Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 3-ье. Святитель Митрфанъ воронежскій.

(Христіанскія средства для пріобрѣтенія богатства).

I. Святитель Митрофанъ, въ честь котораго собрались мы, братіе, нынѣ въ сей храмъ, предъ своею смертію написалъ духовное завѣщаніе, которое составляетъ замѣчательный памятникъ архипастырской дѣятельности святителя. Въ немъ святитель преподаетъ совѣты пастырямъ церкви, судіямъ, начальникамъ, а въ заключеніе завѣщанія всѣмъ христіанамъ говоритъ: «употреби трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши. Воздержно пій, мало яждь: здравъ будеши. Твори благо, бѣгай злаго: спасенъ будеши». Кратко это заключеніе, но оно, обнимая блага временной и вѣчной жизни, поражаетъ каждаго внимательнаго христіанина своею глубиною и мѣткостію.

II. Въ назиданіе наше сегодня остановимъ вниманіе на первой части приведеннаго заключенія изъ завѣщанія святителя Митрофана, которая каждому изъ насъ говоритъ: «употреби трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши».

Богатство — вотъ благо, которое многіе изъ насъ ставятъ выше всѣхъ благъ на землѣ, — въ которомъ полагаютъ свое счастіе и за которымъ гоняются всю жизнь съ неослабнымъ усердіемъ. И чего только не предпринимаютъ люди для пріобрѣтенія богатства? То они отказываютъ себѣ въ удовлетвореніи самыхъ насущныхъ потребностей и мало-по-малу впадаютъ въ скупость, которая омрачаетъ умъ и изсушаетъ сердце, дѣлаетъ человѣка жестокимъ и несострадательнымъ къ чужимъ горестямъ, заставляетъ его алчными взорами глядѣть на всякое чужое добро. То они пускаются въ легкомысленныя и нечестныя предпріятія, расчитывая на скорую и легкую наживу, а вмѣсто того теряя иногда то, чѣмъ владѣли. То они мечтаютъ о большихъ выигрышахъ и бросаются на всякіе благотворительные розыгрыши не для того, чтобы оказать помощь страждущимъ, а для того только, чтобы достать крупный выигрышъ. То они для скорѣйшей наживы пускаются на разные обманы и подлоги, воровство и иногда даже убійство. Стремленіе быстро наживать состояніе породило у насъ такое множество всякой поддѣлки въ нашей пищѣ, питіи и одеждѣ, что мы живемъ подъ страхомъ за свое здоровье, а потому и за свою жизнь. Такимъ образомъ отъ всѣхъ хлопотъ о пріобрѣтеніи богатства страдаютъ и мучатся всѣ: и тѣ, которые наживаютъ, и тѣ, на чей счетъ наживаются. А между тѣмъ, какъ просты и общедоступны тѣ средства для снисканія богатства, которыя предлагаетъ великій воронежскій святитель Митрофанъ. «Употреби трудъ, храни мѣрность: богатъ будеши», говоритъ онъ.

а) Итакъ кто изъ васъ, братіе, хочетъ быть богатымъ, тотъ пусть будетъ трудолюбивымъ. Трудъ тѣлесный развиваетъ и укрѣпляетъ наши силы тѣлесныя, а трудъ умственный развиваетъ и укрѣпляетъ силы душевныя. Трудъ упорядочиваетъ нашу жизнь, научая насъ цѣнить отдохновеніе отъ трудовъ и заставляя насъ искать отдыха во время. Лѣнивому и бездѣятельному никогда не бываетъ отдыхъ такъ сладокъ и такъ полезенъ, какъ человѣку трудящемуся. Трудъ даетъ человѣку крѣпкій сонъ, ободряющій и укрѣпляющій его; трудъ дѣлаетъ для человѣка самую простую и неизысканную пищу вкусною и питательною. Трудъ даетъ человѣку цвѣтущее здоровье, доброе расположеніе духа, а отсюда — долголѣтнее и мирное житіе. Спокойна совѣсть у человѣка, заработывающаго хлѣбъ своими трудами. Миромъ и покоемъ душевнымъ и тѣлеснымъ благословляетъ Богъ трудолюбивыя семейства, въ трудахъ навыкающія чтить Бога и Господа, святую церковь и ея установленія, повиноваться власти и закону. Трудъ потому имѣетъ огромное значеніе государственное. Силенъ и крѣпокъ тотъ народъ, въ которомъ всѣ трудятся надъ дѣлами своего званія, какъ пчелы въ ульѣ, и не находятъ никакого удовольствія въ бездѣйствіи и тунеядствѣ. Мощно то царство, гдѣ каждый честно работаетъ надъ чѣмъ нибудь и никто не стремится жить безъ труда на счетъ другихъ. Общее народное благосостояніе есть удѣлъ такого счастливаго царства. Вотъ гдѣ наше народное личное богатство — въ трудѣ. Трудись и будешь богатъ здоровьемъ и силами тѣлесными и душевными; трудись — и будешь богатъ благами земными — плодами трудовъ твоихъ; трудись и будешь богатъ бодростію и веселіемъ; трудись и будешь богатъ миромъ и спокойствіемъ внѣшнимъ и внутреннимъ; трудись всякій по силамъ и вноси свою долю въ общее богатство народа и царства, къ которому принадлежишь.

б) Если къ труду присоединить другое средство для пріобрѣтенія богатства, указанное святителемъ Митрофаномъ и названное имъ «мѣрностію», то каждому, пользующемуся этими средствами, можно считать себя обезпеченнымъ въ жизни. Мѣрность есть умѣренность во всемъ. Каждому изъ насъ во всемъ: въ трудахъ и занятіяхъ, въ пищѣ и одеждѣ, въ удовольствіяхъ и развлеченіяхъ, въ забавахъ и увеселеніяхъ также, какъ въ скорбяхъ и печаляхъ, нужно знать мѣру и изъ предѣловъ ея не выходить. Умѣренность можетъ ограничить наши тѣлесныя потребности до весьма малыхъ размѣровъ. Умѣренность дастъ намъ такое довольство малымъ, какого часто не имѣютъ люди, обладающіе несмѣтными средствами. Умѣренность избавитъ насъ отъ крайне вреднаго недовольства своимъ состояніемъ и даже «разочарованія», жизнію, отъ зависти, вражды и ссоръ, предохранитъ насъ отъ объяденія и пьянства, спасетъ насъ отъ всѣхъ другихъ плотскихъ страстей и пороковъ. Умѣренность заставитъ насъ въ самыхъ трудахъ не доходить до изнеможенія, не браться за занятія непосильныя, а потому вредныя для насъ. Умѣренность не допуститъ, что-бы мы проводили время въ разлукѣ и непристойномъ весельѣ. Умѣренность и въ горѣ дастъ бодрость и силу перенести его, обращая наше сердце къ Тому, Кто по премудрымъ планамъ, устрояя наше спасеніе, посылаетъ намъ разныя скорби, дабы избавить насъ отъ порочной жизни, дабы отвлечь отъ пристрастія къ землѣ и плоти и предотвратить отъ разныхъ опасныхъ для насъ искушеній. При умѣренности во всемъ образѣ жизни, сколько сбережется у человѣка и силъ, и здоровья, и средствъ! Воистину въ ней великое богатство для всякаго изъ насъ. Будь, возлюбленный братъ, умѣренъ во всемъ въ жизни — и ты будешь доволенъ своимъ жребіемъ, здоровъ, веселъ и счастливъ, на сколько то доступно человѣку въ здѣшней жизни.

Чтобы убѣдиться въ томъ, что слова святителя Митрофана о трудѣ и умѣренности справедливы, намъ, братіе, стоитъ только оглянуться кругомъ себя. Кто у насъ бѣденъ и нищъ, кто скитается по всему свѣту безъ дѣла и занятій, составляя бремя для отдѣльныхъ лицъ и цѣлыхъ обществъ? Тотъ, кто не хочетъ трудиться, — кто пріобыкъ къ нищенству, обратившемуся въ постыдное ремесло, — кто предается пьянству и всякому невоздержанію, — кого родители съ юныхъ лѣтъ не пріучили къ труду и на кого не наложили узду умѣренности и воздержанія. Бѣдны и нищи, жалки и несчастны такіе люди.

Въ нынѣшнее время, когда почти всѣ жалуются на тяготы и бѣды жизни, примемъ всѣ къ сердцу наставленіе великаго святителя Митрофана о трудѣ и умѣренности. Не безъ основаній, въ укоръ нашему времени, какъ на причину нашихъ бѣдъ часто указываютъ на Божіе наказаніе за то, что люди не хотятъ жить по Божьему закону: трудолюбиво и честно, умѣренно и воздержно. Земледѣльцы не видятъ хорошихъ урожаевъ на своихъ нивахъ потому, что не хотятъ должнымъ образомъ обработать свою кормилицу — землю. Ремесленники и фабричные рабочіе живутъ въ бѣдности и убожествѣ потому, что не только воскресные и праздничные дни посвящаютъ не Богу и заботѣ о душѣ своей, а даже и многіе рабочіе дни проводятъ въ пьянствѣ и распутствѣ. И торговцы часто не богатѣютъ потому, что не хотятъ по совѣсти и для Бога богатѣть, а лишь для того, чтобы проводить жизнь въ неумѣренной роскоши и удовольствіяхъ.

III. Помолимся, братіе, великому угоднику Божію, святителю Митрофану, да поможетъ онъ своимъ ходатайствомъ предъ Богомъ всѣмъ сынамъ Россіи пріобрѣсти и сохранить добрые навыки къ труду и умѣренности. И всѣ мы постараемся всѣми силами въ жизни слѣдовать завѣщанію святителя: «употреби трудъ, храни мѣрность». Аминь. (Извлеч. изъ «Словъ, рѣчей и поученій» прот. Е. Мегорскаго съ небольш. допол. и измѣненіями).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 587-589.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0