Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Семнадцатый день.

Св. Григорій чудотворецъ, еп. неокесарійскій.

(Уроки изъ его жизни: а) о побужденіяхъ читать слово Божіе и б) о благоразумной осторожности).

I. Св. нынѣ прославляемый Григорій, до крещенія именовавшійся Ѳеодоромъ, происходилъ изъ знатнаго рода въ Неокесаріи; воспитанъ былъ въ язычествѣ, но получилъ хорошее образованіе, а познакомившись съ Оригеномъ, наставникомъ александрійскаго училища, просвѣщенъ былъ христіанскимъ ученіемъ и всею душою предался чтенію и изученію св. писанія. Тогда перестала привлекать его свѣтская дѣятельность, полюбилъ онъ пустыню и уединился, отложивъ попеченіе о всемъ мірскомъ и стремясь къ общенію съ единымъ Богомъ. Подвижническая жизнь св. Григорія не осталась безызвѣстною и онъ, хотя и скрывался, переходя изъ одной пустыни въ другую, но и противъ воли своей былъ заочно рукоположенъ во епископа неокесарійской церкви. Тогда не сталъ онъ больше противиться общему избранію, уразумѣвъ въ душѣ своей, что не безъ воли Божіей призывается онъ на трудное служеніе, которому и предался онъ всѣми силами, и Господь помогалъ ему и прославилъ его даромъ чудотвореній, за которыя и получилъ онъ наименованіе чудотворца и второго Моисея. И такъ успѣшно дѣйствовалъ онъ на своемъ пастырскомъ поприщѣ, что когда онъ вступилъ въ званіе епископа Неокесаріи, то въ этомъ обширномъ городѣ было не болѣе 17-ти христіанъ, а по кончинѣ его весь городъ состоялъ изъ христіанъ, за исключеніемъ17-ти язычниковъ.

Святость жизни епископа Григорія нерѣдко явно свидѣтельствовалась необыкновенными, чудодѣйственными знаменіями; но и тогда, какъ теперь, не мало встрѣчалось людей, которые съ недовѣріемъ и даже глумленіемъ относились ко всему сверхъестественному. Такъ, захотѣвъ посмѣяться надъ даромъ прозорливости, приписываемой св. Григорію, трое такихъ людей – на пути, гдѣ слѣдовало проходить святителю, положили однажды одного изъ своихъ товарищей, притворившагося мертвымъ, а сами сидѣли около него и жалобно просили на погребеніе бѣднаго... Святитель, давъ деньги, бывшія при немъ, снялъ сверхъ того съ себя и верхнюю одежду и отдалъ ее для прикрытія покойника... Обманщики-же стали смѣяться надъ его довѣрчивостью:

— «Если-бы онъ въ самомъ дѣлѣ имѣлъ въ себѣ Божественнаго Духа, — говорили они, — то прозрѣлъ-бы, что передъ нимъ лежитъ живой человѣкъ, а не мертвый»... Однакоже, вѣроятно, уразумѣли они иное, когда, ставъ звать и расталкивать притворившагося товарища, съ ужасомъ увидѣли, что онъ въ самомъ дѣлѣ былъ мертвъ...

Во время гоненія отъ Декія (250) святитель Григорій удалился изъ города, спасая жизнь свою, нужную для паствы и другихъ церквей, и Богъ чудно сохранилъ его, укрывшагося на уединенномъ холму съ бывшимъ нѣкогда идольскимъ жрецомъ, котораго онъ обратилъ въ христіанство и посвятилъ въ санъ діакона. Однажды, когда его разыскивали, св. Григорій, замѣтивъ приближеніе воиновъ, сталъ на молитву съ воздѣтыми руками вмѣстѣ съ бывшимъ при немъ діакономъ и просилъ Бога защитить ихъ. И въ самомъ дѣлѣ воины, проходившіе нѣсколько разъ мимо молящихся, не замѣтили ихъ и, сойдя съ горы, разсказывали, что никого не нашли тамъ, а видѣли только два сросшіяся дерева...

Возвратясь по прекращеніи гоненія въ Неокесарію, св. Григорій продолжалъ свое ревностное служеніе церкви, присутствовалъ на соборахъ противъ лжеучителей и скончался въ 270-мъ году.

II. Два урока представляетъ намъ жизнь святителя Григорія.

а) Поревнуемъ, братія, во-первыхъ, любви св. Григорія къ чтенію слова Божія, которому онъ предался со всею ревностію послѣ принятія христіанства.

Изъ всѣхъ книгъ, существующихъ въ мірѣ, самая истинная, самая назидательная, есть Библія, или книга св. писанія.

аа) Первая причина, по которой мы должны читать слово Божіе, та, что въ немъ сообщаются однѣ небесныя и спасительныя истины. Всѣ другія книги наполнены погрѣшностями, а Библія заключаетъ въ себѣ точное, правилъное изложеніе вещей небесныхъ. Много книгъ съ мнѣніями соблазнительными, вредными, или, по крайней мѣрѣ, недостаточными къ освященію сердца человѣческаго, а въ Библіи изложены правила святыя, приводящія человѣка въ страхъ Божій и могущія облагородить и освятить нашу нравственную природу. Вотъ первая причина, почему мы должны читать священное писаніе!

бб) Вторая причина, побуждающая насъ читать священное писаніе, состоитъ въ происхожденіи священнаго писанія. Всѣ книги, кромѣ Библіи суть пдодъ ума человѣческаго, естественнаго или облагодатствованнаго, а Библія есть слово — есть гласъ Самого Бога. Все писаніе, т.-е. священное, богодухновенно (2 Тим. 3, 16), говоритъ ап. Павелъ. Вся Библія, написана по вдохновенію Духа Святаго. Богъ влагалъ мысли въ пророковъ и апостоловъ и заставлялъ ихъ передать эти мысли въ письменахъ. Царственный пророкъ Давидъ, писавшій въ свое время псалмы, составляющіе часть священнаго писанія, чувствуя, что въ этомъ случаѣ не его умъ дѣйствовалъ, а Духъ Святый внушалъ ему что писать, сказалъ о себѣ: языкъ мой трость книжника скорописца (Псал. 44, 2),т.-е. я только писецъ, а Богъ — Авторъ словъ, мною написанныхъ. Какъ же намъ не читать того писанія, которое ниспослано намъ отъ Создателя нашего, отъ Отца нашего небеснаго? Если грубо, невѣжественно и почти неестественно оставить безъ прочтенія, безъ вниманія то, что пишутъ намъ наши родители земные, то тѣмъ болѣе неблагоразумно, грубо не прочитать, или не выслушать того, что пишетъ намъ Отецъ небесный.

вв) Наконецъ святое писаніе надобно читать еще потому, что Самъ Богъ велитъ читать и изслѣдовать его. Испытайте писаній (Іоан. 5, 39), сказалъ I. Христосъ. Одного же смысла съ приведенными словами и слѣдующія слова Божіи: внемлите людіе Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы устъ Моихъ (Псал. 77,1). А что Богъ повелѣваетъ, то надобно исполнять, надобно читать или слушать священное писаніе охотно, часто, со вниманіемъ. (См. поуч. Іакова, архіеп. нижегородск. и арзам.).

б) Будемъ, во-вторыхъ, подражать благоразумной осторожности святителя Григорія въ жизни.

Сознавая, что его преждевременная смерть, какъ опытнаго пастыря церкви, во время гоненія можетъ причинить великое замѣшательство въ церковныхъ дѣлахъ, а главное, опасаясь малодушія неокрѣпшихъ въ вѣрѣ христіанъ, онъ, какъ мы сказали, отправился съ ними въ пустынныя горы и тутъ скрывался отъ гонителей, искавшихъ его, какъ ловцы — добычу. Изъ своего убѣжища онъ не переставалъ управлять дѣлами своей церкви и мудрыми распоряженіями достигъ того, что въ неокесарійской области гоненіе Діоклитіана не причинило существеннаго вреда церкви и въ средѣ пасомыхъ св. Григорія не оказалось падшихъ. Такъ мудрый пастырь благоразумною осторожностію сберегъ себя и свою паству отъ грозившей имъ неминуемой опасности.

Великое дѣло — благоразумная осторожность и разсудительность въ дѣлахъ. И Спаситель нашъ учитъ такой благоразумной осмотрительности въ жизни. Кто бо отъ васъ, хотяй столпъ создати, говоритъ Онъ, не прежде ли сѣдъ разчтетъ имѣніе, аще имать, еже есть на совершеніе? Да не когда положитъ основаніе, и не возможетъ совершити, вси видящіи начнутъ ругатися ему, глаголюще, яко сей человѣкъ начатъ здати, и не може совершити. Или кій царь идый ко иному царю снитися съ нимъ на брань, не сѣдъ ли прежде совѣщаваетъ, аще силенъ есть срѣсти съ десятью тысящъ грядущаго со двѣмадесять тысящами нань? Аще ли же ни, еще далече ему сущу, моленіе пославъ молится о смиреніи (Лук. 14, 28-33). Итакъ, задумывая что-нибудь сдѣлать, особенно что-нибудь важное въ вашей жизни — устроить ли наприм. свою судьбу женитьбою, или судьбу вашего сына, дочери, — не будьте опрометчивы, а хорошенько обсудите задуманное вами, чтобы, какъ говорится, не завязать жизни себѣ и своему родному дитяти и не плакаться потомъ на свою долю. Да и въ маловажныхъ вещахъ также будьте осмотрительны и осторожны: при первомъ появившемся въ васъ желаніи сдѣлать то или другое, пойти куда-нибудь и пр., при первомъ приглашеніи вашего друга-пріятеля на то или другое, не спѣшите сразу, а подумайте и обсудите: хорошо-ли будетъ, если вы такъ сдѣлаете, не придется ли вамъ изъ-за этого потерпѣть и пожалѣть. Особенно въ виду какой-нибудь опасности намъ нужно быть благоразумными и осторожными. Господь далъ намъ разумъ, чтобъ имъ освѣщали мы пути нашей жизни; будемъ же пользоваться этимъ дорогимъ свѣтильникомъ ума, чтобы намъ не спотыкаться и не падать на соблазнъ другимъ и на наше горе. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 559-561.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0