Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. Проклъ, патріархъ цареградскій.

(Уроки изъ его жизни: а) о важности святоотеческихъ писаній; б) о происхожденіи трисвятой пѣсни и в) о благоговѣйномъ участіи въ крестныхъ ходахъ).

I. Св. Проклъ, патріархъ цареградскій, память коего совершается въ нынѣшній день, былъ ученикъ св. Іоанна Златоуста и во время его святительства жилъ въ одномъ помѣщеніи съ симъ великимъ отцомъ церкви. Однажды ночью, подойдя къ двери келліи св. Іоанна, Проклъ увидѣлъ, что св. Златоустъ пишетъ, а позади его стоитъ благолѣпный мужъ и говоритъ ему что-то на ухо. Проклъ удивился этому, зная, что никто не можетъ войти къ святому Іоанну безъ того, чтобы св. Проклъ самъ не ввелъ, кого нужно, къ своему учителю. Такъ продолжалось три ночи, и во все это время святый Проклъ постоянно видѣлъ этого мужа, на ухо что-то говорящаго Іоанну. Наконецъ святый Проклъ сказалъ о томъ своему учителю, и когда получилъ отвѣтъ, что ночью у святаго Іоанна никого не было, и что онъ ни съ кѣмъ не бесѣдовалъ, то святый Проклъ, описавши наружность этого человѣка, взглянулъ на образъ святаго апостола Павла, висѣвшій на стѣнѣ у стола, гдѣ писалъ святый Іоаннъ Златоустъ свои толкованія на посланія св. ап. Павла и воскликнулъ: «вотъ кто говорилъ съ тобою, его я видѣлъ по ночамъ!» Тогда оба познали, что являлся имъ святый апостолъ Павелъ, и возблагодарили Бога — святый Златоустъ за тайное внушеніе и наставленіе отъ Павла, а Проклъ за видѣніе, котораго сподобился.

По кончинѣ святаго Златоуста святому Проклу пришлось много ратовать противъ ереси Несторія, патріарха константинопольскаго, который былъ осужденъ 3-мъ вселенскимъ соборомъ Ефесскимъ въ 431 году. Несторій былъ низложенъ и изгнанъ и на его мѣсто назначенъ другой. На мѣсто этого-то послѣдняго вступилъ на престолъ святый Проклъ. При немъ и по его убѣжденію мощи святаго Іоанна Златоуста, умершаго въ изгнаніи, были перенесены торжественно въ Константинополь.

Въ святительство святаго Прокла случилось въ Константинополѣ страшное землетрясеніе, – церкви, дома и каменныя городскія стѣны падали и разрушались. Весь народъ пришелъ въ ужасъ. Святый Проклъ устроилъ крестный ходъ и торжественно совершалъ всенародное, на открытомъ воздухѣ, молебствіе. Всѣ плакали, горячо молились, и вслухъ восклицали: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» прося помиловать отъ постигшаго бѣдствія. Вдругъ изъ среды молящихся внезапно восхищается на воздухъ одинъ отрокъ; скоро тою же невидимою силою онъ былъ опущенъ на землю, ни мало не поврежденнымъ. Онъ объявилъ, что онъ былъ на небѣ, и слышалъ тамъ ангеловъ, которые нѣли: «Святый Боже, Святый Крѣпкій, Святый Безсмертный!» Всѣ начали повторять эту пѣснь съ прибавленіемъ словъ: «помилуй насъ», — и землетрясеніе кончилось. Богъ помиловалъ народъ Свой. Съ этихъ поръ эта священная пѣснь введена въ употребленіе при богослуженіи. Поютъ ее и за литургіей, поютъ и на утрени въ заключеніе великаго славословія, и за рѣдкой церковной службой пе поютъ. Запоютъ ее, или, лучше сказать, ее-то больше всего и будутъ пѣть тогда, когда по смерти нашей наше грѣшное тѣло понесутъ изъ дома во храмъ и изъ храма на вѣчный покой.

Св. патріархъ Проклъ мирно скончался въ 446 году.

II. Много уроковъ представляетъ намъ жизнь святителя Прокла, патріарха константинопольскаго.

а) Прежде всего мы узнаемъ изъ нея, что писанія св. отцевъ церкви были составлены не безъ озаренія свыше, какъ то мы видѣли на явленіи св. ап. Павла святителю Іоанну Златоусту, писавшему толкованіе на посланія св. первоверховнаго апостола. Это уже одно показываетъ, что творенія св. отцевъ заслуживаютъ глубокаго нашего вниманія и изученія. Дѣйствительно, творенія св. отцевъ составляютъ богатѣйшую сокровищницу истинъ христіанской вѣры и чистѣйшій и обильнѣйшій источникъ православнаго Богословія. Будучи по святости жизни своей причастниками Духа Святаго, отцы церкви имѣли, можно сказать, сродство съ духомъ св. писанія. Они жили во Христѣ, и потому слово Его обитало въ нихъ, по Его непреложному увѣренію: «если пребудете во Мнѣ, и слова Мои въ васъ пребудутъ» (Іоан. 15, 7). Изученіе св. писанія, въ которомъ заключены истины вѣры, было любимѣйшимъ ихъ занятіемъ; нѣкоторые изъ нихъ знали на память всю Библію: оттого истины вѣры въ святоотеческихъ твореніяхъ представляются не въ однихъ только общихъ чертахъ и отвлеченно, но раскрываются во всей возможной полнотѣ, въ частныхъ подробностяхъ.

Понятно послѣ этого, какъ важно для насъ почерпать знаніе ученія вѣры непосредственно изъ твореній святыхъ отцевъ. Св. отцы дѣйствуютъ на умъ и сердце христіанина тою внутреннею силою ученія Христова, по которому оно, какъ непреложная истина, удовлетворяя существеннымъ требованіямъ человѣческаго духа, само свидѣтельствуетъ о своемъ Божественномъ достоинствѣ и вполнѣ покоряеть себѣ сердце человѣческое. Оттого и самый слогъ ихъ твореній отличается особенною силою и выразительностію. Къ нимъ въ извѣстной мѣрѣ можно отнести то, что говорили о себѣ первые провозвѣстники христіанской религіи: «возвѣщаемъ не отъ человѣческой мудрости изученными словами, но изученными отъ Духа Святаго, соображая духовное съ духовнымъ» (1 Кор. 2, 13); т.-е. говоря о духовныхъ предметахъ, св. отцы излагали ихъ духовно.

б) Изъ жизни святителя Прокла мы узнаемъ далѣе, что Трисвятое есть пѣснь ангельская. Посему великое благоговѣніе и вниманіе требуются отъ насъ при пѣніи этой ангельской пѣсни. Какъ благоговѣйно, усердно должны молиться при пѣніи ея предстоящіе! Именно должны молиться, выражая молитвенное настроеніе и внѣшними знаками — крестнымъ знаменіемъ и поклонами. Но очень грустно бываетъ видѣть, когда при пѣніи этой ангельской пѣсни иные стоятъ недвижимо, не хотятъ сдѣлать поклона, — просятъ Бога о помилованіи и не кланяются. Но вѣдь если человѣка, подобнаго вамъ, будете о чемъ просить, и то кланяетесь ему: какъ же не кланяться низко, благоговѣйно, когда Бога просите о помилованіи, — о помилованіи здѣсь и тамъ — отъ бѣдъ, скорбей, болѣзней въ этой жизни и отъ вѣчныхъ мученій въ жизни будущей?

в) Наконецъ изъ жизни святителя Прокла мы узнаемъ о древности установленія крестныхъ ходовъ. Вотъ когда еще существовали крестные ходы — за 1500 лѣтъ тому назадъ, и что они благоговѣйно въ то время совершались, видно изъ того, что во время крестнаго хода совершилось такое чудо — восхищеніе на небо отрока, и произошло откровеніе такой великой тайны, каково пѣніе ангельское, И у насъ много бываетъ крестныхъ ходовъ, особенно въ нашей Москвѣ.

Но какъ къ нимъ относится православный людъ? Къ стыду нашему должно сказать, что для нѣкоторыхъ христіанъ крестный ходъ служитъ простымъ зрѣлищемъ, — выйдутъ, посмотрятъ и уйдутъ, или сидятъ въ домѣ и спокойно, равнодушно смотрятъ на совершающееся шествіе.

Скажите, такого-ли участія ждетъ святая церковь? Многіе не только не преклоняются предъ святыней, несомой въ крестномъ ходѣ, не хотятъ даже изобразить на себѣ знаменіе святаго креста. Честь и хвала тѣмъ, которые участвуютъ въ самомъ крестномъ шествіи, — и идутъ за крестами и иконами, въ молитвенномъ настроеніи и съ радостью неся труды крестнаго хода. Прекрасно и полезно «потрудиться» изъ послушанія церкви, для славы Божіей, для пользы ближнихъ и для собственнаго спасенія.

Не забывайте, братія, что крестные ходы устраиваются для возбужденія святыхъ мыслей, чувствованій, желаній, наипаче же для пробужденія чувства покаянія и чувства благодарности къ Богу за оказанныя милости, такъ какъ крестные ходы установлены большею частію въ память того или другого благодѣянія Божія, оказаннаго или нашему мѣсту, городу или селу, или всему отечеству нашему.

III. Будемъ, братіе, къ крестнымъ ходамъ относиться разумнѣе и благоговѣйнѣе, помня, что мы идемъ въ преднесеніи священныхъ знаменій нашей вѣры, въ сопутствіи святыхъ угодниковъ Божіихъ, иконы коихъ несутъ въ крестныхъ ходахъ. Если хотите участвовать въ крестномъ ходѣ своямъ шествіемъ, то непремѣнно будьте во все время въ молитвенномъ настроеніи. Тогда истинную пользу получите отъ крестнаго хода. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ дополн. по «Душеполезн. чт.» за 1886 г., м. ноябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 568-570.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0