. Св. великомученица Екатерина, память коей совершается нынѣ, происходила изъ царскаго рода и жила въ Александріи; она отличалась мудростію и красотою. Когда наступило время замужества и многіе желали вступить съ нею бракъ, она говорила близкимъ своимъ: «если вы найдете мнѣ юношу, который равнялся бы со мною въ благородствѣ, богатствѣ, красотѣ и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее къ одному пустыннику, христіанскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благіе совѣты. Пустынникъ, видя ея мудрость, сказалъ ей: «я знаю одного юношу, который во всемъ превосходитъ тебя: Его красота свѣтлѣе солнца; премудрость Его управляетъ всѣмъ міромъ; Его богатство неистощимо, благородство — неизреченно. У Него нѣтъ земного отца; Онъ родился чудеснымъ образомъ отъ Пресвятой Дѣвы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была послѣ Своей смерти и воскрешенія изъ мертвыхъ съ душею и тѣломъ на небо, гдѣ ангелы поклоняются Ей, какъ Царицѣ. Если ты хочешь видѣть этого Юношу, то исполни мои повелѣнія». Пустынникъ далъ Екатеринѣ икону Пресвятой Богородицы съ Предвѣчнымъ Младенцемъ и велѣлъ ей провести всю ночь въ молитвѣ предъ иконою: «помолись съ вѣрою, прибавилъ онъ — и ты увидишь лице Сына этой Пресвятой Матери». Когда она, пришедши домой и проведя всю ночь въ молитвѣ, отъ утомленія заснула, ей приснилось, что Царица небесная стоитъ предъ ней и держитъ Младенца, отъ Котораго исходятъ солнечные лучи. Но Екатерина не могла видѣть лица Младенца — Онъ отворачивалъ отъ нея Свой свѣтлый ликъ. Когда Мать просила Сына взглянуть на дѣвицу, восхваляя ея красоту, Младенецъ говорилъ, что она безобразна, безумна и убога, что она должна итти къ старцу, который научитъ ее, какъ она должна поступить, чтобы увидѣть лице Младенца. Утромъ Екатерина пошла къ старцу и просила его помощи и совѣта. Старецъ просвѣтилъ ее истинною вѣрою и сподобилъ св. крещенія. Возвратившись домой и ставъ на молитву предъ иконою, она заснула и увидѣла, что Младенецъ смотрѣлъ на нее милостиво и сказалъ Матери: «теперъ она столь же богата и премудра, сколько прежде была бѣдна и неразумна. Хочу, чтобы она была Моя нетлѣнная и вѣчная невѣста». Потомъ Младенецъ надѣлъ на ея руку чудный перстенъ. Проснувшись, Екатерина увидѣла перстень на рукѣ своей и воспламенилась любовію къ небесному Жениху. Въ это время въ Александрію прибылъ царь Максентій, жестокій гонитель церкви, и устроилъ всенародное языческое торжество. Святая Екатерина, явясь на это празднество, обличала царя въ служеніи бездушнымъ идоламъ и увѣщевала его познать истиннаго Бога. Царь позвалъ философовъ, чтобы они защитили язычество. Екатерина побѣдила ихъ въ спорѣ, убѣдительно доказавъ превосходство христіанства предъ язычествомъ. Разгнѣванный царь приказнлъ казнить философовъ, а Екатерину предать жесточайшимъ мученіямъ, которыя она перенесла съ дивнымъ терпѣніемъ, и заключить въ темницу. Здѣсь Самъ Господь явился къ ней съ ликами св. ангеловъ и сказалъ: «Я всегда съ тобою! Терпѣніемъ своимъ ты многихъ обратишъ ко Мнѣ». Въ отсутствіи Максентія, жена его Августа (Василисса), въ сопровожденіи стратилата Порфирія и 200 воиновъ, посѣтили Екатерину въ темницѣ, и мученица своею бесѣдою всѣхъ ихъ обратила ко Христу. Возвратившійся царь приказалъ казнить сперва обращенныхъ Екатериною а потомъ и ее. Она была обезглавлена въ 310 году.

II. а) Изъ повѣствованія о жизни св. великомученицы Екатерины вы, братіе, видите, прежде всего, что внѣшнія достоинства наши, какъ-то: умъ, красота, богатство, безъ внутреннихъ достоинствъ — твердой христіанской вѣры и любви, мало имѣютъ значенія у Бога. Научитесь же изъ сего, братіе, цѣнить достоинства человѣка не по внѣшности, красотѣ, богатству и другимъ отличіямъ, но по внутреннимъ — вѣрѣ, любви и благочестію. Научитесь изъ сего и вы, христіанскія дѣвицы, украшать себя твердою вѣрою, преданностію Богу и любовію къ Нему. Скромность и цѣломудріе да будетъ всегда съ вами. Св. апостолъ говоритъ: да будетъ украшеніемъ вашимъ не плетеніе волосъ, не золотые уборы, или нарядность въ одеждѣ, но сокровенный сердца человѣкъ въ нетлѣнной красотѣ кроткаго и молчаливаго духа, что драгоцѣнно предъ Богомъ (1 Петр. III, 3—4). Ходите всегда въ приличномъ одѣяніи со стыдливостію и цѣломудріемъ, украшайте себя не плетеніемъ волосъ, ни золотомъ, ни жемчугомъ, ни многоцѣнною одеждою, но добрыми дѣлами (1 Тимоѳ. II, 9—10). Внѣшнія украшенія ваши, равно и красота ваша тогда только будутъ цѣнны у Господа Бога, когда вы будете украшать себя твердою вѣрою въ Бога, любовію и страхомъ Божіимъ. Безъ этого вамъ никогда не снискать себѣ милости и благословенія Божія, и украшеніи ваши и красота ваша, чрезъ которыя могутъ быть прельщены ко грѣху многія души, послужатъ вамъ еще въ большее осужденіе.

б) Изъ исторіи страданій св. великомученицы Екатерины, перенесшей съ изумительнымъ терпѣніемъ самые ужасные и разнообразные виды безчеловѣчныхъ мученій и потому удостоенной отъ церкви имени «великомученицы», вы, братіе, видите, далѣе, всю необходимость христіанскаго терпѣнія, безъ нотораго самыя малыя страданія нельзя перенесть. Такъ блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушеніе: зане искусенъ бывъ пріиметъ вѣнецъ жизни, егоже обѣща Богъ любящимъ Его (Іак. 1,12). Тако долготерпѣвъ, Авраамъ получи обѣтованіе (Евр. 6, 15); такъ благоугодили Богу и всѣ святые мученики, пустынножители и др. подвижники благочестія.

Да не подумаетъ, впрочемъ, кто-либо, что терпѣніе намъ нужно только въ рѣдкихъ, исключительныхъ случаяхъ, какъ врачевство и оружіе или для борьбы съ плотскими страстями, или для перенесенія скорбей и страданій или для побѣжденія искушеній. Конечно, примѣненіе его особенно нужно и спасительно въ этихъ случаяхъ, – конечно, въ особыя времена оно особенно потребно; но въ смыслѣ обязательной для всѣхъ христіанской добродѣтели оно необходимо на всѣхъ поприщахъ жизни, съ утра ея и до конца, во всѣхъ обстоятельствахъ, какъ радостныхъ, такъ и печальныхъ. «Область терпѣнія, по выраженію мудраго учителя отечественной церкви (митрополита Филарета) должна простираться на всю жизнь человѣка и на всѣ судьбы человѣчества во всемъ мірѣ... Минута нетерпѣнія можетъ разстроить годы и вѣка».

Только при обладаніи терпѣніемъ возможенъ успѣхъ во всякаго рода дѣятельности.

Возьмемъ ли область научныхъ открытій и изобрѣтеній? Что достигается здѣсь безъ терпѣнія? «Геній есть терпѣніе», сказалъ одинъ знаменитый ученый.

Возьмемъ ли область житейскихъ занятій? И здѣсь, что удается безъ терпѣнія? «Величайшій секретъ успѣха въ достиженіи цѣли заключается въ умѣньи ждать», сказалъ другой ученый, и слѣдовательно — въ терпѣніи.

Если въ дѣлахъ житейскихъ цѣнится извѣстная выдержка, не скорый, но вѣрный способъ дѣйствованія, неослабное стремленіе къ достиженію извѣстной цѣли, однимъ словомъ — терпѣніе, то такъ же или еще болѣе требуется оно въ примѣненіи ко всѣмъ христіанскимъ добродѣтелямъ. «Терпѣніе — это та плодовитая земля, на которой растетъ всякая добродѣтель», говоритъ святитель Димитрій ростовскій. «Безъ терпѣнія, говоритъ другой, болѣе близкій къ нашему времени учитель церкви (митрополитъ Филаретъ), нѣтъ подвига: а безъ подвига нѣтъ добродѣтели, ни дарованія духовнаго, ни спасенія. Ибо царствіе небесное нудится (Матѳ. 11, 12)». (См. «Церк. Вѣд.» изд. при Св. Синодѣ 1890 г.).

Хотители видѣть безчисленные тому примѣры?

Кто будетъ имѣть успѣхъ въ молитвѣ безъ терпѣнія? Самъ Господь повелѣлъ молитися и не стужати (Лук. 18,1). Святый пророкъ Давидъ собственнымъ опытомъ увѣряетъ въ дѣйственности такой молитвы, говоря: терпя потерпѣхъ Господа, и внятъ ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 1).

Кто можетъ усовершиться въ любви къ ближнимъ и въ подвигахъ истинной благотворительности безъ терпѣнія? Имѣть дѣло съ нуждающимися немощными братіями, иногда порочными, трудно исправимыми, неблагодарными, платящими зломъ за добро, – для всего этого нуженъ, какъ всякій согласится, большой запасъ терпѣнія.

Можно ли научиться совершенному повиновенію безъ терпѣнія? Напрасно, впрочемъ, мы стали бы перечислять разныя христіанскія добродѣтели чтобы показать ихъ тѣсный союзъ съ терпѣніемъ: ни одна изъ нихъ невозможна безъ терпѣнія. Знали это хорошо святые Божіи люди и не только всю жизнь сами подвизались въ этой добродѣтели, но и смиренно молили Бога о дарованіи имъ духа терпѣнія, дабы онъ постоянно и неотступно пребывалъ въ нихъ и руководилъ ихъ на пути ко спасенію.

Можно ли безъ терпѣнія по-христіански переносить, наконецъ, часто постигающія каждаго изъ насъ разнаго рода болѣзни съ душевною пользою для болящаго? Безъ сомнѣнія нельзя.

Вотъ нѣсколько примѣровъ истинно христіанскаго терпѣнія, съ какимъ святые переносили свои болѣзни, — примѣровъ, которые и насъ должны научать этой необходимой и спасительной добродѣтели.

Ѳеодоръ, ученикъ препод. Пахомія Великаго, сильно страдалъ головою, и просилъ авву Пахомія, чтобы онъ своими молитвами облегчилъ его болѣзнь. Авва Пахомій говорилъ ему: «ужели ты думаешь, сынъ мой, что кому-нибудь приключается болѣзнь или страданіе безъ попущенія Божія? Потому переноси болѣзнь, и имѣй терпѣніе въ смиреніи. Когда Богъ захочетъ, подастъ тебѣ здравіе; а если захочетъ дальше испытать тебя, будь благодаренъ, какъ Іовъ благословлялъ Бога, и получишь отъ Христа большое успокоеніе. Хорошо воздержаніе и пребываніе въ молитвѣ; но недугующій получитъ большую награду, если пребудетъ великодушенъ и терпѣливъ; и не надѣйся на лѣкарства больше, нежели на Бога, будто Онъ не можетъ даровать здравіе».

Св. Аѳанасій Великій, пришедши къ св. Нифонту, лежавшему на смертномъ одрѣ, и сѣвъ возлѣ него, спросилъ его: «отче! есть ли какая польза человѣку отъ болѣзни?» Св. Нифонтъ отвѣчалъ: «какъ золото, разжигаемое огнемъ, очищается отъ ржавчины: такъ и человѣкъ, терпящій болѣзни, очищается отъ своихъ грѣховъ». («Чет.-Мин.» 23 дек.).

Св. Іоаннъ лѣствичникъ говоритъ: «болѣзнь посылается иногда для очищенія согрѣшеній, а иногда для того, чтобы смирить возношеніе. Благій Господь, видя, что кто-нибудь весьма лѣнивъ къ подвигамъ, смиряетъ плоть его недугомъ, какъ отраднѣйшимъ подвижничествомъ; а иногда очищаетъ и душу отъ лукавыхъ страстей и помысловъ». («Лѣств.» сл. 26, § 55).

Мірской братъ великаго старца Варсонофія, будучи и самъ уже старъ, пришедши къ нему въ монастырь, отрекся отъ міра и, впадши въ водяную болѣзнь, просилъ великаго старца помолиться о его болѣзни. Св. Варсонофій отвѣчалъ ему такъ: «болѣзнь эта постигла тебя для того, чтобы ты не отошелъ къ Богу безплоднымъ. Итакъ, если потерпишь и будешь благодарить Бога, то она вмѣнится тебѣ вмѣсто подвиговъ, такъ какъ ты недолго пробылъ въ иноческомъ образѣ. Отчасти же скорбь эта постигла тебя и за то, что ты счелъ меня ничтожнаго и себя значущими нѣчто, — меня, какъ великаго человѣка, себя, какъ брата такому человѣку, а не знаешь того, что мы чада преступленія Адамова, земля и пепелъ. Благодари же Бога, приведшаго тебя въ такое состояніе». («Отв.» 345).

Да, всѣ мы, возлюбленные братіе, призваны пріобрѣтать боголюбезную добродѣтель терпѣнія, и тѣмъ спасительнѣе будетъ ея дѣйствіе на насъ, чѣмъ раньше мы озаботимся обучиться ей. Благо есть мужу, говоритъ пророкъ Іеремія, егда возьметъ яремъ въ юности своей (Пл. Іер. 3, 27).

III. Итакъ, терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ, взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса (Евр. 12, 1. 2), и да послужитъ намъ терпѣніе ко спасенію душъ нашихъ! Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. въ поученіи источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 591-594.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0