Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 27 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 4-ое. Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(О пользѣ церковнаго богослуженія для дѣтей).

I. Родители Пресвятыя Дѣвы Маріи, Богоотцы Іоакимъ и Анна, будучи долгое время бездѣтны, молили Бога даровать имъ дитя; и если Богъ дастъ, обѣщались посвятить его Богу на житіе и служеніе въ храмѣ.

Усердная молитва праведниковъ не остается тщетною: Богъ даровалъ Іоакиму и Аннѣ Дщерь, которую они назвали Маріею. Три года Она жила у нихъ дома; на четвертомъ, по данному обѣту, Она была приведена ими въ храмъ; тутъ ликъ поющихъ священниковъ и левитовъ встрѣтилъ Ее, а первосвященникъ торжественно благословилъ и ввелъ Ее даже во святая святыхъ, куда и самъ по закону могъ входить однажды въ годъ, чѣмъ было предуказано на высшее назначеніе честнѣйшей херувимовъ и славнѣйшей безъ сравненія серафимовъ. Такимъ образомъ Она осталась жить и жила неисходно до извѣстнаго времени при іерусалимскомъ храмѣ. Сіе то введеніе святыя Дѣвы во храмъ нынѣ празднуетъ святая церковь.

И такъ, Пресвятая Дѣва Марія съ трехъ лѣтъ начала жить въ храмѣ, съ трехъ лѣтъ начала служить Богу. Ужели же могла быть какая нибудь польза отъ столь ранняго занятія? Ужели трехлѣтній младенецъ можетъ что нибудь понимать и перенимать? Не только трехлѣтніе, даже двухлѣтніе и однолѣтніе младенцы могутъ многое понимать и перенимать: могутъ запомнить наименованіе столь различныхъ вещей и научаются говорить. Родители Пресвятой Дѣвы Маріи премудро сдѣлали, что такъ рано отпустили Ее жить въ храмъ. Тамъ все мірское отъ Нея было скрыто; Она видѣла и слышала божественное; Она жила и дышала божественнымъ.

II. И христіанскіе родители къ Богу должны приводить, предъ Него должны ставить своихъ дѣтей въ томъ священномъ училищѣ, которое называется церковію. Какъ красоту природы младенецъ очень рано начинаетъ узнавать и любить посредствомъ простого созерцанія, такъ и въ церкви пріобрѣтаются первыя представленія о Богѣ чрезъ созерцаніе изображеній, священнодѣйствій, указующихъ на міръ духовный, на Бога.

а) Мать или отецъ, первые предметы любви и нѣжности дитяти, стоитъ съ благоговѣйнымъ выраженіемъ лица и молится дома предъ иконою Спасителя: дитя посмотритъ то на мать, или отца, то на образъ, и не нуждается въ длинныхъ объясненіяхъ того, что это значитъ. Вотъ первый урокъ Богопознанія.

б) Дитя въ храмѣ: благолѣпіе храма, освѣщеніе, свѣтлыя облаченія священнослужащихъ, пѣніе и безмолвное предстояніе молящихся, обращенныхъ къ алтарю, священныя дѣйствія, отсутствіе предметовъ обыденной жизни, запрещеніе неблагоговѣйныхъ движеній, требованіе вниманія къ чему-то высшему, особенному — это для дитяти безмолвные уроки благоговѣнія предъ Богомъ, съ которыми не могутъ сравниться никакія словесныя назиданія.

«Въ храмѣ стояще, на небеси стояти мнимъ», говорится въ одной церковной пѣсни.

в) И дѣйствительно, святые храмы наши съ своею благолѣпною обстановкою и чиномъ, съ своимъ богослужебнымъ порядкомъ, суть какъ бы небо на землѣ; все вѣетъ здѣсь небеснымъ, духовнымъ, все отрѣшаетъ душу отъ земли, устремляетъ къ небу и возводитъ къ Богу. Этого обилія благодатныхъ вліяній и самой благодати Божіей лишаютъ родители своихъ дѣтей, не нося ихъ въ храмъ для пріобщенія св. таинъ и не приводя въ раннемъ возрастѣ въ церковь по тому пустому и неразумному предлогу, что дитя будто бы ничего не понимаетъ. Здѣсь собственно воспитывается религіозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развитія сердца есть потеря невознаградимая. Сердце, которымъ овладѣли уже иныя впечатлѣнія и склонности, будетъ тупо и глухо къ впечатлѣніямъ духовнымъ.

г) Про нынѣшнее молодое поколѣніе говорятъ и пишутъ, что оно испорчено очень, т.-е. нѣкоторые изъ молодого поколѣнія ведутъ себя очень худо. Знаете ли, кто эти испорченные, эти худые изъ молодого поколѣнія? Это тѣ изъ нихъ, которые къ церкви Божіей не пріучены, которые въ церковь не ходятъ, ученія церкви не знаютъ, правилъ церкви не исполняютъ, уставамъ ея не слѣдуютъ, постовъ не хранятъ, праздниковъ не почитаютъ. Будь они отъ ранняго младенчества пріучены къ церкви Божей, они никогда бы такъ не испортились. И такъ, кто причиною испорченности нынѣшняго молодого поколѣнія? Тотъ, кто не пріучилъ его къ церкви Божіей. Прежде всѣхъ виноваты отцы и матери.

III. Пріучайте же прежде всего дѣтей вашихъ къ церкви Божіей, такъ пріучайте, чтобы они полюбили ее, свою родную, святую мать, а послѣ этого учите всему, чему угодно и чему находите нужнымъ учить. Только знайте, что школы и различныя учебныя заведенія безъ религіи, безъ христіанскаго благочестія все равно, что больница безъ лѣкарствъ, домъ безъ оконъ и свѣтильника. Очевиднымъ доказательствомъ этого служатъ питомцы современной безбожной науки, одичавшіе нравственно! (Сост. по проп. прот. Р. Путятина).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 576-578.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0