Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 6-е. День Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(Объ обѣтахъ).

I. Исторія нынѣшняго праздника представляетъ намъ, бр., одинъ изъ самыхъ назидательныхъ уроковъ, какъ свято должны быть исполняемы каждымъ изъ насъ даваемые нами по тому или иному случаю обѣты. Праведные Іоакимъ и Анна, до старости не имѣвшіе дѣтей, дали обѣщаніе Господу, что если Онъ Милосердый разрѣшитъ неплодство ихъ, то они посвятятъ дитя свое на служеніе Ему. Господь внялъ ихъ молитвѣ, и раждается у нихъ дочь. И вотъ едва исполнилось ей три года отъ рожденія, благочестивые супруги спѣшатъ исполнить свой обѣтъ. Радость свою, утѣху старости, единственное дѣтище ведутъ они во храмъ Божій и здѣсь оставляютъ на жительство во славу Божію, оставшись сами снова бездѣтными. Примѣръ для всѣхъ и на всѣ времена достоподражаемый. Но подражаемъ ли мы ему?

II. Давать обѣты Богу кто и изъ насъ не давалъ? Случись съ человѣкомъ бѣда или опасность: сейчасъ за обѣщаніе! И тотъ обѣщаетъ Богу злато и сребро, другой — свѣчу или иное что; порочный клянется: не буду больше предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность, и — какъ часто! — обѣтъ забытъ. Правда, если обѣщалъ кто Богу свѣчу или справить молебенъ, — подобные обѣты еще справляются: но тѣ-то обѣты, что посущественнѣе, тѣ какъ и насколько исполняются?

а) Слова нѣтъ, иногда и радъ бы исполнить обѣтъ, да возможности нѣтъ по той или иной причинѣ: но часто ли это бываетъ? А если и бываютъ такіе случаи, то опять не по нашей ли собственной винѣ? Зачѣмъ давать такіе обѣты, которые могутъ послѣ оказаться, какъ и оказываются, неудобоисполнимыми? Напримѣръ, бываетъ, матери семействъ даютъ обѣщаніе сходить на богомолье вдаль. Понятно, какъ неудобно для матерей исполнять подобные обѣты. Да и самое исполненіе такихъ, обѣтовъ насколько спасительно? Ужели нужно доказывать, что — оставить семью и дѣтей безъ призора и итти вдаль на богомолье — не только не богоугодное дѣло, а и неразумное? Ужели нельзя дать обѣта удобоисполнимѣйшаго? Напримѣръ: не употреблять никогда и никакихъ ругательныхъ словъ, не позволять себѣ нескромныхъ шутокъ даже и за пирами веселыми, не пѣть мірскихъ пѣсенъ, никогда не лгать и не божиться, молча переносить женѣ отъ мужа огорченія, терпя ради Господа, — вина не пить, и что ты прежде пропивалъ, раздавать бѣднымъ, — нигдѣ, никогда и ни подъ какимъ видомъ и предлогомъ не брать чужого, всякое дѣло чужое править по совѣсти, какъ предъ Богомъ и т. д. Все это исполнять, правда, мы и безъ обѣта обязаны по общему для всѣхъ христіанскому долгу, и обѣтомъ въ этомъ случаѣ мы только крѣпче связываемъ себя къ исполненію этого долга: но за то такіе обѣты всегда удобоисполнимы, и главное отъ исполненія ихъ несравненно больше можетъ быть пользы, чѣмъ отъ тѣхъ обѣтовъ, что даетъ большинство изъ васъ. Такъ, свѣчу то ты поставишь: но на какія деньги? всегда ли на праведныя? Возьмешься держать постъ въ извѣстные дни: но о спокойствіи семьи не печешься, языку даешь полную волю и т. п. Какой же тутъ толкъ? какая польза отъ твоего обѣта?

Самое лучшее при этомъ – давать обѣты всегда съ вѣдома и благословенія отца духовнаго, какъ и при невозможности исполнить обѣтъ — самое же лучшее просить отца духовнаго перемѣнить необдуманно данный обѣтъ на другой какой, и этотъ другой непремѣнно исполнить, дабы за несоблюденіе обѣта не подпасть гнѣву Божію. Аще обѣщаеши обѣтъ Господеви Богу твоему, говоритъ писаніе, да не умедлиши воздати его, яко взыская взыщетъ Господь Богъ твой отъ тебе и будетъ на тебе грѣхъ (Второз. XXIII, 21 и д.).

Впрочемъ, кто же, у кого есть хоть малая доля смыслу, не въ состояніи и самъ понять всей тяжести грѣха сего? Обѣщать и не исполнить обѣщанія — что можетъ быть зазорнѣе сего даже и въ житейекомъ быту? Кто не умѣетъ и не любитъ держать даннаго слова, не считается ли тотъ и среди насъ человѣкомъ безчестнымъ? Какъ же назвать того, кто даетъ Богу обѣтъ и не исполняетъ его? Это ли не тяжкій грѣхъ?

б) Не менѣе — если не грѣшно, то неразумно думать, что, давая обѣтъ, мы, такъ сказать, обязываемъ Бога оказать намъ ту или другую милость. И чѣмъ же иной думаетъ задобрить Бога? — Постановкой свѣчи, малой денежной жертвой на храмъ и т. п. — Ни съ смиреніемъ, ни съ преданностію волѣ Божіей несогласно думать, что Богъ обязанъ за твой обѣтъ исполнить твое желаніе. Исполнить или не исполнить желаніе твое — это дѣло милосердія Божія.

в) Само собою, обѣтъ долженъ быть даваемъ — дѣтьми съ согласія родителей, супругами тоже по взаимному соглашенію, — особенно — если обѣщаетесь вы итти, напримѣръ, на богомолье и вообще сдѣлать отлучку изъ дома и т. п. Иначе очень легко могутъ произойти въ семьѣ непріятности изъ-за твоего обѣта, и ты, такимъ образомъ, внесешь грѣхъ въ семью. Вообще, какъ можно — надо остерегаться быть съ своимъ обѣтомъ кому либо другому въ тягость. — Самое лучшее давать обѣты такіе, чтобы никто, кромѣ духовнаго отца, и знать даже не могъ, что ты обѣтъ несешь на себѣ, каковы обѣты — не употреблять бранныхъ словъ, божбы и т. п., указанные мною выше. Они и удобоисполнимы, и многополезны въ нравственномъ отношеніи, и легко могутъ быть сокрыты отъ другихъ, что очень важно. — Тайная милостыня, тайная молитва и всякое доброе дѣло, тайно содѣянное, несравненно цѣннѣе предъ Богомъ дѣлъ добрыхъ, гласно творимыхъ. А особенно это надо сказать объ обѣтахъ. Аминь. (Сост. по «Кругу поученій» прот. А. Бѣлоцвѣтова, изд. 1894 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 579-580.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0