Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 5-ое. День введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(Уроки изъ празднуемаго событія: а) молитвы наши принимаются Богомъ особенно тогда, когда сопровождаются благими обѣтами, б) отъ добрыхъ родителей рождаются большею частію и добрыя дѣти и в) родители должны водить съ собой въ храмъ своихъ дѣтей).

I. Пресвятая Дѣва Марія, какъ даръ Божій, данный праведнымъ Іоакиму и Аннѣ въ старости по ихъ усердной молитвѣ, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обѣту, на особенное служеніе Ему въ храмѣ и воспитаніе при немъ въ св. его обстановкѣ. И вотъ, когда исполнилось богоданной отроковицѣ три года отъ рожденія, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вслѣдствіе пламенныхъ молитвъ ихъ, — что Она посвящена ими Богу еще до рожденія и, какъ Божіе дитя, должна теперь разлучиться съ ними и быть у Бога въ храмѣ, — что Ей тамъ будетъ гораздо лучше, чѣмъ у нихъ... Преблагословенная Дѣва, не смотря на ранній Свой возрастъ, постигла смыслъ такихъ внушеній и Сама просила Своихъ родителей о скорѣйшемъ исполненіи ихъ высокаго обѣта. По выраженію церковныхъ пѣснописцевъ, св. Дѣва «младенчествовала плотію, но была совершенна душею, трилѣтствовала тѣломъ и многолѣтствовала духомъ» (Кан. 2 й, п. 3. тр. 5). По сему святые родители рѣшились разстаться съ юною своею Дочерью и посвятить Ее Богу, безъ всякой скорби даже «съ веселіемъ» (На лит. стих. 6). Конечно, эта твердость исполненія однажды даннаго и запечатлѣннаго обѣта за отнятіе «поношенія безчадства» получила высшее подкрѣпленіе въ благословеніи Божіемъ: это есть «тайна Божія, въ коей Самъ Господь пріятъ нынѣ отъ человѣкъ не искусобрачную въ знаменіе Своего примиренія (съ человѣчествомъ) и обновленія», по взгляду святой церкви (Кан. 1 п. 6, тр. 2).

II. а) Отсюда вытекаютъ для нашего назиданія слѣдующія мысли: молитвы наши предъ Богомъ особенно пріемлются тогда, когда мы сопровождаемъ ихъ благими обѣтами и во всякомъ случаѣ желаемъ дарованное намъ отъ Бога употреблять не для своего тщеславія и не для угожденія своей плоти, но для славы Божіей, для цѣлей духовныхъ и нравственныхъ. Молясь о дарованіи дѣтей, родители обязаны болѣе всего просить для нихъ благословенія Божія и съ юныхъ лѣтъ направлять ихъ мысли и чувства къ Богу, къ чистой и святой жизни.

б) Но здѣсь же открывается и другая истина, весьма полезная для родителей, а именно: отъ добрыхъ родителей раждаются и дѣти добрыя, во исполненіе божественныхъ словъ свящ. писанія (Рим. 11, 16): аще корень святъ, то и вѣтви (святы). Почему Господь избралъ въ родители Пресвятой Дѣвы Іоакима и Анну? Правосудный не дѣйствуетъ безъ основанія; пристрастія въ Немъ нѣтъ. Поэтому если Онъ благоволилъ произвесть Матерь Божію отъ тѣхъ, а не отъ другихъ родителей, то, конечно, сдѣлалъ это по какой-нибудь мудрой и справедливой причинѣ. Господь не говоритъ о ней въ Своемъ писаніи; но мы, кажется, безошибочно откроемъ ее, если скажемъ, что та святая Дѣва, Которая предназначена была Промысломъ Божіимъ зачать во чревѣ Святѣйшаго святыхъ, должна быть Сама пресвятою; а для этого Ей надлежало не только получить освященіе отъ Господа, но и родиться отъ чистыхъ и праведныхъ родителей. Но былъ ли кто праведнѣе Іоакима и Анны изъ современниковъ? Святое писаніе молчитъ о семъ, а вѣрное преданіе свидѣтельствуетъ, что они были самые благочестивые люди. Поэтому-то они и удостоились быть родителями святѣйшей Дѣвы, избранной Богомъ для высочайшей тайны спасенія всего міра.

Если же дѣтямъ сообщаются физическія, тѣлесныя и нравственныя качества родителей, не только общія, но и личныя, то какъ должны быть внимательны къ себѣ родители, чтобы не сообщить своимъ дѣтямъ дурныхъ и порочныхъ наклонностей и не сдѣлать ихъ чрезъ то несчастными! Напротивъ, должны отличаться всѣми св. чертами христіанскаго характера и передавать ихъ своимъ дѣтямъ, для ихъ спасенія.

в) Обратимъ, братіе вниманіе и на цѣль введенія во храмъ Пресвятой Дѣвы Маріи.

Главная цѣль введенія во храмъ Пресвятой Дѣвы Маріи была воспитательная; согласно съ особеннымъ Ея назначеніемъ — быть одушевленнымъ храмомъ Божіимъ, — Ей надлежало, какъ увѣряетъ св. церковь, «воспитатися» въ храмѣ Божіемъ: «въ божественнѣмъ храмѣ, яко суща божественный храмъ, отъ младенчества, со свѣщами свѣтлыми отдана бывши, явилася еси пріятелище неприступнаго и божественнаго свѣта» (На хвалит. стих. 4).

Безъ сомнѣнія, подъ особеннымъ внушеніемъ Божіимъ, благочестивые родители Пречистой Отроковицы ясно сознавали, что лучшимъ выраженіемъ ихъ любви къ богоданному Младенцу можетъ быть лишь самое тщательное сохраненіе его отъ всего худого и лучшее воспитаніе въ духѣ закона Божія. А гдѣ полнѣе и успѣшнѣе можно было этого достигнуть, какъ не въ храмѣ Божіемъ, куда не проникаетъ ничто нечистое, гдѣ все дышитъ святостію? И когда же естественнѣе было начать это священное дѣло, какъ не съ самыхъ раннихъ лѣтъ дитяти, когда сердце его такъ доступно всѣмъ благимъ впечатлѣніямъ?

Отсюда прямой выводъ такой, что тѣ родители не любятъ своихъ дѣтей и не желаютъ имъ добра, которые не заботятся объ ихъ воспитаніи; а тѣ родители, которые не водятъ юныхъ дѣтей своихъ въ храмы по причинѣ ихъ маломыслія, ошибаются въ своихъ сужденіяхъ Пусть малыя дѣти маломысленны; но они впечатлительны. Святая атмосфера молитвенныхъ собраній, святые лики и другіе предметы, находящіеся въ храмѣ, благотворно дѣйствуютъ на воспріимчивыя души дѣтей; а сила благодати Божіей, дѣйствующая чрезъ церковныя тайнодѣйствія и особенно чрезъ таинство причащенія, весьма животворно вліяетъ на внутренній строй душевныхъ силъ. При такомъ настроеніи эти дѣти съ большимъ успѣхомъ и съ большею любовію будутъ воспринимать и усвоять себѣ христіанскія мысли и евангельскія внушенія. Въ противномъ же случаѣ, когда души дѣтей, удаленныхъ отъ церковнаго вліянія, загрубѣютъ отъ впечатлѣній житейскихъ — безрелигіозныхъ и безнравственныхъ, на нихъ трудно будетъ сѣять христіанскія истины, какъ на землѣ не доброй и поврежденной.

III. Да поможетъ намъ Богъ запечатлѣть въ своей памяти эти спасительные уроки и да подвигнетъ Онъ нашу слабую волю приложить ихъ къ нашей жизни. (Сост. съ дополн. свящ. Г. Д—ко по кн. «Поученія на великіе праздники православной церкви». Спб. 1878 г).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 578-579.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0