Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Семнадцатый день.

Свв. муч. діаконъ Романъ и отрокъ Варулъ.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) небесная истина открыта младенцамъ и б) увѣщаніе заботиться о воспитаніи дѣтей въ духѣ св. вѣры).

I. Свв. мученики Романъ и Варулъ отрокъ, память коихъ нынѣ, пострадали при Максиміанѣ, въ началѣ IV вѣка. Когда Максиміанъ воздвигъ гоненіе на христіанъ, то Романъ, встрѣтивъ епарха Асклипіада, шедшаго на идольскій праздникъ съ толпою народа, началъ убѣждать всѣхъ оставить идоловъ и обратиться ко Христу. Епархъ приказалъ мучить его. Св. Романъ, увидя во время мученій отрока Варула, сказалъ епарху: «этотъ отрокъ, хотя и малъ, но разумнѣе тебя, ибо знаетъ истиннаго Бога». Тогда Асклипіадъ, отдавъ приказаніе задушить св. Романа, спросилъ отрока: «кого онъ почитаетъ Богомъ?» — «І. Христа», отвѣчалъ отрокъ. «Почему же ты Его почитаешь?»— «Потому, что Онъ истинный Богъ, а ваши боги — бѣсы».

Посрамленный епархъ приказалъ бить отрока крѣпкими прутьями, желая вымучить у него отреченіе отъ Христа, но святое дитя терпѣло мужественно жестокое біеніе. Измученное, истекшее кровію, томимое жаждою, оно просило только у предстоящихъ нѣсколько воды, чтобъ утолить жажду; но когда мать его, стоявшая тутъ же въ народѣ, упрекнула его въ малодушіи, убѣждая терпѣть все за Христа Господа въ несомнѣнномъ упованіи жизни вѣчной, оно переносило уже безмолвно всѣ терзанія мучителей. Еще болѣе посрамленный не только разумомъ, но и терпѣніемъ дитяти, епархъ приказалъ отсѣчь ему голову. Тогда благочестивая матерь его взяла его въ свои объятія и сама понесла на мѣсто казни. Дорогой она съ матернею любовію и нѣжностію убѣждала его не страшиться смерти, напротивъ, радоваться, что онъ идетъ ко Господу І. Христу, узритъ Его божественную славу и будетъ жить съ Нимъ вѣчно въ неизреченной радости, ликуя со святыми Его ангелами. Не дивно послѣ сего, что это святое дитя не только небоязненно, но охотно и съ радостію преклонило свою голову подъ мечъ палача.

II. а) Видите-ль, брат. мои, съ какою точностію сбывается слово Господне, что Отецъ небесный утаилъ св. истину Свою отъ премудрыхъ и разумныхъ и открылъ ее младенцамъ? Не то же ли видимъ и теперь? Посмотрите на воспитанное въ благочестіи христіанскомъ дитя, которое на вопросъ вашъ: откуда произошедъ міръ? отвѣтитъ вамъ со всею искренностію сердечной вѣры: Богъ сотворилъ небо и землю силою всемогущато слова Своего. Не разумнѣе ли оно тѣхъ мудрецовъ, которые пишутъ большія книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый выводъ науки очень старую языческую басню, будто міръ самобытенъ, что матерія сама въ се бѣ имѣетъ силы, которыми мало-по-малу, въ теченіе неисчислимыхъ вѣковъ, вырабатывается все, что видимъ нынѣ въ окружающемъ насъ мірѣ? Если бы кто согласился съ этой безумной баснею, тотъ долженъ согласиться и съ тѣмъ, что и домъ самъ собой построился, и книга составилась сама собой изъ разсыпанныхъ на-угадъ буквъ, безъ всякаго участія какой либо разумной силы. Но если и такія ничтожныя вещи, какъ построить домъ или написать книгу, нельзя совершить безъ разумной воли человѣка, то кто же кромѣ безумнаго можетъ утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и цѣлесообразно устроенный міръ, съ безчисленными твореніями Божіими могъ самъ собой изъ случайнаго сцѣпленія частицъ устроиться и развиться по извѣстному плану? Или, когда на вопросъ вашъ: откуда произошелъ человѣкъ? дитя скажетъ вамъ, что Господь Богъ создалъ тѣло человѣка изъ земли и оживотворилъ его душею разумною и безсмертною, созданною по образу и подобію Божію: не умнѣе ли оно въ тысячу разъ тѣхъ разумниковъ, которые хвалятся новымъ открытіемъ своей объюродѣвшей мудрости, что они выродились отъ животныхъ и что жребій человѣку и жребій скотомъ жребій единъ есть? Поистинѣ, Господи небесе и земли, Ты утаилъ еси сія отъ премудрыхъ и разумныхъ, и открылъ еси та младеицемъ. Ей, Отче, яко тако бысть благоволеніе предъ Тобою! Такъ наказуешь Ты слѣпотою тѣхъ, которые отвращаются отъ Тебя, Свѣта истиннаго, просвѣщающаго всякаго человѣка! Такъ обуяешъ Ты премудрость міра сего, понеже въ премудрости Божіей не разумѣ міръ премудростію Бога! (1 Кор. 1, 21). Такъ предаешь Ты въ неискусенъ умъ творити неподобная тѣхъ, которые не хотятъ познать Тебе единаго истиннаго Бога и егоже послалъ еси, І. Христа! Такъ оставляешь итти путемъ вѣчной тьмы и погибели тѣхъ, которые не хотятъ послѣдовать съ искреннею вѣрою и любовію Тому, Который есть путь, истина и животъ!

б) Особенно поучительно для насъ, брат., то обстоятельство, что въ древней христіанской церкви благочестивые родители почитали святымъ долгомъ своимъ не только научить дѣтей своихъ истинамъ вѣры Христовой съ самаго ранняго возраста, едва начнутъ только развиваться ихъ душевныя силы, но воодушевить ихъ тою крѣпкою, непобѣдимою любовію къ Господу І. Христу, которая укрѣпляла самыхъ младенцевъ къ перенесенію страшныхъ мученій за имя Христово, и тѣмъ живымъ упованіемъ вѣчной жизни во Христѣ Іисусѣ, которое дѣлало для нихъ не страшною, а радостною самую смерть за Христа. Отрокъ Варулъ, — такъ назывался этотъ дивно-прекрасный дитя-мученикъ, не былъ приготовляемъ какимъ-либо особымъ образомъ къ такому испытанію въ вѣрѣ. Онъ взятъ былъ внезапно изъ числа подобныхъ ему дѣтей, и однако же оказался не только совершеннымъ въ познаніи Христа Господа, но и готовымъ страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его. Въ этомъ-то истинно христіаскомъ воспитаніи дѣтей и состоитъ истинная любовь родительская къ дѣтямъ; потому что только такое воспитаніе дѣлаетъ истинно счастливыми не только дѣтей, а и самихъ родителей. Несчастны тѣ родители, которые, не напитавъ дѣтей своихъ съ самаго юнаго возраста млекомъ слова Божія и ученія христіанскаго, не оживотворивъ сердца ихъ любовію къ Господу І. Христу, не укоренивъ въ душѣ ихъ спасительнаго страха Божія, принуждены бываютъ плакать потомъ объ ихъ умственномъ и нравственномъ развращеніи. Они и здѣсь, на землѣ, пріемлютъ достойную мзду за свое небреженіе; что-жъ ожидаетъ ихъ за гробомъ? Помните-ль, съ какою любовію и благостію принималъ Господь І. Христосъ приходящихъ къ Нему дѣтей и объемль ихъ, возложь руцѣ на нихъ, благословяше ихъ. Такъ драгоцѣнна въ очахъ Божіихъ омытая кровію Христовою душа дитяти христіанина! Кто бережетъ ее для царствія Божія, тотъ окажетъ драгоцѣннѣйшую услугу Господу І. Христу. Оставите дѣтей и не браните имъ приходити ко Мнѣ: таковыхъ бо есть царствіе Божіе. (См. Проп Димитрія, архіеп. херс. т. II).

III. Возлюбл. во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, братія и сестры! Запечатлѣемъ эти уроки въ нашихъ сердцахъ и будемъ молить Господа, да подастъ Онъ Свою небесную помощь слѣдовать имъ дабы не лишиться намъ жизни вѣчной и не погубить для нея своимъ небреженіемъ нашихъ дѣтей. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко съ доп. по «Полн. собр. проп.» Димитрія архіеп. херсон. и одес. т II, изд. 1889 г).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 562-563.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0