Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 3-ье. Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(Что нужно, чтобы хожденіе въ храмъ Божій приносило пользу?)

I. Праведные родители Пресвятой Дѣвы Маріи, Іоакимъ и Анна, дали обѣтъ посвятить Богу на служеніе въ храмѣ Его дитя свое, если Богъ имъ даруетъ его. Господь даровалъ имъ пресвятую и преблагословенную Дѣву Марію, честнѣйшую херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія серафимовъ. Они исполнили свой обѣтъ. Чрезъ три года по рожденіи преблагословенная Дѣва введена была во храмъ. Вотъ какъ изображаетъ это событіе церковное преданіе. Іоакимъ и Анна созвали въ Назаретъ всѣхъ своихъ родственниковъ, собрали дѣвъ, приготовили свѣчи. По прибытіи изъ Назарета въ Іерусалимъ, торжественное шествіе направилось къ храму, впереди шли дѣвы со свѣчами и пѣли, за ними слѣдовали родственники, сосѣди и знакомые. Св. Дѣву встрѣтилъ первосвященникъ съ священниками. Въ храмъ вели 15 ступеней. Юную Марію родители поставили только на первую ступень и, когда сняли съ нея дорожныя одежды и одѣли въ лучшія одежды праздничныя, то Она, никѣмъ не поддерживаемая, взошла по всѣмъ ступенямъ, какъ взрослая. Всѣ удивились этому. Но первосвященникъ, руководимый Духомъ Святымъ, совершилъ дѣло еще болѣе для всѣхъ удивительное. Онъ ввелъ Отроковицу Въ самое святое святыхъ, гдѣ находился кивотъ завѣта, куда по закону дозволено было входить только одному первосвященнику и то однажды въ годъ. Это показывало великое предназначеніе отроковицы и сами ангелы, видѣвшіе вхожденіе Пречистой во святая святыхъ, удивились. При храмѣ іерусалимскомъ были построены зданія, въ которыхъ жили дѣвы и вдовицы, посвятившія себя Богу. Здѣсь-то поселиласъ и св. Дѣва Марія. Она проводила время въ молитвѣ, въ чтеніи слова Божія и занятіяхъ рукодѣліемъ; всѣ удивлялись Ея благочестію.

II. Родители Пресвятой Дѣвы, умоляя Бога о дарованіи имъ чада, ничѣмъ другимъ не обѣщались благодарить Его, какъ только тѣмъ, что родившееся отроча они приведутъ въ храмъ Божій, на служеніе Богу. И Сама Пресвятая Дѣва ничѣмъ столь много не угодила Богу, какъ непрестаннымъ и достойнымъ присутствіемъ въ храмѣ Божіемъ, которое, возведя Ее на величайшую степень святости, содѣлало Преблагословенную Дѣву Марію Матерію Господа, честнѣйшею херувимовъ и славнѣйшею безъ сравненія серафимовъ.

Чтобы хожденіе въ храмъ Божій и пребываніе въ немъ, особенно при совершеніи безкровной жертвы тѣла и крови Христовой, приносило намъ пользу, мы должны знать, какъ вести себя прежде вхожденія въ храмъ Божій, во время пребыванія въ храмѣ Божіемъ и по выходѣ изъ храма Божія.

а) Идущій въ храмъ для молитвы долженъ приготовить себя къ тому. Прежде, даже не помолишися, уготови себе (Сир. 18, 23). Прежде, нежели пойдешь ты въ храмъ Божій, спроси себя самого: куда и для чего идешь ты? Ты идешь въ храмъ Божій, гдѣ долженъ будешь предстать предъ лице Всемогущаго Бога, долженъ видѣть совершеніе великаго таинства; ты идешь туда для того, чтобы предъ лицемъ небеснаго Судіи исповѣдать грѣхи и слезами покаянія омыть душу свою, оскверненную грѣхами; чтобы участвовать въ принесеніи Богу безкровной жертвы за грѣхи твои, если не пріобщеніемъ тѣла и крови Христовой, то, по крайней мѣрѣ, вѣрою и молитвою. Размышленіе о столь высокой цѣли хожденія въ храмъ Божій много можетъ способствовать христіанину къ достойному присутствованію въ немъ.

б) Входить въ храмъ Божій мы должны съ великимъ благоговѣніемъ, стоять въ немъ не съ разсѣянностію и невниманіемъ, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, а съ глубокимъ вниманіемъ къ себѣ самимъ. Пришедши въ храмъ Божій, предъ лице Всевидящаго Бога, мы должны представить предъ очи души своей того мытаря, который, не смотря на свои безчисленныя неправды и беззаконія, умѣлъ съ такою пользою для души своей притти въ храмъ Божій, что сниде оправданъ въ домъ свой (Іук. 18, 14). По крайней мѣрѣ здѣсь, хоть на краткое время, мы должны отложить всякое житейское попеченіе, забыть о мірѣ, вспомнить о душѣ своей, своими мыслями устремиться къ небу, къ Богу. Здѣсь, предъ лицемъ Божіимъ, должны разобрать совѣсть свою безпристрастно, вспомнить о грѣхахъ, содѣланныхъ нами, коими мы оскорбили Создателя своего; представить предъ очи свои безконечную къ намъ любовь Отца небеснаго, по которой Онъ не только не погубилъ насъ въ минуты беззаконій, но еще Самъ выходитъ къ намъ на встрѣчу, чтобы облобызать насъ, какъ облобызалъ Онъ блуднаго сына. Пусть всякій вспомнитъ здѣсь, что для нашего спасенія единородный Сынъ Божій таинственно закалается на жертвенникѣ, чтобы Своею кровію искупить насъ отъ праведнаго гнѣва Божія. Такія и подобныя чувствованія христіанинъ долженъ пробуждать въ душѣ своей, чтобы присутствіе въ храмѣ Божіемъ не содѣлалось для него не только безплоднымъ, но и опаснымъ.

в) Благочестіе христіанина не должно ограничиваться только присутствіемъ въ св. храмѣ. Св. храмъ есть духовная врачебница для человѣка, откуда онъ долженъ почерпать врачевство для души своей. Для больного не довольно еще, чтобы только выслушать совѣты отъ врача, онъ долженъ стараться по уходѣ отъ него исполнять ихъ. И для человѣка, одержимаго болѣзнями духовными, не довольно, чтобы только въ св. храмѣ выслушать спасительные совѣты отъ св. апостоловъ и евангелистовъ: онъ долженъ по выходѣ изъ храма приводить ихъ въ дѣйствіе. Онъ долженъ стараться припомнить все слышанное имъ въ храмѣ; по выходѣ изъ храма не тотчасъ долженъ предаваться мірскимъ занятіямъ, а употребить хоть нѣсколько времени на размышленіе о томъ, что слышалъ и видѣдъ онъ во св. храмѣ; долженъ дать себѣ строгій отчетъ въ проведенномъ тамъ времени и спросить себя самого: что пріобрѣлъ онъ отъ присутствованія во св. храмѣ? Не прогнѣвалъ ли въ чемъ Бога, находясь предъ лицемъ Его? О чемъ тогда онъ помышлялъ? На что обращалъ особенное вниманіе? Какія чувствованія пробуждались въ душѣ его при совершеніи таинства причащенія? Такія и подобныя мысли необходимо долженъ пробуждать въ душѣ своей христіанинъ по выходѣ изъ святаго храма.

III. Присутствованіе въ храмѣ Божіемъ не останется для насъ, братіе, безплоднымъ, низведетъ на насъ Божіе благоволеніе, если, стоя въ немъ, не будемъ забывать, что мы стоимъ въ домѣ Божіемъ, образующемъ собою небо, въ домѣ молитвы, гдѣ совершаются великія и страшныя таинства; если будемъ стоять въ немъ со вниманіемъ, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ. (Сост. по проп. прот. Романовскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 575-576.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0