Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 1-ое. Св. благовѣрный князь Александръ Невскій.

(Уроки изъ его жизни: а) помни часъ смертный и б) причащайся предъ смертію св. Христовыхъ таинъ).

I. Св. благовѣрный князь Александръ Невскій, память коего совершается нынѣ, жилъ въ смутное время Россіи. Ее раздирали междоусобія князей, области и города ея разоряли татары, страна новгородская терпѣла отъ набѣговъ шведовъ, литовцевъ и ливонскиіъ рыцарей. Ливонскіе рыцари, будучи усердными католиками, хотѣли обратить русскихъ въ католичество. Въ числѣ защитниковъ русской земли славнѣйшимъ былъ Александръ, второй сынъ великаго князя Ярослава второго. Онъ родился въ 1220 году и, съ юности отличаясь мудростію, грамотностію и благочестіемъ, заслужилъ любовь народа и милость Божію. Александръ старался облегчить несчастія народа, заботился о правдѣ и милости въ судахъ, увѣщевалъ гражданъ къ миру и милосердію, строилъ крѣпости изъ опасенія вражескихъ набѣговъ и побѣдоносно отражалъ ихъ. Въ теченіе одиннадцати лѣтъ своего великаго княженія онъ принесъ много добра для вѣры, церкви и народа. Нѣсколько разъ онъ предпринималъ трудныя и опасныя поѣздки въ Орду для блага Россіи. Въ одну изъ такихъ поѣздокъ, на обратномъ пути, въ Городцѣ Волжскомъ, селѣ Нижегородской губерніи, Александръ тяжко занемогъ и, предчувствуя близкую смерть, о которой онъ никогда не забывалъ въ теченіе всей своей жизни, принялъ схиму, съ именемъ Алексія, сдѣлалъ нужныя распоряженія, благословилъ всѣхъ окружающихъ его и со всѣми простился. Потомъ исповѣдался, пріобщился св. таинъ и скончался въ ноябрѣ 1263 г., на 44-мъ году жизни.

II. Изъ многихъ уроковъ, которые представляетъ намъ жизнь св. благовѣрнаго князя Александра Невскаго, возьмемъ только два: первый тотъ, что мы должны, по примѣру св. царственнаго угодника Божія, всегда помнить о смерти, второй тотъ, что, когда смерть приближается, мы должны всемѣрно стараться, очистивъ свою душу покаяніемъ, причаститься св. Христовыхъ таинъ, какъ залога жизни вѣчной.

а) Великое и душеспасительное дѣло помнить свой смертный часъ.

Разсказываютъ, что одинъ узникъ, услышавъ съ вечера, что его въ слѣдующее утро предадутъ смерти, отъ чрезвычайнаго страха сдѣлался совершенно сѣдымъ въ продолженіе ночи. Что же должно случиться при смерти съ худымъ христіаниномъ, который слышалъ о гнѣвѣ Божіемъ, о неумолимомъ правосудіи, о страшномъ судѣ Божіемъ, о лютѣйшихъ и вѣчныхъ мукахъ, когда совѣсть, какъ по списку, станетъ считать всѣ его прежніе поступки, когда представится очамъ его цѣлая жизнь, подобно привидѣніямъ явятся — распутство, невоздержаніе, своеволіе, гордость, дерзость, безстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратныя сообщества, сквернословіе, скверные замыслы? И вотъ, за все это его уже призываютъ на судъ, — менѣе минуты осталось для приготовленія, смерть у порога, а вмѣстѣ съ ней правосудіе Божіе!.. Мысль, что чрезъ часъ, чрезъ два, на самомъ опытѣ откроется, справедливо ли говорили, что есть адъ и что должно предстать на судъ Божій, — эта мысль какъ молотомъ ударяетъ въ сердце. Тогда несчастный человѣкъ увидитъ себя стоящимъ между временемъ и вѣчностью, увидитъ быстро улетающее время и съ такою же быстротою наступающую безконечную вѣчность. Тогда онъ узнаетъ, что чрезъ нѣсколько часовъ послѣдуетъ то опредѣленіе, которымъ навсегда рѣшится судьба его. Тогда станутъ тѣсниться въ безпокойномъ умѣ его разныя мысли и представленія. Какимъ явится ему грозный Судія? на какомъ престолѣ? какія существа окружаютъ Его? съ какимъ гнѣвомъ и въ какихъ словахъ изречетъ Онъ опредѣленіе Свое? Какой при этомъ будетъ страхъ? Какой трепетъ проникнетъ сердце? Какое безпокойство возмутитъ разумъ! какой мракъ покроетъ очи! — Но у кого достанетъ словъ къ описанію сего ужаса? Поистинѣ, его и представить невозможно. Праведники, которые часто ожидаютъ смерти, какъ спокойнаго пристанища, такъ иногда бываютъ поражены размышленіемъ о страшномъ судѣ и Божіемъ правосудіи, что смертъ, вообще для нихъ вожделѣнная, представляется имъ даже горькою и страшною.

Праведенъ былъ царь Езекія, но когда пророкъ Исаія предсказалъ ему смерть, то съ великимъ плачемъ началъ просить у всемогущаго Бога продолженія жизни. И плакася Езекія плачемъ великимъ (4 Цар. 20, 3).

Праведенъ былъ Симеонъ, ради Христа избравшій юродство — подвигъ самый трудный; однако и онъ, при кончинѣ своей, началъ взывать къ Іоанну діакону, своему другу: «Іоанне, всѣми силами заботься о душѣ своей, чтобы послѣ можно было спокойно перенести часъ смерти и безъ боязни перейти область сихъ мраковъ; одному только Богу извѣстно, въ какомъ я теперь нахожусь страхѣ и безпокойствѣ».

Дивной святости былъ великій Арсеній, презрѣвшій санъ сенатора, но при кончинѣ своей и онъ весь дрожалъ и чрезвычайно смущался. Братія вопрошали его съ удивленіемъ: «и ты, отче, боишься смерти?» – «Да, отвѣчалъ онъ, страхъ сей возмущалъ меня въ продолженіе всей моей жизни въ монашествѣ».

Кто былъ Иларіонъ Великій, который началъ служить Богу съ младенчества? — Но и онъ утѣшалъ при смерти своей ужасающуюся душу свою, и онъ говоритъ: «изыди, душе моя, изыди, чего страшишься, почто колеблешься? — Ты почти семьдесятъ лѣтъ служила Христу, и боишься смерти!» — Тягостенъ конецъ жизни человѣческой! страшенъ часъ смерти! Если праведный едва спасется, то гдѣ будетъ нечестивый и грѣшный? (Притч. 11, 31). Если такъ страшна смерть для пророковъ, пустынниковъ и праведниковъ, то сколь ужасна должна быть она для грѣшниковъ! Самые праведники трепещутъ, страшась правосудія Божія, котораго они ничѣмъ не оскорбили: какъ же не оцѣпенѣть грѣшникамъ, которые хладнокровно, безъ всякаго разсужденія, оскорбляли величіе Божіе тысячами неслыханныхъ беззаконій, которыхъ вся жизнь была — однимъ безпрерывнымъ грѣхомъ!

Слѣпцы! доколѣ же мы станемъ нерадѣть о себѣ? доколѣ станемъ обманывать себя самихъ пустою надеждою жизни долговременной? Знайте же, что кто отлагаетъ покаяніе къ концу своей жизни, тотъ никогда не достигнетъ своей цѣли; а кто, будучи еще здоровъ, очиститъ оскверненную грѣхами совѣсть святою исповѣдію, тяжкимъ воздыханіемъ, горькими слезами, тотъ безъ сомнѣнія сподобится благаго конца своей жизни, спокойной смерти и нескончаемаго царствія небеснаго, чего всѣмъ истинно вѣрующимъ христіанамъ нельзя не пожелать отъ всей души. (См. соч. Ѳеофана Прокоповича, сн. № 342 «Троицк. листка»).

б) Очистивъ душу свою христіанскою исповѣдію, каждый умирающій долженъ возжелать всѣми силами своей души причаститься св. Христовыхъ и животворящихъ таинъ.

Но помни, что покаяніе твое должно быть истинное, сердечное, отъ глубины всей души.

Братъ-христіанинъ, желающій причаститься св. таинъ! Видишь ли ты сей св. хлѣбъ? Видишь ли ты чашу, стоящую на св. престолѣ? Тамъ тѣло Христово, тамъ кровь Христова. Это — огнь Божественный, достойныхъ просвѣщающій и очищающій, а недостойныхъ опаляющій и сожигающій. Не приближайся сѣмо, не подходи. Прежде распутай связывающія твою душу узы грѣховныя чистосердечною исповѣдію. Если ты съ кѣмъ во враждѣ: развяжи узелъ вражды и примирися съ ближнимъ твоимъ. Если ты обидѣлъ кого, если ты укралъ, отнялъ, если держишь чужую вещь, развяжи узелъ обиды, возврати обиженному отнятое тобою.

Если живешь въ преступной связи съ кѣмъ, къ соблазну многихъ: разсѣки этотъ грѣховный узелъ, освободи душу изъ плѣна діавольскаго. Мѣсто бо, на немже стоиши, земля свята есть! Этотъ святый престолъ, къ которому ты приближаешься, это мѣсто, гдѣ ты стоишь и причащаешься, — есть святая святыхъ — земля свята есть! Тутъ невидимо предстоятъ святые ангелы и закрываютъ свои лица отъ страха, трепета и благоговѣнія.

Моѵсей со страхомъ подходилъ къ горящей купинѣ, въ которой былъ Самъ Богъ. Съ тѣмъ же страхомъ и трепетомъ отверзай и ты свои уста къ принятію св. причащенія. И ты говори: вѣрую, Господи, что Ты — Богъ; исповѣдую, что я — трава изсохшая... Не достоинъ я по грѣхамъ моимъ приступать къ Богу, дабы не потерпѣть мученія, сѣно коснуться огня, чтобъ не сгорѣть. Но Ты Самъ зовешь меня, Самъ призываешь: итакъ, иду я, нечистый, чтобы получить очищеніе отъ Тебя — источника святыни; иду немощный, чтобы получить исцѣленіе отъ Тебя — врача душевнаго и тѣлеснаго; иду мертвый, чтобы получить воскрешеніе отъ Тебя, хлѣба жизни. Я иду освятиться и просвѣтиться, — потому болѣе и иду, что я грѣшенъ и недостоинъ... Иду къ Тебѣ, чтобы не удалиться отъ Тебя, чтобы врагъ совсѣмъ не завладѣлъ душею моею. И паки исповѣдую, что я недостоинъ, потому что я грѣшенъ. Но Ты вѣдь и пришелъ на землю затѣмъ, чтобы грѣшниковъ спасти! О, Господи, спаси же! Благословенъ грядый во имя Господне!

Съ такими чувствами и помышленіями приступай ко св. причащенію, и тогда это великое таинство не будетъ тебѣ во осужденіе. Когда Моνсей сходилъ съ Синайской горы, лицо его такъ сіяло, что народъ еврейскій не могъ смотрѣть на него. Посему Моисей и возложилъ покрывало на лицо свое. Такъ просіяло небесною славою лицо Моνсеево отъ того только, что онъ бесѣдовалъ съ Богомъ на Синаѣ. Но подумайте, братія, какое великое различіе: бесѣдовать съ Богомъ и принимать Самого Бога въ свои уста, въ свое сердце!.. Если лицо Моνсея такъ сіяло отъ одного собесѣдованія, то какъ же не сіять душѣ того, кто причащается самаго тѣла и крови Христовой въ пречистыхъ тайнахъ? Боялись евреи смотрѣть на сіяющее лицо Моνсеево; а св. Златоустъ говоритъ, что діаволы боятся, трепещутъ, бѣгутъ отъ лица причащающагося св. таинъ, потому что въ тотъ часъ причастникъ дышитъ огнемъ Божественнымъ. Видѣніе дивное для ангеловъ и страшное для демоновъ! Не сіяетъ такъ звѣзда на небѣ, какъ сіяетъ душа христіанина отъ свѣта благодати Божіей въ тотъ часъ, когда онъ причащается. И это потому, что когда мы причащаемся, тогда сами содѣлываемся членами тѣла Христова, соединяемся со Христомъ. И если бы душа наша въ сей часъ разлучилась съ тѣломъ, то она получила бы себѣ мѣсто съ мучениками, дѣвственниками и преподобными... Боже мой! Избавитель мой! Пусть я умру, если будетъ на то воля Твоя святая, въ лѣсу ли глухомъ, или въ иномъ какомъ пустынномъ мѣстѣ: это для меня все равно, лишь бы прежде смерти сподобиться мнѣ истинно-христіанскаго покаянія и причащенія пречистаго тѣла и крови Твоей! Вѣдь если въ тотъ часъ Ты будешь при мнѣ, то я не боюсь погибели: съ такимъ напутствіемъ, какъ тѣло и кровь Твоя, я крѣпко надѣюсь достигнуть Твоего небеснаго царствія.

Братъ-христіанинъ! Когда ты причастишься св. Христовыхъ таинъ, то берегись, какъ бы не потерять то, что получилъ. Веди себя осторожно, чтобы не выпалъ у тебя сей драгоцѣнный камень. Охраняй себя отовсюду, чтобы не выхватилъ его лукавый изъ души твоей. Освятился ты святынею сей: живи же теперь, какъ подобаетъ святому. (См. поучен. святителя Иліи Минятія, сн. «Троицк. листокъ» № 210).

III. Братія-христіане! Сыны православной церкви! Не пропустимъ этихъ словъ мимо нашего сердца, но напечатлѣемъ ихъ въ глубинѣ своей души на всю жизнь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 583-586.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0