Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать второй день.

Св. муч. Михаилъ, князь тверской.

(Уроки изъ его жизни: а) любовь къ отечеству и б) безропотное перенесеніе скорбей).

I. Сегодня празднуется у насъ память одного изъ славныхъ предстателей земли русской, изъ русскаго княжескаго рода, бывшаго на Руси великаго князя, св. мученика Михаила тверского.

Жилъ великій князь Михаилъ тверской въ тяжелыя времена татарщины, когда жестокость, насиліе и безправіе царили въ русской землѣ, — когда воля хана татарскаго значила все, — когда одно грозное его слово вело къ разрушенію и опустошенію цѣлыхъ областей русскихъ. Въ такія-то трудныя времена, при татарскомъ ханѣ Узбекѣ, около 600 лѣтъ тому назадъ, занималъ на Руси великокняжескій престолъ тверской князь Михаилъ. Много онъ терпѣлъ и много смирялся предъ непобѣдимою властью и силою татарскою, не желая навлечь бѣды на свой многострадальный народъ. Но однажды долженъ былъ взяться и за мечъ, вынуждаемый несправедливымъ нападеніемъ на него войска ханскаго. «Князь, ты правъ предъ лицемъ Всевышняго; возьми мечъ, съ тобою твои вѣрные слуги», говорили епископы и бояре любимому князю. И онъ собралъ войско и разбилъ грознаго Кавгадыя, военачальника ханскаго, и плѣнилъ самого Кавгадыя. Но и при такомъ успѣхѣ великій князь смиряется; онъ видитъ, что не справиться ему со всею силою татарскою, которая готова была подняться на него по одному слову Узбека; онъ отпускаетъ на волю Кавгадыя, оправдывается несправедливымъ на него нападеніемъ и, по приказанію хана, ѣдетъ въ орду, почти навѣрное зная, что его тамъ ожидаетъ.

«Можетъ быть, въ послѣдній разъ открываю я тебѣ мою душу, говорилъ онъ своему духовнику: я всегда любилъ отечество. Благослови меня пролить кровь за Русь, если будетъ нужно, и моли, да проститъ мнѣ Богъ грѣхи мои». Бояре и народъ умоляли князя не ѣхать въ орду, сыновья слезно просили послать одного изъ нихъ для умилостивленія хана: но святой князь отвѣчалъ съ твердостію: «не васъ, дѣти мои, а меня требуетъ ханъ. Можемъ ли мы бороться со всею силою его. Если я не исполню его приказанія, онъ опять станетъ опустошать область мою, тысячи христіанъ сложатъ головы свои, или пойдутъ въ плѣнъ. Умереть же всѣмъ надо; лучше же положить душу за многія души». И великій князь поѣхалъ.

Несчастнаго князя заковали въ цѣпи, наложили на шею его желѣзную колоду и повлекли вслѣдъ за ханомъ, отправлявшимся со своею дружиною на охоту къ берегамъ Терека. Мѣсяцъ-другой продолжались такія страданія князя. «Человѣколюбивый Владыко, слава Тебѣ!» восклицалъ часто князь въ своемъ безъисходномъ горѣ. «Ты, Господи, удостоилъ меня начать страдальческій подвигъ, удостой же и кончить его!» Сопутствовавшіе ему вѣрные бояре сокрушались объ его уничиженіи и страданіяхъ. «Друзья мои, говорилъ имъ князь, вы долго видѣли меня въ чести и славѣ; возропщемъ ли на Бога за униженіе кратковременное?»

Наконецъ князь былъ приговоренъ Узбекомъ къ смертной казни. Въ день своей смерти князь выслушалъ обѣдню, пріобщился св. таинъ и спокойно ожидалъ смерти, повторяя, между прочимъ, псаломскія слова: «кто дастъ ми крылѣ, яко голубинѣ, и полечу и почію!» Наконецъ, по указанію Кавгадыя, палачи, какъ звѣри, бросились на великаго князя, молившагося въ своемъ шатрѣ; повергли его на земь, били и топтали ногами; затѣмъ одинъ изъ палачей вонзидъ мечъ въ грудь князя; «и тако предаде душу въ руцѣ Господни, ноября 22, въ 7 часовъ дня; говоритъ древняя лѣтопись, — и причтеся къ лику святыхъ со сродниками своими Борисомъ и Глѣбомъ и Михаиломъ черниговскимъ».

Лѣтописи называютъ святого князя тверского Михаила «отечестволюбцемъ». Такимъ онъ былъ при жизни, такимъ онъ, безъ сомнѣнія, остался и по своей мученической кончинѣ.

II. Страдальческая кончина св. благовѣрнаго княза Михаила тверского предлагаетъ намъ два урока для нашего подражанія.

а) Первый урокъ сосгоитъ въ томъ, чго мы должны, подражая св. князю, который былъ истинный отечестволюбецъ, любить крѣпкою любовію свое отечество. Чувство любви къ родинѣ, или чувство патріотическое есть одно изъ самыхъ высокихъ и благороднѣйшихъ явленій въ человѣческой природѣ. Исторія украшаетъ свои лучшія страницы высокими подвигами патріотизма.

аа) Въ самомъ священномъ писаніи подвиги патріотизма или пламенной любви къ своей родинѣ изображаются рядомъ съ величайшими подвигами вѣры. Величайшіе представители ветхозавѣтнаго міра: Моνсей, Іисусъ Навинъ, Самуилъ, Давидъ, Илія, Елисей, Исаія, Іеремія, Даніилъ, Ездра, Зоровавель, Неемія, братья Маккавеи, великія ветхозавѣтныя жены — Маріамъ, Деввора, Есфирь, Юдифь представляютъ намъ образцы высокого патріотизма.

бб) Въ нѣкоторыхъ изъ святыхъ людей пламенные порывы любви къ родинѣ или патріотизма до того возвышались, что они готовы были изъ любви къ своему народу не только пожертвовать всѣми благами временной жизни, но, если бы то было возможно предъ судомъ высочайшаго правосудія Божія, самымъ вѣчнымъ спасеніемъ своимъ, самымъ Божіимъ благоволеніемъ къ нимъ: св. пророкъ Моνсей молилъ Бога лучше изгладить его изъ книги жизни, но не лишать Своего благоволенія избранный народъ (Исх. XXXII, 32): св. апостолъ Павелъ со скорбію говорилъ, что онъ желалъ бы самъ быть отлученнымъ отъ Христа изъ-за любви къ братіи своей — роду израильскому (Рим. IX, 3).

вв) Самъ Господь нашъ І. Христосъ, явившійся на землѣ, какъ истинный Богъ и истинный человѣкъ со всѣми человѣческими свойствами и стремленіями, кромѣ грѣховныхъ, и показавшій намъ въ Своей жизни высокіе образцы послушанія сыновняго (Лук. II, 5—7), любви дружеской (Іоан. XI, 3, 33 — 36), вмѣстѣ съ тѣмъ показалъ намъ образецъ и любви къ народу Своему. Онъ хотя посланъ былъ возвѣстить евангеліе царствія всѣмъ людямъ, но прежде всего пришелъ къ своимъ (Іоан. I, 11), къ единомышленникамъ — къ овцамъ погибшимъ дома израилева (Мѳ. ХѴ, 24), и имъ первымъ возвѣстилъ тайны царствія Божія, и старался собрать ихъ около Себя, какъ птица собираетъ птенцовъ подъ крылья свои (Матѳ. XIII, 37—39); когда же они это не восхотѣли, не приняли Его, возненавидѣли, хотѣли убитъ, Онъ, — Святѣйшій, скорбѣлъ и плакалъ о ихъ ослѣпленіи и предуготовляемой ими для самихъ себя гибели (Лук. XIX, 41— 44).

Такъ любовь къ своему народу составляетъ въ насъ не только привязанность естественную, но и чувство высоко-нравственное, добродѣтель христіанскую.

б) Второй урокъ, представляемый страдальческою кончиною св. благовѣрнаго князя Михаила тверскаго, состоитъ въ томъ, что мы, по примѣру св. страстотерпца князя, никогда не должны роптать на Бога, когда Онъ посылаетъ намъ скорби, но благодарить Его, ибо скорби есть необходимое условіе для нашего спасенія.

Гораздо было бы хуже для насъ, если бы мы никакихъ скорбей не испытывали въ жизни: тогда мы легко могли бы забыть Бога, и такимъ образомъ сойти съ пути, ведущаго въ царствіе Божіе. Оттого-то и трудно богатымъ войти въ царствіе небесное: печалей у нихъ большихъ не бываетъ, въ довольствѣ они всегда живутъ: къ Богу прибѣгнуть нѣтъ имъ случая: такъ все у нихъ идетъ хорошо. Нѣтъ, не сѣтовать безутѣшно, а Бога благодарить ты долженъ, что Онъ хоть какія-нибудь попускаетъ испытывать скорби, при которыхъ ты о Немъ вспоминаешь: это значитъ, что Онъ тебя не забылъ, не оставилъ Своею благодатію и ведетъ тебя въ царствіе Свое небесное. Разсказалъ нѣкто изъ отцевъ другому, что, бывши въ Александріи, онъ пришелъ однажды въ церковь помолиться, и увидѣлъ тамъ женщину богобоязненную. Она была въ черномъ, печальномъ одѣяніи, и, молясь предъ иконою Спасителя, все плакала и со слезами повторяла: «оставилъ мя еси, Господи, помилуй мя, милостивый!», Что это она такъ плачетъ? — подумалъ я. Вдова она, и видно, отъ кого-нибудь обиду терпитъ. Поговорю съ нею и успокою ее. Дождавшись конца ея молитвы, я подозвалъ къ себѣ слугу ея, который былъ при ней, и сказалъ ему: скажи госпожѣ своей, что мнѣ нужно съ нею поговорить. Когда она подошла, я, оставшись съ нею наединѣ, сказалъ ей: «видно, обижаетъ тебя кто-нибудь, что ты такъ плачешь?» — «Ахъ, нѣтъ, отвѣчала она, и опять заплакала: нѣтъ, отче, не знаешь ты моего горя. Среди людей я живу, и ни отъ кого не терпѣла оскорбленія никакого. И вотъ о томъ я и плачу, что такъ какъ живу въ забвеніи о Богѣ, то и Богъ забылъ посѣщать меня и три уже года, какъ я не знаю никакой скорби. И ни я сама не была больна, ни сынъ мой, и ни курицы у меня изъ дома не пропало. Думая, поэтому, что Богъ за грѣхи мои оставилъ меня, не посылалъ мнѣ никакихъ скорбей, я плачу предъ Нимъ, чтобы онъ помиловалъ меня по милости Своей». Выслушавъ это отъ нея, я удивился богобоязненной и крѣпкой ея душѣ и, молясь за нее Богу, доселѣ дивлюсь ея крѣпости (Прол. апр. 5 числа). Вотъ какъ люди богобоязненные разсуждаютъ, когда долго не бываетъ у нихъ скорбей: имъ тогда думается, что Богъ забылъ ихъ: скорби они считаютъ за особенное къ себѣ вниманіе отъ Бога, за особенную Его къ себѣ милость.

III. Даруй же намъ, Господи, терпѣніе въ скорбяхъ и охраняй нашу дорогую родину предстательствомъ вѣрныхъ Своихъ чадъ. (Сост свящ. Гр. Дьяченко по «Слов. и рѣч.и прот. А. Иванцова-Платонова, — прот. Р. Путятина и друг. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 581-583.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0