Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-ое. Св. Митрофанъ, епископъ воронежскій.

(О томъ, какъ по христіански пріобрѣсть богатство, здоровье и вѣчное спасеніе души).

I. Св. нынѣ ублажаемый Митрофанъ, первый епископъ воронежскій, въ схимонахахъ Макарій, происходилъ изъ духовнаго званія и родился въ 1623 году во владимірской епархіи. Овдовѣвъ на 40 году, онъ принялъ постриженіе въ монашество. За строгость жизни возведенъ былъ въ игумена и управлялъ монастырями, сначала Яхромскимъ, потомъ Унженскимъ. Въ 1682 году онъ былъ поставленъ во епископа вновь открытой воронежской епархіи и участвовалъ въ вѣнчаніи на царство Іоанна и Петра Алексѣевичей. Двадцать лѣтъ святой Митрофанъ управлялъ епархіею, устрояя въ ней церкви, благоустрояя монастыри и назидая пасомыхъ словомъ и примѣромъ. Между прочимъ онъ начерталъ слѣдующія правила жизни: «употреби трудъ, сохраняй умѣренность — богатъ будешь; наблюдай умѣренность въ пищѣ и питіи — здоровъ будешь; дѣлай добро, избѣгай зла — спасенъ будешь».

Святитель пользовался особеннымъ уваженіемъ Императора Петра І-го, которому не разъ помогалъ денежными пожертвованіями «на ратныхъ». Святитель почилъ 23 ноября 1703 года. Царь прибылъ въ Воронежъ и вмѣстѣ съ своими подвижниками несъ гробъ его для погребенія. 1832 года 6 августа были открыты святыя мощи его, и онъ причисленъ къ лику святыхъ.

II. Обратите, братіе, вниманіе на мудрыя правила жизни, начертанныя святителемъ Митрофаномъ. Они ведутъ къ обладанію благосостояніемъ, здоровьемъ и спасеніемъ души.

Да, эти предметы дѣйствительно весьма важны: богатство и здоровье весьма желательны почти для всѣхъ для настоящей жизни, а блаженство есть предметъ всеобщихъ желаній для будущей. Святитель Митрофанъ, епископъ воронежскій, для полученія этихъ благъ предлагаетъ намъ средства самыя простыя и доступныя для всѣхъ и каждаго — какъ для богатаго, такъ и для бѣднаго, какъ для знатнаго, такъ и для незнатнаго. Не нужно для этого ни ѣхать въ далекія страны, ни переплывать бурныхъ морей, ни подвергаться какимъ-либо опасностямъ.

а) Тяжело на свѣтѣ жить бѣдняку, всякому хотѣлось бы имѣть достатокъ. Кому бѣдность и нищета не надоѣла? Кто бы не пожелалъ пожить покойно и довольно? Для этого святитель Митрофанъ предлагаетъ намъ такой совѣтъ: «употреби трудъ, храни умѣренность — богатъ будешь». Вѣдь всѣмъ намъ хорошо извѣстно, что главная причина бѣдности есть большею частію жизнь праздная и несообразная съ состояніемъ, когда не только не умножается состояніе, но и доставшееся по наслѣдству вскорѣ уничтожается. И такъ, кто хочетъ быть богатымъ или по крайней мѣрѣ жить безъ нужды, тотъ непремѣнно долженъ трудиться въ своемъ званіи, въ какомъ Господь поставилъ его, и трудъ его никогда не останется безъ должнаго вознагражденія, — только нужно хранить при этомъ умѣренность въ получаемомъ вознагражденіи отъ труда, хранить умѣренность и въ одеждѣ, и въ пищѣ, и въ питьѣ, а особенно въ употребленіи вина, ибо любяй вино и елей, по словамъ премудраго, не обогатится.

б) Равнымъ образомъ кто изъ насъ не хочетъ быть здоровымъ? Здоровье гораздо дороже богатства. Лучше нищъ, да здравъ, говоритъ Сирахъ, нежели богатъ — ураненъ тѣломъ своимъ. Для полученія здоровья многіе отказались бы отъ богатства и почестей. Святитель Митрофанъ на это преддагаетъ намъ такой совѣтъ: «воздержно яждь, мало пій, — здравъ будеши». И дѣйствительно, главною причиною нашихъ болѣзней служитъ невоздержаніе въ пищѣ и питіи. Воздержный человѣкъ и весьма слабое здоровье свое поддерживаетъ и нерѣдко доживаетъ до старости, а невоздержный и самое прочное свое здоровье разстроиваетъ и преждевременно приближаетъ себя къ могилѣ.

в) Наконецъ, кто не желаетъ изъ насъ получить вѣчное спасеніе? Это главная цѣль нашего существованія на землѣ. Для полученія спасенія многіе покидали богатство, почести, не щадили здоровья, жили въ пустыняхъ и пропастяхъ земныхъ, радостно умирали. Такъ вотъ святитель Митрофанъ и на это предлагаетъ намъ совѣтъ: «твори благо, бѣгай злаго — спасенъ будеши». Что можетъ быть легче и удобнѣе этого для исполненія? Къ дѣланію добра все насъ должно побуждать: и разумъ, и совѣсть, и законъ нашего Спасителя, а отъ дѣланія зла все должно насъ отвращать, такъ какъ зло несвойственно человѣку, созданному для добра.

III. Таковы совѣты святителя Митрофана для полученія каждому изъ насъ богатства, здоровья и спасенія. Совѣты вѣрные, испытаиные имъ самимъ. Онъ, по званію своему, былъ епископомъ города Воронежа и получалъ по своему времени небольшое денежное вознагражденіе за свои труды; но какъ хранилъ умѣренность во всемъ, то былъ богатъ, такъ что не разъ помогалъ императору Петру, нуждавшемуся въ деньгахъ для сооруженія флота противъ невѣрныхъ. Святитель Митрофанъ воздержно ѣлъ, мало пилъ и, доживя до глубокой старости, умеръ 80 лѣтъ. Творилъ въ жизни всѣмъ и каждому благо, а злаго удалялся, и за это Господь душу его вчинилъ въ мѣстѣ святыхъ, а тѣло прославилъ нетлѣніемъ и чудотвореніемъ, такъ что святитель не только съ вѣрою притекающихъ къ цѣльбоноснымъ мощамъ его, но и далече отстоящихъ исцѣляетъ отъ разныхъ болѣзней. (Сост. Г. Д—ко по Воскресн. чт.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 586-587.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0