Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Девятнадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Варлаамъ.

(Бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ) (1 Кор. 16, 13).

I. Св. Варлаамъ, память коего совершается нынѣ, былъ родомъ изъ Антіохіи: его за исповѣданіе имени Христова подвергали жестокимъ истязаніямъ и всѣми мѣрами старались принудить принести жертву идоламъ, — такъ какъ Варлаамъ былъ уже преклонныхъ лѣтъ старецъ, пользовавшійся особеннымъ уваженіемъ въ обществѣ христіанскомъ, и потому примѣръ его измѣны христіанской вѣрѣ могъ сильно подѣйствовать на другихъ. Но никакія истязанія не могли принудить св. Варлаама измѣнить вѣрѣ и исповѣданію имени Христова. Чтобы святаго исповѣдника сдѣлать невольнымъ участникомъ въ идолослуженіи, мучители заставили его протянуть руку надъ пылающимъ жертвенникомъ и вложили въ нее горячіе уголья съ ладономъ и смирною. Чувство боли и малѣйшее ослабленіе терпѣнія легко могло заставить св. исповѣдника выронить на жертвенникъ положенное въ рукѣ куреніе и тѣмъ дать поводъ врагамъ сказать, что онъ измѣняетъ христіанской вѣрѣ и чтитъ языческихъ боговъ. Но св. Варлаамъ былъ столько твердъ и силенъ въ вѣрѣ, что болѣзнь отъ сожиганія руки не могла заставить его измѣнить прямого ея направленія. Онъ держалъ въ своей рукѣ уголья до тѣхъ поръ, пока не стали отваливаться сожженные составы пальцевъ. Въ этомъ подвигѣ самопожертвованія ради истины и правды св. мученикъ Варлаамъ, имѣя десницу свою вмѣсто алтаря Господня, какъ говоритъ св. Василій Великій (въ словѣ о св. муч. Варлаамѣ), принесъ себя въ жертву всесожженія и показалъ примѣръ такой твердости вѣры, который въ его время не только имѣлъ благотворное укрѣпляющее дѣйствіе на христіанъ, гонимыхъ отъ язычниковъ, но и въ самихъ гонителяхъ возбуждалъ уваженіе къ христіанской вѣрѣ и христіанскому обществу, имѣвшему въ средѣ своей мужей столь сильныхъ духомъ и непоколебимыхъ въ своихъ убѣжденіяхъ о истинѣ Христовой.

II. И намъ, возлюбленные братіе, доблестный примѣръ св. мученика Варлаама внушаетъ сохранять твердость и постоянство вѣры и какъ бы говоритъ съ св. апостоломъ: «братіе, бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ». (1 Кор. 16, 13).

Умѣстно ли наставленіе апостола нынѣ по отношенію къ намъ? Въ наше время нѣтъ гоненій за вѣру, и мы не новообращенные, а издѣтства исповѣдуемъ св. христіанскую вѣру: нужно ли поэтому убѣждать насъ бодрствовать и стоять въ вѣрѣ? Нужно и весьма нужно.

а) Бодрствуйте. Бодрственное состояніе противополагается состоянію сна и бездѣйствія. Человѣкъ бодрствуетъ тѣломъ, когда внѣшнія чувства его находятся въ дѣятельности; бодрствуетъ душею, когда внимательно слѣдитъ за своими мыслями, чувствованіями и поступками. Но христіанинъ выше обыкновеннаго человѣка по своему благодатному возрожденію, и ему предстоитъ постоянная борьба со страстьми и похотьми, съ хитрыми кознями древняго искусителя діавола и съ міромъ во злѣ лежащимъ. Кто началъ бодрствовать надъ собою, тотъ по собственному опыту знаетъ, какъ трудна эта борьба и какъ опасно предаваться нравственной безпечности. Къ сожалѣнію, нынѣ многіе смотрятъ на это борьбу слишкомъ легко, именно потому, что не бодрствуютъ надъ собою по-христіански, а нѣкоторые даже глумятся надъ ученіемъ св. Писанія о діаволѣ и отвергаютъ его бытіе. Но подумали ли эти легкомысленные люди, что, отвергая бытіе злыхъ духовъ, они отвергаютъ и самое христіанство? Ибо Сынъ Божій сходилъ на землю, да разрушитъ, дѣла діавола (I. Іоан. 3, 8). Трезвитеся и бодрствуйте, учитъ ап. Петръ, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8), давая знать сими словами о безпрерывныхъ козняхъ его противъ христіанъ.

Нынѣ нѣтъ и не можетъ быть на вѣру и церковь гоненій, какія терпѣли христіане первыхъ вѣковъ; но можно ли сказать, что духъ вѣка нашего благопріятствуетъ вѣрѣ. Сколько въ наше время распространяется, и устно, и печатно, лжеумствованій, подрывающихъ вѣру и колеблющихъ сомнѣніями тѣхъ, кои не хотятъ внимательно вникнуть въ божественное и церковное ученіе! Сколько тайныхъ подкоповъ подъ православіе и православныя убѣжденія со стороны отступившихъ отъ древней истины! Итакъ каждому православному христіанину и каждой православной христіанкѣ нужно бодрствовать, чтобы не увлечься ложными толками, или не совратиться съ пути чистой истины.

б) Стойте въ вѣрѣ — вотъ другая часть приведеннаго выше наставленія св. апостола. Это наставленіе апостола требуетъ, чтобы каждый православный христіанинъ твердо, неуклонно и неизмѣнно содержалъ православное ученіе. Разумъ человѣческій безпрерывно совершенствуется, а потому движеніе впередъ въ наукахъ и искусствахъ человѣческихъ весьма естественно и необходимо. Но ученіе вѣры не есть изобрѣтеніе ума человѣческаго: это даръ Божій. Итакъ не безумно ли, — ученіе вѣры, Богомъ данное намъ для спасенія нашего однажды навсегда, какъ необходимое руководство, подчинять обыкновенному ходу человѣческихъ знаній? Мы видимъ изъ опыта, до какихъ нелѣпостей доходятъ люди, когда рѣшаются по своимъ соображеніямъ измѣнять божественное ученіе. Исторія ересей и расколовъ показываетъ, что произволъ въ сужденіяхъ о предметахъ божественныхъ породилъ множество странныхъ и богопротивныхъ заблужденій, которыя, глубоко унижая разумъ человѣческій, приносятъ великій вредъ для души. Не слѣдуетъ ли отсюда заключить, что для удержанія святой, чистой истины нужно твердо и неизмѣнно стоять въ вѣрѣ, первоначально установленной Господомъ Іисусомъ Христомъ, преданной апостолами, утвержденной и объясненной церковію православною? Нужно стоятъ крѣпко, держась за якорь церкви, чтобы на морѣ жизни не быть увлеченнымъ волнами и вѣтрами лжеученій.

III. Бодрствуйте же, братія, и стойте въ вѣрѣ, какъ бодрствовалъ и стоялъ въ вѣрѣ христіанской св. мученикъ Варлаамъ, нынѣ достойно ублажаемый св. церковію, и за то прославленный отъ Бога вѣчною славою и безконечнымъ блаженствомъ. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ дополн. по «Словамъ и рѣч.» Леонтія митр. москов., т. I).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 563-565.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0