Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 4-ое. Преподобный Амфилохій Иконійскій.

(І. Христосъ есть истинный Сынъ Божій).

I. Преподобный Амфилохій, память коего нынѣ, жилъ въ IV вѣкѣ и былъ современникомъ и другомъ Василія Великаго и Григорія Богослова. Первоначально онъ занималъ должность адвоката въ каппадокійскомъ городѣ Деокесаріи. Въ 373 году онъ оставилъ міръ и удалился въ пустыню. Но не долго пробылъ онъ въ уединеніи; черезъ годъ иконійскіе христіане пожелали имѣть его епископомъ. Амфилохій сначала отказывался, чувствуя себя недостойнымъ священнаго сана; но такъ какъ друзья его настаивали на избраніи и особенно Василій Великій совѣтовалъ ему принять епископство, то Амфилохій уступилъ общему желанію. Дѣятельность Амфилохія на пользу церкви была поистинѣ неутомима. Въ 381 году онъ присутствовалъ на второмъ вселенскомъ соборѣ для утвержденія истинной вѣры противъ Македонія, нечестиво учившаго о Св. Духѣ, въ 383 году онъ предпринялъ путешествіе въ Константинополь и просилъ императора Ѳеодосія запретить аріанамъ (отвергавшимъ божественное достоинство Сына Божія) публичныя собранія. Императоръ нашелъ эту мѣру слишкомъ строгою и отказался исполнить просьбу святителя. Тогда Амфилохій поступилъ очень смѣло. Прійдя во дворецъ, онъ привѣтствовалъ Ѳеодосія какъ должно, а сына его Аркадія небрежно потрепалъ по щекѣ, сказавъ: «здравствуй, дитя». Ѳеодосій остался очень недоволенъ и приказалъ Амфилохію привѣтствовать Аркадія, какъ царскаго сына: но Амфилохій отвѣчалъ, что достаточно чести, оказанной ему самому. Разгнѣванный императоръ приказалъ Амфилохію немедленно оставить дворецъ. «Видишь, государь», сказалъ святитель, «какъ оскорбляетъ тебя то, что я не оказалъ должной почести твоему сыну; повѣрь же, что и Богъ не потерпитъ тѣхъ, которые унижаютъ Сына Его Единороднаго». Ѳеодосій понялъ урокъ, просилъ извиненія у Амфилохія и затѣмъ издалъ указъ, котораго тотъ желалъ.

II. Такъ, братіе, преподобный Амфилохій твердо исповѣдывалъ догматъ о томъ, что Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божій. О семъ будетъ и наше слово.

а) Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій. Когда архангелъ благовѣствовалъ Дѣвѣ Маріи преестественное зачатіе, тогда объявилъ Ей, что рожденный отъ Нея Сынъ Іисусъ наречется Сыномъ Вышняго или Сыномъ Божіимъ. Сей будетъ великій, сказалъ, и Сынъ Вышняго наречется (Лук. 1: 32). Небесный Отецъ божественнымъ гласомъ Своимъ дважды свидѣтельствовалъ, сперва на Іорданѣ, потомъ на Ѳаворѣ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ (Матѳ. 3: 17, 17: 5). Самъ Іисусъ Христосъ ясно говоритъ о Себѣ въ евангеліи, что Онъ — Сынъ Божій, и Богъ — Его Отецъ. Такъ Онъ объявляетъ Себя Сыномъ Божіимъ исцѣленному Имъ слѣпорожденному (Іоан. 9: 35), въ продолжительныхъ бесѣдахъ съ іудеями (Іоан. гл. 5, 6, 7, 8, 10) и на судѣ въ дому первосвященника (Матѳ. 26: 63), и вездѣ именуетъ Бога Отцемъ Своимъ. Святые апостолы, еще до воскресенія Іисуса Христа, исповѣдывали Его Сыномъ Божіимъ. Петръ говоритъ ко Христу: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16: 16), Наѳанаилъ: Ты еси Сынъ Божій (Іоан. 1: 49), и всѣ ученики совокупно: воистину Божій Сынъ еси (Матѳ. 14: 33). Такъ они исповѣдывали и учили о Христѣ и по воскресеніи и вознесеніи Его на небо. Апостолъ Іоаннъ Богословъ пишетъ: сія есть заповѣдь Божія, да вѣруемъ во имя Сына Его Іисуса Христа (Іоан. 3: 23); иже аще исповѣсть, яко Іисусъ есть Сынъ Божій, Богъ въ Немъ пребываетъ, и той въ Богѣ (Іоан. 4: 15). Такъ учила о Христѣ и вѣровала съ самыхъ временъ апостольскихъ и нынѣ неизмѣнно вѣруетъ вся православная христіанская церковъ, исповѣдуя Его истиннымъ Сыномъ Божіимъ.

б) Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій Единородный. Св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единородного далъ есть (Іоан. 3: 16); Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца (Іоан. 1: 14). И апостолъ Павелъ пишетъ: егда пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены (Гал. 4: 4). А хотя и всѣ вѣрующіе въ Бога и Господа Іисуса Христа получаютъ право именоваться сынами Божіими, какъ говоритъ евангелистъ Іоаннъ: елицы же пріяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти вѣрующимъ во имя Его (Іоан. 1: 12); возлюбленніи, нынѣ чада Божія есмы (Іоан. 3: 2); однако они дѣлаются таковыми не по естеству, а по благодати. Вси вы сынове Божіи есте вѣрою о Христѣ Іисусѣ (Гал. 3: 26), говоритъ апостолъ Павелъ. По естеству же единый истинный и Единородный Сынъ Бога Отца есть Іисусъ Христосъ.

в) Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій прежде вѣкъ рожденный отъ Отца. Самъ Богь Отецъ говоритъ къ Сыну Своему у псалмопѣвца: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Пс. 109: 3), и еще: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя (Пс. 2: 7). Также св. церковь исповѣдуетъ о Сынѣ Божіемъ Іисусѣ Христѣ, когда поетъ: прежде вѣкъ отъ Отца рождшемуся Божію Слову, воплотщемуся отъ Дѣвы Маріи, пріидите поклонимся (1 стих. на вел. веч. 2 гл). Сынъ Божій не какъ тварь произошелъ отъ Творца, но какъ Богъ отъ Бога, и не во времени родился, но безлѣтно, какъ свѣтъ отъ свѣта, возіялъ отъ Отца. Посему Іисусъ Христосъ, по Божеству Своему, есть безначальнаго Отца собезначальный Сынъ, отъ Превѣчнаго Превѣчный, отъ Бога Богъ. О вѣчности Сына Божія Іисуса Христа такъ говоритъ св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоанн. 1: 1); и Самъ Іисусъ Христосъ показываетъ предвѣчное Свое бытіе съ Богомъ Отцемъ, когда въ молитвенной бесѣдѣ къ Отцу Своему говоритъ: и нынѣ прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имѣхъ у Тебе, прежде міръ не бысть (Іоан. 17: 5).

г) Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій единосущный Отцу. Безлѣтно родившись отъ Бога Отца, Сынъ Божій Іисусъ Христосъ имѣетъ единое съ Богомъ Отцемъ существо, и, по единству божественнаго существа, Онъ съ Богомъ Отцемъ есть единый нераздѣльный Богъ. Самъ Іисусъ Христосъ засвидѣтельствовалъ единство Своего существа съ Богомъ Отцемъ. Азъ и Отецъ, говоритъ, едино есма (Іоан. 10: 30). Итакъ Іисусъ Христосъ есть истинный сынъ Божій, Единородный, прежде вѣкъ рожденный отъ Отца и единосущный Богу Отцу.

III. Братіе! Вѣруйте, что Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ Божій. Исповѣдуйте Его Божество, непостижимую премудрость, безконечную державу и силу. Возсылайте Ему вкупѣ съ Богомъ Отцемъ славу, честь и поклоненіе. Знайте Бога истиннаго, небеснаго Отца, и пребудьте во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истиный Богъ, и животъ вѣчный. (Іоан. 5; 20). Аминь. (Сост. по Ч. М. и кн. «Сѣят. Благоч». прот. Нордова. т. I, изд. 1891).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 589-591.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0