Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 1-ое. Введеніе во храмъ Пресвятыя Богородицы.

(Не слѣдуетъ пренебрегать духовными занятіями).

I. Пресвятая Дѣва Марія, трехъ лѣтъ отъ рожденія бывши введена во храмъ Іерусалимскій, воспитывалась тамъ до пятнадцатаго года своей жизни. Что же Она тамъ дѣлала? Какой былъ образъ Ея жизни? — Отцы церкви сохранили намъ древнее преданіе, по которому извѣстно, что Пресвятая Дѣва, не чуждаясь рукодѣлья, большую часть времени проводила въ молитвѣ, чтеніи священныхъ книгъ, въ размышленіи о прочитанномъ, въ духовныхъ бесѣдахъ со старшими при храмѣ.

II. «Какое невеселое занятіе», скажетъ иной, «молиться, читать, думать, говорить только о духовномъ, какъ это однообразно и утомительно. И нужно ли это человѣку, живущему въ обществѣ?» Нѣтъ! Занятія духовныя отнюдь не скучныя занятія, и напрасно люди свѣтскіе пренебрегаютъ ими. — Прежде всего должно замѣтить, что не слѣдуетъ о дѣлахъ и вещахъ судить рѣшительно, не узнавъ ихъ хорошо и вѣрно.

а) Между занятіями духовными важнѣйшее есть молитва. Но нельзя знать силу и сладость ея тому, кто давно отвыкъ налагать на себя крестное знаменіе и, что особенно дурно, считаетъ эту обязанность удѣломъ дѣтской слабости и неволи. Кто понимаетъ, что душа и тѣло не одно и то же, что тѣло пойдетъ въ землю, откуда взято, а духъ пойдетъ къ Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7), что, моляся, душа бесѣдуетъ не съ людьми, а съ Самимъ Творцомъ вселенной, что молитвой низводимы были въ нашъ грѣшный міръ небожители и совершались чудеса Божіей къ людямъ милости: тотъ, размышляющій такимъ образомъ христіанинъ, скоро ощутитъ духовную сладость молитвеннаго состоянія, входя въ него изъ удушливой суеты житейской, подобно тому, какъ всякій, выйдя изъ душной комнаты, гдѣ воздухъ спертый и тяжелый, подъ открытое и чистое небо, тотчасъ почувствуетъ, что стало на душѣ легко.

б) Тоже надобно сказать и о чтеніи духовныхъ книгъ. Людямъ, которые отуманены увеселеніями свѣтскими, или увлеченіями страстными, это занятіе совсѣмъ незнакомо. Они смотрятъ на Библію, какъ на учебную книгу для лицъ, готовящихся къ священному сану, а на Четьи-Минеи, какъ на принадлежность церковныхъ книгохранилищъ. Не говоримъ уже о томъ, что Библія есть книга нашей вѣры и спасенія; довольно припомнить, какіе важные, даже для земного счастія нашего, вопросы рѣшаются въ ней. Занимаетъ очень нѣкоторыхъ людей недоумѣніе: откуда зло, и какія мѣры принять, чтобы оно не препятствовало благоденствію и развитію общества. Положительно сказать можно, что многія бѣдствія въ обществѣ были бы пресѣчены, а многія совсѣмъ и не появлялись бы, если бы мы любили читать и исполнять священное писаніе. Вотъ простое наставленіе Христово: чего желаешь себѣ отъ другихъ, то дѣлай и имъ (Лук. 6, 31). Еслибъ христіане это соблюдали, сколько такимъ образомъ было бы предотвращено взаимныхъ между ними обидъ!

в) Чтобы видѣть на опытѣ силу этого чистаго ученія, надобно бы подробно узнавать и житія святыхъ, гдѣ описана жизнь христіанская не мечтательная, а дѣйствительная. Съ какою жадностію читаются тѣ повѣсти и разсказы, въ которыхъ передается, какъ сердце человѣческое порабощается страсти, и въ борьбѣ съ препятствіями остается вѣрнымъ ей! Въ сочувствіи восклицають: «ахъ, какъ это естественно! взято прямо изъ жизни!» — Увы! утѣшаетъ ребенка то, когда онъ самъ упалъ и лежитъ на землѣ, что его товарищи точно также падаютъ... Какое утѣшеніе читать, какъ человѣкъ заблуждается, не сознавая даже своего заблужденія, какъ онъ гибнетъ, не раскаяваясь даже на краю своей погибели, какъ онъ рисуется своимъ порокомъ, гордясь тѣмъ, что другихъ вовлекаетъ въ ту же яму? Не болѣе ли занимательно видѣть, какъ человѣкъ борется со зломъ и побѣждаетъ его, какъ оставляетъ свои заблужденія и является непреоборимымъ исповѣдникомъ истины, какъ въ трудахъ самообладанія и въ подвигахъ людей благочестивыхъ обнаруживались уже не признаки естественной слабости, а знаменія сверхъестественной Божіей силы? Вотъ мученикъ, который, несмотря на убѣжденія мучителей, на страшныя орудія и картины казней, отвергая съ другой стороны всѣ приманки утонченной языческой роскоши, безтрепетно повторяетъ: «я христіанинъ!» Вотъ младенецъ, который, еще не зная всей гнусности язычества, видитъ ласки и угрозы, отвлекающія отъ христіанства, однакожъ просится на мученія, и младенческимъ лепетомъ мужественно произноситъ: «и я христіанинъ!» Только огрубѣвшее сердце не придетъ въ восторгъ, смотря на такое торжество вѣры христіанской.

III. Если многіе въ обществѣ не любятъ занятій духовныхъ, это зависитъ отъ испорченности вкуса. Не бываетъ ли, что въ болѣзни человѣку и пріятныя яства становятся противны? А развѣ можно назвать человѣка здоровымъ, когда онъ живетъ въ вихрѣ свѣтскихъ развлеченій, или, что еще хуже, въ порабощеніи страстямъ? Увлеченія страстныя, увеселенія шумныя заглушаютъ слухъ души, и не позволяютъ ей ощутить, различить и оцѣнить тѣхъ тихихъ утѣшеній, какія намъ ниспосылаются изъ міра духовнаго, изъ области вѣры. Дитя поигравъ разбиваваетъ свою игрушку; когда былъ я младенецъ, младенчески думалъ; нынѣ же отвергохъ младенческая, — говоритъ о себѣ апостолъ (1 Кор. 13, 11). Есть напротивъ люди, которые шутя хотятъ вѣкъ прожить: но развѣ жизнь есть шутка? Тѣ только въ ней удовольствія истинны и прочны, которыя не оставляютъ намъ повода за нихъ раскаяваться и стыдиться. А таковы именно утѣшенія духовныя: они не приводятъ душу въ самозабвеніе, или самообольщеніе; но водворяютъ въ ней тишину, довольство и надежду. — Какъ сладостна была для Дѣвы Маріи жизнь при храмѣ: такъ вовсе не безотрадны труды и подвиги тѣхъ чистыхъ душъ, которыя идутъ путемъ вѣрнаго Ей подражанія. Они ведутся Духомъ Утѣшителемъ въ веселіи и радованіи, и приведутся нѣкогда въ храмъ царевъ, — въ тотъ небесный чертогъ, гдѣ уже нельзя придумывать забавы, какъ бы убить время, ибо и самаго времени не будетъ, но гдѣ уготована та присносущная сладость, которой достанетъ на цѣлую вѣчность. Аминь. (Изъ «Словъ и рѣчей» Сергія, митрополита москов. и колом.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 572-573.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0